«Тюменские власти и бизнес в постоянном диалоге и на одном языке разговаривают»

Дата публикации: 18 октября 2018

Молодое предпринимательское сообщество ищет «акул» бизнеса среди студентов и пытается работать без господдержки. 

11 октября в редакции «КВ» прошел круглый стол с участием представителей молодежного предпринимательского сообщества. Успешные бизнесмены и коучи поговорили о перспективах развития малого бизнеса в Омском регионе, «заглянули к соседям», поразмышляли об улучшении диалога с местной властью, а также поделились наболевшими проблемами при построении бизнеса.

Даешь, молодежь!

Юлия МАЛЮТИНА, директор ООО Издательский дом «КВ». Учитывая ваши контакты, помимо собственного бизнеса, вы взаимодействуете с другими предпринимателями, можете экспертно оценить, как обстоят дела в регионе и в России в целом с развитием малого и среднего бизнеса и молодежного предпринимательства в частности?

Александр ДЕРЯБИН, председатель комитета по развитию молодежного предпринимательства «ОПОРЫ России». Дела обстоят не очень хорошо с точки зрения увлечения молодежного предпринимательства. По опросам социологов, только 2 – 3% людей в стране говорят, что они хотели бы иметь собственный бизнес. Это очень мало. Например, в европейских странах эта цифра больше 20%. Многие из нас общаются со студентами, и когда ты задаешь вопрос: «Кто бы из вас хотел стать предпринимателем?» – чаще всего получаешь ответ, что никто. Когда мы говорим о развитии молодежного предпринимательства, мы понимаем, что необходимо со школы, в студенчестве помогать появляться молодым предпринимателям или хотя бы задумываться о такой возможности. Мы не говорим, что иметь собственный бизнес нужно всем, но про саму возможность, что это можно и это не страшно, говорить нужно.

Юлия МАЛЮТИНА. Что мешает нынешней молодежи задуматься о собственном бизнесе?

Артем ЗАТОЛОКИН, основатель акселератора To Can. Страх – это фактор номер один. Страх нести ответственность и готовность стать предпринимателем – это два ключевых фактора. Готовность к риску и уровень ответственности, который нужно взять за себя, за то, что ты делаешь, за других людей и многое другое. Существуют  тенденции, что этот рынок стабилизируется, потому что это отдельный рынок – предприниматели. Он внутри себя генерирует массу других рынков. На сегодняшний день в Омске происходит следующее: 10 лет у нас ничего не было, а тут за полгода решили впихнуть все. Обратите внимание на количество событий, которые за полгода произошли. Мне кажется, может наступить «передоз». В целом молодежное предпринимательство – это вектор развития, потому что в 2018 году все меняется. Держатели бизнеса это отчетливо понимают, потому что сейчас построение всех моделей и передовые разработки, технологии и тактики принятия решений – они находятся у молодых. Это как раз таки те 2%, которые бесстрашны.

Предпринимательские сообщества как способ саморазвития

Юлия МАЛЮТИНА. Предпринимательские сообщества – насколько они помогают в ведении бизнеса?

Артем ЗАТОЛОКИН. Это все зависит от участника этого сообщества. От конкретного индивидуума, от которого целиком и полностью будет зависеть, как это сообщество будет помогать ему способствовать развивать его бизнес. Если он не готов принять сообщество, то оно для него будет даже более токсично. Здесь не только деловые партнерские отношения, но и дела, выходящие за уровень наших предпринимательских интересов. Мы делаем какие-то вещи для развития региона, изменения каких-либо ситуаций.

Александр ДЕРЯБИН. Когда мы спрашиваем молодых предпринимателей, какая основная потребность у вас, чего не хватает, есть три момента и один из них – это сообщество, которое тебя окружает. Второе – это знания, и третье – ресурсы для развития бизнеса.

