Страсти по вопросу, чье имя присвоить омскому аэропорту, накаляются, остается месяц до того, как будет принято решение.
1 ноября секретарь Общественной палаты Омской области Лидия ГЕРАСИМОВА огласила журналистам список великих людей, чьи имена выбрали для названия аэропорта в ходе второго этапа конкурса. К первой десятке, которую предложили общественные объединения региона (Дмитрий Карбышев, Виктор Блинов, Дмитрий ЯЗОВ, Егор Летов, Михаил Ульянов, Андрей Туполев, Роберт Рождественский, Сергей Манякин, Михаил Врубель и архиепископ Сильвестр), добавились еще семь – Иван Бухгольц, Федор Достоевский, Ермак, Александр Колчак, Николай II, Олег Охрименко, Леонид Полуэктов. Из названных личностей ныне здравствует сегодня только последний маршал Советского Союза, министр обороны СССР Дмитрий ЯЗОВ. Он родился в деревне Язово Калачинского уезда Омской губернии в 1924 году.
Однако на следующем — третьем — этапе омичи будут выбирать не из 17 фамилий (за последние семь проголосовали менее 500 человек), а только из первых десяти. Останутся три, которые и примут участие в заключительной фазе голосования. В итоге будет названо одно имя. Лидия ГЕРАСИМОВА подчеркнула, что сейчас подсчет голосов не ведется, понять, кто именно лидирует, нельзя. Считать начнут только на последнем этапе, который начнется 30 ноября. Результат озвучат 5 декабря.
Не секрет, что некоторые имена в списках разных аэропортов повторяются. Например, Федор Достоевский рассматривается как один из основных вариантов для санкт-петербургского Пулково. Интересно, что победа будет присуждаться по абсолютному количеству голосов, а это значит, что большинство в Санкт-Петербурге или Москве будет гораздо значительнее омского.
Еще месяц назад никто не мог и предположить, что такая отвлекалочка от глобальных проблем вроде повышения пенсионного возраста, увеличения НДС и роста цен так взбудоражит омское общество. Если поначалу люди высказывались почти пассивно, не радея за своего кандидата, а многие и вовсе не утруждая себя формированием собственной позиции, то с каждым днем градус страстей накаляется. Особенно небывалая активность наблюдается у 30-40-летних любителей русского рока, которые всерьез взялись за продвижение Егора Летова.
В конце октября в студии МКР-Медиа участие в обсуждении приняли Лидия ГЕРАСИМОВА, кандидат исторических наук, профессор Борис КОННИКОВ, журналист Георгий ШЕРШНЕВ (по скайпу). И большую часть времени сторонники Летова активно перетягивали одеяло на себя.
Первым продвигать кандидатуру Егора Летова взялся Георгий ШЕРШНЕВ: «Если напишете в гугле Манякин или Карбышев, количество страниц по запросам будет очень малым, в районе 80 тысяч, а если вы введете «Егор Летов «Гражданская оборона», там будет 4 млн. страниц – это больше, чем у Михаила Врубеля, чем у всех кандидатов, которых предлагали в Омске. Лучше фамилии, чем Летов, для омского аэропорта не найти».
«КВ» проверили, насколько Летов переплюнул Врубеля. Оказалось, что гугл на запрос «Егор Летов» выдает 586 тыс. результатов, а на «Михаил Врубель» – 355 тыс. В то же время на запрос «Всеволод Иванов» (писатель, журналист, первая книга которого была напечатана в Омске) выходит 2 млн. 480 тыс. ссылок. Получается, Всеволод Иванов популярнее Летова и Врубеля вместе взятых?! И даже Федора Достоевского, у которого всего-то чуть более 1,5 млн. результатов в гугле?
Продолжил отстаивать кандидатуру Егора Летова блогер Владимир ЛИФАНТЬЕВ: «Почти все указанные в списке фамилии имеют отражение в омской истории. В честь этих людей названы улицы, поселки. Давайте говорить честно: Летов – это гениальный поэт. Если кто-то скажет, что это не так, пусть назовет другого гениального поэта, который бы жил и творил в те же годы». Когда журналисты, растерявшись, промолчали, блогер продолжил: «С Летовым поступили несправедливо. При Леониде Константиновиче у него были гастроли в Париже, Нью-Йорке, но не было в Омске. Это борьба с исторической несправедливостью. Все наше поколение не понимает, почему человека вымарывали, почему его приходилось слушать из-под полы на аудиокассетах, а не сходить к нему на концерт. Его было запрещено слушать, и это уже после того, как мы победили Советский Союз. Мы же не в Цюрихе живем, чтобы все называть именем Моцарта!». И действительно не в Цюрихе.
Когда Борис КОННИКОВ удивился:«Кто определил его гениальность, это ваше мнение?», блогер сослался на критиков, омичей, а из конкретных личностей назвал вице-губернатора региона Владимира КОМПАНЕЙЩИКОВА.
Блогер и журналист Виктор КОРБ тоже поддерживал кандидатуру Летова: «Как оценивать гениальность, содержательность? Я вам скажу как профессионал в этой сфере. Да, надо оценивать по частотной упоминаемости в интернете. Это абсолютно точный, объективный критерий последних десятилетий. Если вас нет в Интернете, то вас нет в жизни. Вас нет ни в экономике, ни в культуре – ни в чем. Летов – это не только молодое поколение, это до 60 и старше. Но главное, как ни парадоксально, – это один из высочайших способов консолидации – общественной и гражданской. На поддержке этого имени объединились (не договариваясь!) такие фигуры, как КОРБ и Кристина ПОТУПЧИК, КАШИН и Виктор СКУРАТОВ, МИХАЛКОВ и ШЕВЧУК. А это главная задача проекта – чтобы мы могли объединяться на важнейших ценностях».
К сожалению, общественники, выдвинувшие других кандидатов, на пресс-конференцию в МКР-Медиа не пришли. Услышать столь же яркие спичи в их поддержку не удалось. Приглашенные же спикеры старались соблюдать нейтралитет. Лидия ГЕРАСИМОВА обратила внимание участников дискуссии, что главным критерием должен быть вклад человека в формирование российского общества: «Чтобы россияне, которые проживают сегодня не в России, знали этих людей. Я говорю, например, о Роберте Рождественском, о Карбышеве. Карбышева знают как героя Советского Союза и ассоциируют с Омском. Почему промышленники и предприниматели назвали Туполева? Потому что его имя связано с формированием авиа-составляющей Омска. Он в самые тяжелые годы жил и работал в нашем городе. Каждая группа гражданского общества представляет свою личность. А голосовать будут граждане, и не только жители Омска. За одну фамилию, один аэропорт один раз может проголосовать и житель Парижа, если он омич и заинтересован, чтобы аэропорт назывался так, а не иначе».
Представитель проекта «Современный русский» Тамара СКОК отметила, что если назвать аэропорт именем Летова, это будет рождать позитивные ассоциации с летом: «А если назвать именем Врубеля, представляете, какой красивый будет аэропорт, когда картины художника вступят в пространство в качестве элементов! Это будет уникальный арт-объект, привязка ментальная, артистическая, душевная. Нужно искать имя, которое находит отголоски, чтобы оно было не номенклатурное, не тяжелое, не со звездами героев. За них, конечно, спасибо, но одно дело – публично расшаркаться, а другое — отогреться душой. В этом плане названия Внуково и Домодедово чрезвычайно уютно звучат. Федоровка нам такой ассоциации не даст».