«РоссТур» взял неделю, чтобы разобраться в ситуации. Напомним, как развивались события в истории с екатеринбургским туроператором.
3 октября стало известно, что с центром бронирования «РоссТур» приостановили сотрудничество четыре крупных российских туроператора – «Пегас Туристик», «Корал Трэвел», «Санмар» и «Интурист». Эта новость моментально всполошила туристическую сферу регионов.
Дело в том, что компания «РоссТур» лишь формально является туроператором, фактически же – это центр бронирования, через который турофисы (работают по франшизе) выкупают предложения других туроператоров. И таких турфирм, по данным Российского союза туриндустрии, 422 в 161 городе. Самое большое количество в Екатеринбурге – 54, поскольку организация родом оттуда, затем идут Санкт-Петербург и Москва, а почетное четвертое место занимает Омск, где до тревожных сообщений функционировало 17 офисов.
Некоторые эксперты отрасли считают, что если «РоссТур» как туроператор объявит об остановке деятельности, ему поможет страховка, оформленная в компании ERV. 5 октября, когда считалось, что долг компании выражается в цифре 15 млн. рублей, глава «РоссТура» Александр НЕДОПОЛЗ заявил, что финансовых гарантий организации (150 млн. рублей) вполне достаточно для компенсации всех отмененных туров. У «РоссТура» оформлено по 50 млн. рублей гарантий на три юридических лица: ООО «РоссТур», ООО «Туроператор РТ-Центр» и ООО «Туроператор Р-Тур». Все они зарегистрированы в Екатеринбурге.
Однако уже 8 октября пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина ТЮРИНА заявила о том, что задолженность компании «РоссТур» перед туроператорами может достигать 3,5 млн. долларов: «РоссТур» ежегодно пропускал через себя не менее 100 тыс. туристов, из них на май-октябрь обычно приходится не менее 70 процентов всего объема (примерно по 10 тыс. туров в месяц). Глубина оплаты в турагентствах в среднем больше двух недель – соответственно, минимум 5 тыс. туристов. При средней стоимости одной путевки 700 долларов общая сумма за 5 тыс. составит 3,5 млн. долларов, или 230 млн. рублей».
В понедельник 8 октября получить комментарий по складывающейся ситуации в офисах «РоссТура» «КВ» не удалось: там, где отвечали на телефонные звонки, от комментариев отказались, до части офисов дозвониться не получилось. По приблизительным оценкам учредителя компании «Евразия-Тур» Ларисы САВОСТЬЯНОВОЙ, число пострадавших в Омске может составить более 500 человек.
«Если центр бронирования объявит о приостановке свой деятельности (а она никак не застрахована) – люди потеряют все деньги. Если, конечно, «РоссТур» не придумает какие-то пути возврата средств клиентам, – уверена глава омского турагентства «Мистер Фогг» Елена КАШЛЕНКО. – Почему возникла такая ситуация? «РоссТур» никогда не платит туроператорам сразу, как получает деньги от турагентов. Рассчитывались за туры перед вылетом, и туроператоры в какой-то момент не выдержали. Правила туристического рынка: получил от клиента предоплату – заплати туроператору, он в свою очередь рассчитается с авиакомпанией и т. д. Цепочка не должна прерываться. А «РоссТур» играл по-другому. Изначально была взята неверная политика. Они что-то делали с деньгами (обороты-то были бешеные!), но не предполагали, что рубль может так жестко обвалиться. В итоге накопились долги».
Елена КАШЛЕНКО уверена, что при грамотно составленном с «РоссТуром» договоре омские агентства не пострадают:«Они разведут руками: а мы все деньги перечислили «РоссТуру», все вопросы к нему. У нас только агентское вознаграждение. Пострадают лишь люди, потому что такие турфирмочки не готовы нести ответственность за клиента». Она рассказала о том, как еще несколько лет назад пыталась объяснить одному из клиентов, что компании, которые дают столь большие скидки, долго не продержатся на рынке: «Я ему тогда сказала: посмотрите, что будет с «РоссТуром» через пару лет. Клиенты шли в него, потому что он всегда демпинговал. Сам центр бронирования работал за пару процентов. Этого не достаточно даже для того, чтобы содержать штат. И туроператоры прекрасно понимают, что если сейчас не остановить этот процесс, то уже завтра сумма, как снежный ком, вырастет в 10 раз».
Официальных сведений о пострадавших в Омске пока нет. Об этом стало известно 9 октября на совете по развитию туризма в Омской области. Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора Наталья БУЙВОЛ пояснила, что к ним жалобы по данному вопросу пока не поступали. Заведующая кафедрой туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса ОмГТУ Евгения КУЛАГИНА посоветовала не спешить с выводами:«Сегодня все ждут, объявит ли «РоссТур» о прекращении туроператорской деятельности. Руководители омских турфирм полагают, что если возникнет такая ситуация, появятся сложности, ведь при покупке тура существовали посредники, т. е. складывалась цепочка: агент, субагент и туроператор. Но интересы туристов защищены механизмом финансовых гарантий и возможностью претенциозно-исковых мероприятий».
Турбизнес боится, что ситуация с «РоссТуром» отразится и на честных игроках, произойдет потеря доверия к турагентствам в принципе. Некоторые пытаются профилактировать такую историю, так, в посте, который опубликовало на своей страничке «ВКонтакте», одно из новосибирских турагентств, есть обращение к клиентам: «Внимание: «Эль-Тур» не имеет отношения к «РоссТуру» и любым другим центрам бронирования! Нам уже поступило много звонков от взволнованных туристов. К сожалению, на этой неделе произошло неприятное событие на туристическом рынке, которое затронуло туристов по всей России. Поэтому мы срочно хотим успокоить наших туристов и помочь пострадавшим, чем сможем. Мы работаем ТОЛЬКО НАПРЯМУЮ со всеми туроператорами! «РоссТур» – не единственный центр бронирования, и несколько других центров уже начали сталкиваться с такими же отключениями. Для всех пострадавших в данной ситуации мы готовы предложить свою помощь в бронировании другого тура по специальным условиям!»
Вот такой пиар на костях конкурентов. Но в одном они точно правы: это не единственная турфирма, работающая за мизерный процент, а следовательно, находящаяся в зоне риска. Директор ООО «Евразия-Тур» Сергей САВОСТЬЯНОВ на заседании совета по туризму просил обратить внимание на подобные компании, работающие в Омске, проверить их документы, наличие кассовых чеков.