Анна БИЗИНА, директор галереи дизайна ООО «Домус-интерьер». Мой пример такого сообщества. В рамках программы обучения проекта «Сфера развития» была сформирована группа из 6 человек – все действующие предприниматели. Встречались раз в неделю. Там требовалось предоставление отчетов в письменном виде, имелся договор о неразглашении информации, поэтому мы общались между собой открыто. Могу сказать, на выходе происходит так, что каждый участник находит ответы на все свои вопросы, а также учится на ошибках других участников проекта. Я считаю, те, кто тебя окружают, формируют твое сознание, отношение к жизни и многое другое. Поэтому, наверное, очень правильный путь формирование сообществ и развитие менторства.

Петр КОЗЛОВ, генеральный директор ООО «Умный дом Омск». Я поддержу Анну, так как был в первом потоке этого проекта. У нас были очень большие моменты сплочения. Мы, не жалея своего времени, разбирали каждого участника. У нас была проработка ресурсов и определенных психологических аспектов. Я считаю, что предпринимательству в принципе не обучают нигде. Предприниматели обучаются всегда. Второй момент – это наставничество, чтобы можно было у кого-то спросить совета, чтобы посмотрели со стороны, что ты делаешь. Третий момент – нетворкинг.

Высшее образование – вектор успеха... или нет?

Юлия МАЛЮТИНА. По поводу образования, кто из вас имеет образование, касающееся бизнес-управления?

Александр ДЕРЯБИН. Я окончил наш классический университет (ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. – прим. автора), экономический факультет. А также учился в Высшей школе экономики по программе MBA, которая помогла моим практическим знаниям придать форму.

Константин ТРЕЩЕТКИН, директор образовательной компании ООО «Малик». У меня тоже классический университет, только юридический факультет. Бизнес-образования у меня пока нет.

Артем ЗАТОЛОКИН. Я по базовому образованию – инженер-технолог. Второе – экономика и управление. Всем рекомендую, если есть способности, идти учиться на техническую профессию, потому что мыслительный процесс так, как дает инженерное образование, никто вам не даст.

Павел ДОЛТЕС, генеральный директор транспортной компании ООО «ДИП-сервис». У меня 11 классов. Высшее образование – ОмГТУ, факультет информационных технологий и компьютерных систем, который мне в жизни вообще не пригодился. На этапах становления своего бизнеса я окончил Российскую академию народного хозяйства, и мое мнение об образовании изменилось, я хочу учиться. Обучение в академии было построено на реальных кейсах, обсуждениях, появилось столько связей, друзей по всей стране.

Анна БИЗИНА. Я дизайнер. Когда была на одном из предпринимательских форумов, открыла для себя тему Сколково, хотелось бы попробовать.

Петр КОЗЛОВ. Мое высшее образование – это организационный психолог, психолог труда. Второе – проектный менеджер, также я окончил много курсов повышения квалификации. Повторюсь, что для предпринимателя беспрерывное и постоянное образование – это основа.

Николай САУЛЯК, владелец гастрономических заведений в Омске. У меня 9 классов образования. Я очень много читаю. Систематические знания, наверное, улучшают возможность предпринимателя на старте. Но я считаю, что в предпринимательстве самое важное – «берись и делай». Когда у тебя знаний меньше, тогда и страхов меньше.

Денис ВАЛИАХМЕТОВ, владелец мебельных салонов в Омске. Я в СибАДИ учился, на «гаишника».

Кредиты, субсидии – с чего начать и как поддержать бизнес?

Юлия МАЛЮТИНА. Расскажите о взаимодействии с банками на разных этапах развития бизнеса, а также государственной поддержке – насколько она помогает в ведении своего дела?

Николай САУЛЯК. Главное – не путать самозанятость и предпринимательство. Для людей, которые переросли в предпринимателей, – для них проблема финансирования не стоит. Они либо найдут инвестора, либо найдут возможность получить кредит. Я открывал кучу бизнесов без денег.

