В последние годы мелиорации стали уделять повышенное внимание.
В России вспомнили о пользе орошения и осушения. О том, как развиваются эти направления в нашем регионе, обозреватель «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у потомственного мелиоратора Владимира МУНИ. Он в начале 2018 года возглавил ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз» и первое свое интервью дал «КВ».
– Владимир Эльмарович, вы больше 20 лет занимаетесь мелиорацией, из них 15 проработали в Омскмелиоводхозе. Расскажите о вашем видении развития мелиорации в регионе.
– Мы находимся в зоне рискованного земледелия. У нас случаются нормальные по количеству осадков годы, а бывают засушливые или когда дожди идут не тогда, когда влага особенно остро нужна растениям. А это потеря урожая. В овощеводстве все просто: либо получаешь по 20 тонн картофеля с гектара на богарных землях (от ред.: неполивных), либо по 45 – 50 тонн – на поливных. Разница в урожае значительная, и у людей есть уверенность, что они его получат, а это стабильный доход. Орошением заниматься необходимо. Если для пшеницы это не всегда рентабельно, то овощеводы без полива не могут.
Для животноводства необходима стабильная кормовая база. Если северные районы по своим климатическим условиям имеют возможность получать достаточно хороший урожай кормовых, то в южных это проблема. Многие еще помнят последний острозасушливый год, когда СПК «Ермак» (Нововаршавский район) со всей области возил корма. Хозяйством тогда руководил Иосиф Яковлевич ГЕРК. Он справился с ситуацией – скот не вырезал, людей не сократил, но сколько это ему стоило сил и финансов! Сейчас, кстати, «Ермак» занимается реконструкцией внутрихозяйственных оросительных сетей. Региональное министерство сельского хозяйства и федеральный Минсельхоз сегодня оказывают очень хорошую поддержку: строительство, реконструкция, техперевооружение на мелиоративных системах субсидируются в объеме 70 процентов от затрат.
– Это много. Но ведь и системы орошения недешевы, не все смогут потянуть даже оставшиеся 30 процентов.
– Да, мелиоративное строительство требует достаточно больших средств, и не каждому желающему иметь мелиорированные земли оно по силам. Но возможно его осуществление по отдельным этапам с привлечением кредитных средств. Кроме того, есть субсидирование технического перевооружения, через которое аграрии могут на начальном этапе какую-то часть работ по ремонту оросительных сетей выполнить хозспособом, а при помощи субсидии заменить старые дождевальные машины на новые. Фермеры этим активно пользуются. Большая машина стоимостью 10 млн. рублей обойдется в 3 млн., согласитесь, это существенно. А поливать она сможет порядка 150 га. Если посчитать дополнительный урожай с этой площади, то техника окупается хорошо.
– Хорошо – это за сколько?
– За один-три года, а при финансовой поддержке министерства сельского хозяйства может и за год.
– А как у нас обстоят дела с осушением?
– В области числится 46 тыс. 219 га осушенных земель. Используется порядка половины, потому что востребованность снизилась. В основном там выращивают кормовые культуры, заготавливают сено, занимаются выпасом животных. Сейчас начинается возрождение сельского хозяйства на севере – фермеры заводят скот, нужны дополнительные площади под выращивание кормовых. Получить их можно, наладив работу существующих осушительных систем. У нас на балан...
Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию по телефону 95 – 61 – 46.