Привет, генацвале, или Назад в Грузию

Дата публикации: 24 октября 2018

Омский журналист отправился в самостоятельное путешествие по грузинским провинциям и городам, но для начала хорошенько осмотрелся в Астане. 

На исходе летнего туристического сезона я решил вновь посетить страну, в которой ранее уже бывал на стажировке и обучении в качестве журналиста. Но если прежде программу пребывания в Грузии для меня рассчитывали исходя из плана учебной программы для представителей СМИ из стран СНГ, то теперь я решил посмотреть эту страну как самостоятельный путешественник. В Грузии я рассчитывал находиться почти три недели, благо и субтропический климат в осеннее время года, и гостеприимство жителей к этому только располагают.

Современная архитектура Астаны может выглядеть странной: здесь свои эксперименты ставили проектировщики со всего мира

Казахстанский транзит

Для начала был продуман подробный план путешествия с учетом того, чтобы захватить как можно больше регионов страны и городов. В маршрут были включены Тбилиси с окрестностями, родина Сталина город Гори, Военно-Грузинская дорога и Казбеги, Имеретия со вторым по величине городом Грузии Кутаиси, горный регион Сванетия и, наконец, Аджария со своей столицей Батуми. Осенью местом притяжения туристов также становится винодельческая Кахетия, ну, это повод побывать здесь по возможности еще раз.  

«Нур Алем», построенный к EXPO 2017 – самое большое сферическое здание на Земле

Затем на различных интернет-сервисах начался поиск авиарейсов, наиболее оптимальных по времени и цене. В Тбилиси было решено лететь из Астаны – это оказалось дешевле московского транзита. Причем траектория вырисовывалась несколько замысловатой. Самый экономичный перелет Астана-Тбилиси на желаемые даты предлагался с пересадкой в аэропорту Борисполя. Но учитывая отношения с Украиной, я засомневался, что меня не повернут восвояси и я вообще смогу преодолеть пограничный контроль. Поэтому был выбран рейс с пересадкой в Актау – небольшом городе на берегу Каспийского моря (это тоже дешевле, чем прямой перелет), а время ожидания в этом аэропорту предполагалось недолгим. Багаж должен был пройти этот короткий транзит без моего участия.  

В Астану же также было решено лететь самолетом, а не ехать автобусом – это очень долго и утомительно. И не поездом – в этом случае предполагалась пересадка в Петропавловске, и по времени это также занимало почти целый день.

В итоге авиабилет Омск-Астана от авиакомпании «Эйр Астана» обошелся в 86 евро (около 6900 рублей), а перелет до казахстанской столицы занимает всего около часа.

Немного забегая вперед, скажу, что казахастанская авиакомпания «SCAT», предлагавшая последующий рейс Астана-Актау-Тбилиси, оказалась не столь дисциплинированной. Вылет из Астаны порядком задержался и время пересадки в Актау оказалось пропущенным. Но поскольку таким транзитом в Тбилиси летело почти полсамолета, всех пассажиров дождались и благополучно загрузили на рейс. Перелет обошелся в 10,9 тысячи рублей.

Назад же я возвращался «Уральскими авиалиниями» по маршруту Батуми-Москва-Омск с семичасовым ожиданием в Домодедово, и билет стоил чуть более 11 тысячи рублей.

Больше о работе авиакомпаний добавить нечего – онлайн-регистрация на рейсы работала исправно, к весу багажа, несмотря на ограничения для эконом-класса, особо не придирались. Только лишь в Омске при посадке на лайнер авиакомпании «Эйр Астана» пришлось часть вещей переложить из рюкзака в чемодан – уж очень ручная кладь оказалась тяжелой и в требуемые 8 кг никак не укладывалась.

Придуманная столица

В Астане я оказался впервые, поэтому решил задержаться в стольном граде Казахстана на несколько дней, чтобы достаточно понять и изучить этот город. С помощью Букинга забронировал четыре дня проживания в гостинице «На Лермонтова», которая имела на сайте хороший рейтинг, вполне приличные оценки и называлась по-иностранному On Lermontova. Цена также более чем привлекательной – всего 15 тысяч тенге, или 2780 рублей за все четыре дня.

Прозрение пришло только на месте. Ориентировался я в Астане с помощью хорошо известного омичам портала «2ГИС», и автобус от современного аэропорта Нурсултан Назарбаев привез меня в район частного сектора, до боли напоминающий улицы Порт-Артура или Амурского поселка. На местных улочках не везде оказался асфальт, дома-мазанки с сарайчиками из подручных материалов совсем не походили на открыточные виды хайтековской казахстанской столицы, в придорожной пыли возились чумазые дети, а таксисты не особо желали ехать в этот район поздно вечером. О гостиничном сервисе и говорить нечего – это большой коттедж с незавершенным ремонтом, поделенный на комнаты. Внутри номера оказался диван, стол, холодильник, душ и кухня с плиткой для приготовления пищи.

Акмолинск (до 1961 года), он же Целиноград (в 1961-1992 годах), он же Акмола (в 1992-1998 годах) стал столицей всего 20 лет назад. Международное представление Акмолы в качестве новой столицы состоялось 10 июня 1998 года. А последнее название города – Астана – так и переводится с казахского языка как «столица». Ну, а чего мудрить с топонимикой?