Александр ДЕРЯБИН. Стартовать можно без денег. Если, например, начинаете с услуги, более простой вход в бизнес – ее можно бесплатно начинать продавать в Интернете и таким образом делать какие-то первые шаги в бизнесе. При этом мы сталкиваемся с нехваткой средств на этапе масштабирования. С банками на ранних этапах очень сложно, потому что банки всегда ждут залоги. В целом банки не готовы к работе с начинающими предпринимателями. Здесь, безусловно, нужны какие-то другие инструменты.

Павел ДОЛТЕС. Банки дают деньги всем, при условии, что компании должно быть более года, либо под гарантию действующего бизнеса. Овердрафты тоже дают всем. Единственное, предприниматели не работают со Сбербанком, потому что там ничего не двигается. Снижают ставки, но на те вещи, которые неинтересны. Очень хочется, чтобы они немножко развернулись к людям. С малым бизнесом есть хороший контакт у Альфа-Банка и ВТБ-24.

Николай САУЛЯК. История финансирования бизнеса должна быть частная. Самое плохое, когда государство начинает выдавать какие-то субсидии. Рыночная экономика – это когда выживает сильнейший. Когда государство начинает вмешиваться и давать непорядочным предпринимателям деньги, это просто временная затычка где-то там в статистике. Эти деньги в экономику влетели и растворились за 3 секунды. Человек просто ничего не понял, потому что деньги не свои. Лучшее, что может делать государство, – просто не лезть в экономику вообще. Пусть делают дороги и следят за чистотой на улицах. А экономика... это как в природе – выживать должны сильнейшие.

Александр ДЕРЯБИН. У государства много инструментов для предпринимательства, но они не могут найти предпринимателей. Сами предприниматели, пытаясь вникнуть в процесс господдержки, понимают, что все слишком сложно, поэтому они стараются в это не лезть. Иногда, бывает, создаются некие помехи. Тогда предприниматели просят государство просто не мешать. То, о чем говорил Николай – бесплатные деньги – это действительно история очень неэффективная. Сейчас уже на федеральном уровне от бесплатных денег для предпринимателей государство отказалось. Я думаю, что это очень скоро придет и на региональный уровень. Деньги, безусловно,  должны быть платными и возвратными. Тогда у предпринимателя есть потребность эти деньги использовать эффективно. Другой вопрос связан с процентами. То есть эти деньги могут быть более дешевыми. У нас есть такие компании, мы их называем «грантоежки», которые живут бесконечно на получение каких-либо грантов, субсидий и из себя ничего не представляют. Их достаточно много, и без этой поддержки они не становятся экономически самостоятельными. С тем, что совершенно никакая поддержка от государства не нужна, я не соглашусь, потому что на этапе старта или масштабирования всякого рода поддержка государства может быть эффективной.

Тюмень – передовой регион

Юлия МАЛЮТИНА. В России есть разные режимы по регионам, например, Тюмень, где налогообложение местного бизнеса, более льготные нежели в Омской области. Как вы на это смотрите?

Павел ДОЛТЕС. Тюмень – передовой регион. Там очень много инициативных людей. Кто посмотрел на Тюмень, тот точно предприниматель.

Николай САУЛЯК. Они просто с властью в постоянном диалоге и на одном языке разговаривают.

Александр ДЕРЯБИН. Самое интересное, что Тюмень – это не единственный такой регион в стране. У нас есть несколько регионов, в которых действительно созданы условия для развития бизнеса: Тюмень, Ульяновск, Удмуртия. И по субъективным оценкам предпринимателей, которые там живут, и по объективным оценкам различных рейтингов. Там комплексно подходят к развитию предпринимательства, региона, экономики. Не просто совершают какое-то одно действие, которое может быть само по себе и верное, но с учетом неблагоприятной среды вокруг оно не дает никакого эффекта. И диалог  с предпринимателями выстраивается. У нас эта дистанция с властью, к сожалению, пока сохраняется. Правда, есть и хорошие примеры.

