Они опасаются, что юридическая помощь станет недоступной для населения.
7 августа этого года Межрегиональная общественная организация «Палата судебных поверенных» направила в Тверской районный суд города Москвы административное исковое заявление с требованием признать незаконным бездействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Об этом «КВ» сообщил председатель омского отделения МОО «ПСП» Борис ИРЛИЦИН.
14 мая организация направляла в Генпрокуратуру РФ обращение с просьбой провести проверку и принять меры прокурорского реагирования по факту превышения полномочий Минюстом России и нарушения нормативных предписаний «Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313. Поверенные усомнились в законности деятельности членов рабочей группы в рамках Программы «Юстиция» при формировании проекта «Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предусматривающий обеспечение доступа граждан и юридических лиц на получение квалифицированной юридической помощи». Просят они и провести проверку «по факту нарушения положения пунктов 1 и 2 части 5 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ при проведении Межрегиональной общественной организацией «Палата Судебных Поверенных» общественного мониторинга по вопросу непредоставления информации или предоставления неполной информации».
ИРЛИЦИН объяснил, что упомянутая Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи подразумевает принятие закона так называемой «адвокатской монополии». Ситуация, со слов юриста, следующая: «Основная задача предстоящей реформы – объединить всех практикующих юристов и адвокатов в единое профессиональное сообщество на базе существующей адвокатуры. По нашему убеждению, это только усугубит накопленные проблемы, сделает квалифицированную юридическую помощь в прямом смысле недоступной для населения. Нет сомнений, что реализация предложенного механизма породит дополнительные материальные препятствия для граждан, так как неизбежно повысит цену оказываемых услуг, как это сейчас происходит в нотариате, существенно ограничит их доступ к правосудию, что подрывает гарантии обеспечения судебной защиты прав и свобод граждан. Это же приведет к нарушению конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности, на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии. Очевидно, что обеспечение гарантий одного рода прав граждан за счет ущемления иных конституционных прав граждан недопустимо».
Ожидается, что концепция будет окончательно внедрена к 1 января 2023 года. С этого момента юридическую помощь в РФ вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования, и лишь адвокаты смогут осуществлять представительство во всех судебных инстанциях (не распространяется на корпоративных юристов). В течение текущего года разрабатывается нормативно-правовая база реформы рынка юруслуг. В следующем предполагается обеспечить «временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру». Им смогут воспользоваться обладатели юридических дипломов со стажем работы по юридической специальности не менее пяти лет. Упрощенный порядок приема в адвокатуру будет предполагать «проверку знаний только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, осуществляемую в форме тестирования». К концу 2022 года «должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества».
Поверенные отмечают, что состав рабочей группы, занимающейся подготовкой концепции, как и результаты ее работы, не были опубликованы для ознакомления ни в СМИ, ни в сети Интернет. Публичные слушания (отраслевые конференции) также прошли мимо юридического сообщества. Минюст РФ ответил, что проект разбирался на шестом и седьмом Петербургском международном юридическом форуме. Однако поверенные указывают в своей жалобе, что мероприятие является закрытым, доступ к нему – платным, поэтому это нельзя назвать «общественным обсуждением».
Не представлено широкому юридическому сообществу и научное обоснование необходимости введения концепции. Но более того, палата полагает, что ведомство действует за пределами своих компетенций и полномочий. В исковом заявлении есть следующий довод: «Функции Минюста России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию ограничены рамками установленной для ведомства сферы деятельности. Установленные для Министерства юстиции сферы деятельности определены в пп.1 п.1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313. Регулирование рынка юридических услуг, равно как и регулирование любых иных товарных рынков не входит в сферу деятельности, установленную для Министерства юстиции Российской Федерации».
Как описывают в своем иске истцы, упомянутое положение «содержит прямое запрещение Минюсту России при осуществлении правового регулирования в установленной для Минюста России сфере деятельности устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод человека и гражданина за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией РФ».
Иск рассмотрит судья Тверского районного суда Москвы Мария МОСКАЛЕНКО. Судебное заседание назначено на 24 октября.