Руководство «ОмскВодоканала» рассчитывает перейти на концессию

Дата публикации: 01 февраля 2019

Гендиректор предприятия признает, что это муниципалитету невыгодно, но именно такой контракт позволит провести масштабную замену изношенных сетей, приводящих к частым авариям. 

21 ноября на внеочередном заседании комитета омского Горсовета по вопросам ЖКХ и транспорта депутаты обсудили доклад директора ОАО «ОмскВодоканал» Сергея ШЕЛЕСТА об итогах исполнения в 2016 – 2018 годах инвестиционной программы предприятия в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. Вопросов к деятельности компании у народных избранников было немало.

Что сделано

Как рассказал руководитель ОАО, изначально сумма финансирования программы составила 2 млрд. 579 млн. рублей. Приказом РЭК в программу 2018 – 2019 годов внесены изменения в части сокращения объемов финансирования по источникам инвестиционной составляющей в тарифе на водоотведение на 2019 год, а также по источникам платы за подключение в связи с уменьшением количества обращений застройщиков за подключением объектов капитального строительства. Общий объем средств инвестпрограммы после корректировок составил 2 млрд. 137 млн. рублей.

В инвестпрограмму включена реконструкция муниципального имущества, переданного в аренду ОАО. Объем обязательств в этом направлении составит 756 млн. рублей на 4 года. Всего, по словам ШЕЛЕСТА, должно быть выполнено 36 мероприятий, из них на сегодня завершены восемь, 28 – в работе.

До 2022 года рассчитана программа по снижению сбросов. Объем необходимых инвестиций – 1,4 млрд. рублей. При этом на период 2016-2018 годов по ней отсутствует инвестиционная составляющая, все источники являются собственными – нетарифными средствами предприятия.

На 2016-2019 годы плановый объем инвестиций составляет 1 млрд. 587 млн. рублей. Исполнение до конца 2018 года прогнозируется на уровне 1 млрд. 619 млн. рублей, что составит 102% от плана. Это с учетом двух программ, в том числе инвестпрограммы 2008-2015, которая все еще завершается.

Общий объем финансирования мероприятий, не связанных с подключением новых абонентов, составляет 929 млн. рублей, на реконструкцию и модернизацию из них направлено 442 млн. рублей.

– В сфере холодного водоснабжения омский водоканал внедрил технологию применения продуктов мембранного электролиза поваренной соли для очистки речной воды общей стоимостью 130 млн. рублей. Проект был начат в 2014 году, в октябре 2018 запустили в промышленном масштабе, – отметил Сергей ШЕЛЕСТ.

В декабре 2017 года завершено строительство сооружений повторного использования промывных вод на Ленинской очистной водопроводной станции. Проект реализовывался в две очереди – первая, за счет финансирования из разных уровней бюджета, сдана в 2015 году, вторую предприятие выполнило на свои средства – 364 млн. рублей.

Что касается других работ, в сфере водоотведения 51 млн. рублей потрачен на установку нового декантера взамен двух старых очистных сооружений канализации. В 2016-2017 годах проводилась реконструкция коллекторов на сумму 240 млн. рублей. До конца 2018 года планируется закончить строительно-монтажные работы на канализационных станциях на 80 млн. рублей.

По результатам проверки РЭК, инвестпрограмма «ОмскВодоканала» в 2017 году выполнена на 70%.

На уточняющий вопрос депутата Олега АФАНАСЬЕВА, касающийся новых объектов, сетей и сроков их передачи в собственность муниципалитета, ШЕЛЕСТ пояснил, что их переводят в аренду через 13 лет после ввода в эксплуатацию. Причем это касается и сетей, построенных за счет городского бюджета.

Спор из-за многодетных семей

Проблему с водоснабжением участков, переданных многодетным семьям в районе улицы Молодова, поднял депутат Андрей ТКАЧУК. До земельных участков, как рассказал ШЕЛЕСТ, водопровод провели и обеспечили точки подключения по техзаданию мэрии. На это ушло 33,6 млн. рублей, а само подключение абонентов в программу не входило.

Как все-таки решить проблему, поинтересовался парламентарий, если, по его словам, до точек подключения больше 300 метров, а собственникам выставляют счет на 3 млн. рублей, чтобы подключиться.

Гендиректор «ОмскВодоканала» заявил, что бывал в этом микрорайоне, общался с жителями, многодетных семей там практически нет, многие участки перепроданы. К выходу из этой ситуации, считает он, администрации нужно подходить комплексно.

– Проблема должна решаться комплексно со стороны администрации. Если взяли на себя обязательство выделять людям земли с коммуникациями, так нужно решать эту проблему. Если уж хотели помочь этим семьям, нужно было давать денежную компенсацию либо строить и давать готовое жилье с коммуникациями, – высказался ШЕЛЕСТ. 