Не секрет, что свой статус город приобрел благодаря задумке бессменного лидера Казахстана Нурсултана Абишевича перенести столицу из Алма-Аты, и с тех пор Астана развивается бурно и с азиатским размахом. Для многих омичей это «лайтовая» заграница и одна из наиболее доступных столиц, поэтому здесь уже побывали многие. Однако город быстро меняется и обретает новые достопримечательности.

Например, к 20-летию Астаны Атырауская область подарила столице новый красивый пешеходный мост через Есиль (в России это река Ишим). Белый мост соединяет прогулочную набережную старого города с Центральным парком, и сейчас очень популярное место для селфи.

Дореволюционные здания остались от царской России

К слову, Старый город в Астане действительно есть. В историческом центре сохранилось несколько зданий времен Российской империи, оставшихся от Акмолинска. Старейшее здание города – бревенчатый одноэтажный дом с деревянной резьбой 1846 года постройки, который занимает музей Сакена Сейфуллина. Во дворах проспекта Республики дотошный турист найдет самый первый в городе православный храм – Константино-Еленинскую церковь, которая ни разу не меняла своего названия со дня ее основания. Возвели ее в 1854-1856-х годах. А улицу Кенесары украшают здания русской купеческой династии Кубриных. В бывшем торговом доме сегодня работает магазин «Астана» с уютной кофейней, а шикарный особняк Василия Кубрина занимает посольство Украины.

Хайтек, Норман Фостер и «Энергия будущего»

Но, как правило, в Астану приезжают не за историей. Традиционный маршрут туриста – пройти по бульвару Нур Жол («Дорога света», официально – Водно-Зеленый бульвар) от резиденции президента Казахстана до ультрасовременного торгового комплекса «Хан Шатыр», да подняться по пути на Байтерек. Здесь сосредоточен весь шик столицы – жилые и офисные высотки, правительственные учреждения, Центральный концертный зал в виде лепестков цветка и неоклассический Оперный театр.

Прикоснуться к отпечатку ладони Назарбаева – это целый ритуал

Подняться на Байтерек стоит 700 тенге (около 130 рублей), а внутри монумента на высоте 97 метров находится оттиск правой руки президента. Цифра символизирует собой 1997 год – год провозглашения Астаны новой столицей государства, и соответственно, новую точку отсчета в истории страны. Со стороны же это походит на некий ритуал. Очевидно, многие приезжают из отдаленных казахских аулов и поселений только для того, чтобы вложить свою ладонь в оттиск руки президента и сделать памятный кадр. И дети, и взрослые с серьезными сосредоточенными лицами относятся к этому действу весьма ответственно, и порой к своеобразному «алтарю» выстраивается небольшая очередь.

Сделал хрестоматийный кадр и я, а молодой охранник-смотритель, заинтересовавшись моей камерой и внешним видом, шепотом обратился: «Мистер, where are you from»? Как выяснилось, принял за португальца.

Прикоснувшись к великому, затем можно дойти до конца бульвара и попасть в торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр», построенный к 2010 году по проекту архитектора сэра Нормана Фостера. «Хан Шатыр» вошел в десятку лучших мировых экологичных зданий по версии журнала Forbes Style. Это самый большой шатер в мире, который держится на стальных тросах, здание имеет свой микроклимат и достойно отдельной экскурсии. Лично я за 1150 тенге прокатился на верхнем уровне в кабине обзорного монорельса, хотя это больше аттракцион для детей.

Воспользовавшись специальной картой, в центре города можно взять велосипед напрокат

Еще одно здание, созданное Норманом Фостером для Астаны в 2006 году – Дворец мира и согласия – возвышается среди ландшафтного парка в виде огромной стеклянной пирамиды. Можно найти в казахстанской столице и другие любопытные архитектурные формы и образы. Одно из самых «свежих» зданий – комплекс EXPO 2017. Главным объектом выставки стало самое большое сферическое здание в мире – «Нур Алем» («Сияющий мир»)  диаметром 80 метров и высотой 100 метров.

Выставка отгремела в прошлом году, но экспозиция, посвященная различным видам энергетики будущего, продолжает работу. Билет внутрь «шара» стоит 1500 тенге (270 рублей), однако некоторые экспонаты уже поизносились, беседовать с роботами быстро надоедает, а остальные выставочные павильоны вокруг «шара» и вовсе пустуют. В целом весь комплекс – еще один аттракцион для детей и впечатлительных взрослых. Например, на верхнем уровне сделан стеклянный пол и здесь можно пощекотать свои нервы. А в одном из мультимедийных залов демонстрируется процесс покорения Луны, вероятно, астронавтами Казахстана. Проходить комплекс следует сверху вниз, поднявшись на панорамном лифте и спускаясь по лестнице.

Еще из ярких признаков будущего в казахстанской столице – скамейки в правительственном квартале на солнечных батареях. К такой скамье можно приложить смартфон для беспроводной зарядки. А до аэропорта из центра города растет эстакада скоростного трамвая или LRT, о котором недавно безуспешно мечтали в Омске.

В городе контрастов при этом очень многие не гнушаются частном извозом – поймать водителя можно в любом месте, просто взмахнув рукой. Практикуется и «коллективное такси», когда водитель подбирает по пути других пассажиров. А стоимость проезда, например, из старого города в новый центр на левом берегу варьируется в пределах 800-1000 тенге.

Но, пожалуй, хватит об Астане. Впереди меня уже ждал по-летнему жаркий Тбилиси.

Продолжение следует. 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/oktyabr/40/privet-genatsvale-ili-nazad-v-gruziyu