Николай САУЛЯК. Например, госпожа ФАДИНА, по моему мнению, очень эффективный чиновник. Были случаи. Когда она была министром экономики, к ней обратилась через «ОПОРУ России» «Сибирская птицефабрика». Пожарники хотели ее закрыть по какой-то надуманной причине. Стоял вопрос лишения рабочих места более тысячи омичей. Оксана Николаевна сформировала рабочую группу в течение одного дня и самое детальное участие приняла в разрешении этой конфликтной ситуации.

Александр ДЕРЯБИН. У «ОПОРЫ России» тоже был опыт эффективной работы с министерством экономики, когда Оксана ФАДИНА возглавляла ведомство. Но другой вопрос, что сейчас действия администрации города вызывают  тревожные ощущения.

Павел ДОЛТЕС. Дело в том, что молодые предприниматели не привязаны к месту. Не устроят условия для бизнеса в Омской области – переберутся в другой регион, не устроят в России – мир большой. Взять те же Эмираты. Многие считают, что в Дубае построили все  за счет нефти. Ничего подобного! Власти просто дали площадку для ведения бизнеса. Сейчас весь мир хочет вести бизнес в ОАЭ, даже я рассматриваю вариант разместить там свою компанию. У местной налоговой системы есть два варианта: если ты занимаешься торговлей, то должен взять в соучредители на 51% либо местного жителя, либо вступить в фонд. Если же ты занимаешься предоставлением услуг – 100% компании твои. Там нет никакого пенсионного фонда, есть страховка – минимальная – 500 долларов в год. Налоги, НДС, пошлина на импорт – 5%. Никакого налога на прибыль, социальных отчислений, социального страхования. А у нас созданы целые структуры по разоблачению коррупции: они разоблачают, садят, те выходят и все по-новому. А там, если ты что-то нарушишь, то тебя просто попросят, и ты больше никогда в жизни не залетишь в Арабские Эмираты.

О насущном: о проблемах

Юлия МАЛЮТИНА. С какими-то административными барьерами вам приходится сталкиваться?

Николай САУЛЯК. Ни разу с этим не сталкивался, может, потому, что стараюсь не иметь общих дел с госструктурами. Что касается проверок, все проходит гладко.

Динис ВАЛИАХМЕТОВ. Тревожит только неработающая судебная система. В законе написаны мои права, а судья говорит: «Ты еще заработаешь!». Эти проблемы касаются споров с клиентами.

Николай САУЛЯК. Сейчас столкнемся с новой проблемой: нельзя будет отказывать людям предпенсионного возраста в приеме на работу. Но это большая проблема, потому что эти люди в большинстве случаев перестают быть обучаемыми. Живость ума – это качество не каждому присуще.

Петр КОЗЛОВ. В последнее время с этим часто сталкиваешься. Приходит к тебе специалист, а он не знает самого элементарного. Задаешь ему вопрос: «Кем хочешь работать?», а он говорит: «Хочу управлять людьми!». А сам кроме работы штроборезом к 35 годам ничего не умеет. Он даже не думает смотреть в сторону инженерной подготовки. Люди не хотят учиться, у большинства нет даже базовой потребности в обучении, или хотя бы любопытства.

Александр ДЕРЯБИН. Как предприниматели, мы не заостряем внимания на каких либо барьерах, это все неприятно, но когда ты это проходишь, тебе не кажется уже это барьером. Ты теперь точно знаешь, как с этим работать дальше. По-моему мнение, основной барьер, который сейчас существует, – это отсутствие диалога между обществом и властью. Он появляется, отдельные чиновники это делают, и очень эффективно.

Многие детали разговора с молодыми и успешными остались за кадром нашего интервью. Но стоит отметить, что  амбиции успешных омичей, как и их бизнес, продолжают развиваться. Наверное, главная задача местных властей не упустить тот самый момент, когда  радеющие за свой регион молодые люди все-таки поддадутся этому закоренелому омскому мему и «Покинут Омск».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/oktyabr/39/102843