В рамках инвестпрограммы продолжать подводить водопровод в участки невозможно по закону, пояснил гендиректор.

Но тема с многодетными семьями на этом не закончилась, более ярким выступлением на этом заседании отличился депутат-единоросс Алексей ПРОВОЗИН, которое ему позже чуть не стоило партбилета.

Сначала он поинтересовался у директора депархитектуры Игоря ПАВЛОВА, сколько из бюджета потратили на проекты планировки и межевания микрорайона по улице Молодова, где размежевали около 500 участков для многодетных. Чиновник не смог ответить на вопрос, но сообщил, что работу выполнил Омскгражданпроект.

Тогда депутат обратил внимание, что только Омскэлектро вложило в это минимум 43 млн. рублей, а водоканал – 30 млн., и это без учета информации от депархитектуры и газовиков.

По его словам, «так называемые многодетные семьи, в том числе и цыганские, ведут активную торговлю этими земельными участками, 80% участков уже продано, и это ни для кого не секрет». Апофеозом стало его заявление о том, что он не хочет платить за многодетные семьи.

– Воля была федеральная, и в итоге свалена на регионы и муниципалитеты. Моя позиция – если воля государева, то пусть государь и платит за многодетные семьи, которые в большинстве таковыми не являются, – объяснил свою позицию ПРОВОЗИН.

После такого заявления на него посыпалась критика от коллег в Горсовете. Председатель комитета ЖКХ и транспорта Виталий ПУТИНЦЕВ назвал его суждения опасными.

В конце заседания Алексей ПРОВОЗИН решил уточнить свою позицию, немного смягчившись: 

– Мера поддержки многодетных семей в форме выделения земельного участка для строительства жилого дома безусловно правильная. Участок должен выделяться с возможностью присоединения ко всем коммуникациям, это даже не обсуждается. Но ни региональный, ни муниципальный бюджеты, по моему мнению, не должны вкладывать в это ни рубля. Демографическая политика – это государственная политика. Это Конституция. И не дело сваливать на регионы, и тем более на муниципалитеты, выполнение государственной политики.

В четверг благодаря СМИ новость о выходке депутата дошла до верхов правящей партии, и секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей ТУРЧАК поручил руководителю омского регионального отделения партии Юрию ТЕТЯННИКОВУ разобраться в ситуации с высказыванием ПРОВОЗИНА. В пятницу на политсовете регионального отделения «провинившийся» депутат отделался предупреждением.

Мечты о концессии

На вопрос депутатов о количестве бесхозяйных объектов, находящихся на обслуживании предприятия, Сергей ШЕЛЕСТ рассказал, что на сегодня протяженность сетей водоснабжения, которые использует «ОмскВодоканал», составляет 1814 км, в аренде – 1724 км, в статусе бесхозяйных сетей – 89,9 км, или 5%. По водоотведению: 1270 км сетей находятся в пользовании, из них 73 км – бесхозяйные.

Также руководитель обозначил еще одну проблему предприятия. По его словам, средства, поступающие в бюджет в размере 200 млн. рублей от аренды и тарифов, не направляются администрацией города на модернизацию водоснабжения и водоотведения, а используются уже на усмотрение муниципалитета. На что вице-мэр, директор департамента финансов Богдан МАСАН пояснил, что по закону эти деньги не являются целевыми, поэтому не могут быть направлены именно на водоснабжение и водоотведение.

Тогда Сергей ШЕЛЕСТ предложил пересмотреть договор с департаментом имущества, с которым ведутся судебные тяжбы.

– Сегодняшние отношения, выстроенные между «ОмскВодоканалом» и департаментом имущественных отношений администрации города, кривые, непрозрачные, они ведут не к развитию, а к ухудшению систем водоснабжения и водоотведения, – выступил он с критикой и продолжил, предложив свой вариант решения проблемы: –Я считаю, надо переходить на долгосрочную концессию, где будут четко прописаны инвестиции. С моей точки зрения, мы в течение 5 лет ежегодно должны минимум хотя бы 200 км сетей либо реконструировать, либо менять, чтобы выйти на нормальный уровень, и потом уже по концессии идет возврат через тариф. Нужен серьезный рывок, чтобы предотвратить аварийные ситуации, которые возникают в последние дни.

При этом Сергей ШЕЛЕСТ отметил, что «администрация крайне не заинтересована в переходе на концессию, потому что, естественно, теряет бюджет». Но в этом случае, считает он, увеличивается налог на имущество, который, правда, направится уже в областной бюджет.

Председатель комитета Виталий ПУТИНЦЕВ напомнил, что по вопросу перехода «ОмскВодоканала» на концессию существует рабочая группа, однако она не активна, и сейчас она должна начать работать.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/noyabr/45/rukovodstvo-omskvodokanala-rasschityvaet-pereyti-na-kontsessiyu