Здесь вам не Дума!

Дата публикации: 01 ноября 2018

Спикер ВАРНАВСКИЙ потерял депутатов и устроил публичный разнос. 

Заседание Законодательного собрания Омской области, прошедшее в минувший четверг 25 октября, было жарким и не обошлось без горячих дискуссий. На «разогреве» перед депутатами выступил с бюджетным посланием на 2019 год глава региона Александр БУРКОВ. Это стало его вторым выступлением в подобном формате, с первым он вышел в конце 2017 года в качестве врио, но теперь явился публике уже как избранный народом губернатор, поэтому риторика стала жестче, голос уверенней, а анализ ситуации все глубже.

Дорогая пропажа

Вдохновившись плавной речью г-на БУРКОВА и осознав, что в регион вернулась большая политика (по крайней мере, на трибуны), депутаты тоже решили продемонстрировать класс. И первым с великолепным политическим соло выступил спикер Заксобрания Владимир ВАРНАВСКИЙ, который с возмущением обнаружил, что из 44 депутатов на заседание пришли всего 34. И это в тот самый момент, когда парламент готовится принять бюджет.

Причем уважительная причина для неявки была всего у двоих депутатов: Сергей КАЛИНИН и Хабулда ШУШУБАЕВ не смогли явиться на заседание просто потому, что находились в СИЗО. Приговор по уголовному делу бизнесмена ШУШУБАЕВА вступил в законную силу еще 4 октября 2018 года, в связи с чем депутаты лишили своего коллегу мандата, начав с этого пленарное заседание.

ШУШУБАЕВ, напомним, был признан виновным по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата, т. е. хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное с использованием служебного положения, в особо крупном размере). Уголовное дело было возбуждено по факту увода средств дольщиков, вложивших 53 млн. рублей в строительство новых жилых домов в микрорайоне Ясная Поляна. Проектом занималось ООО «РоКАС», деятельность которого контролировал бизнесмен.

Уголовное дело Сергея КАЛИНИНА, обвиняемого в завышении тарифов на транспортировку газа компанией «Омскгоргаз» и рядом ее дочерних структур, еще находится в стадии активного расследования, но сам бизнесмен уже арестован и отправлен в один из следственных изоляторов Москвы.

Прогулам – бой!

Где были остальные восемь не арестованных, но не явившихся на заседание депутатов, неизвестно, и это вызвало гнев со стороны обычно сдержанного спикера ВАРНАВСКОГО, в итоге он обрушился на прогульщиков с гневной речью.

– У нас же здесь не Государственная дума, чтобы и за себя, и за своего товарища голосовать, – разгневался ВАРНАВСКИЙ. – У нас каждый голосует за себя. Но кворум имеется, так что можно начинать. У нас впереди обсуждение и принятие бюджета, и важнее вопроса нет. Это главный закон в жизни Омской области. Поэтому убедительно прошу вас скорректировать свой график работы так, чтобы принять участие в обсуждении бюджета на заседаниях Законодательного собрания. Спасибо за понимание».

Его беспокойство понятно, так как уже на ноябрьском заседании депутатам предстоит принять бюджет Омской области в первом чтении, и не факт, что окончательное принятие бюджета пройдет гладко и главный финансовый документ обойдется без серьезных коррективов.

А где общество?

Покончив с прогульщиками, депутаты довольно оперативно откорректировали местные законы о государственной политике в области жилищной сферы и основных направлениях промышленной политики, а также внесли необходимые изменения, связанные с изменением федерального законодательства, в Закон «О регулировании градостроительной деятельности в Омской области». И тут слово взял депутат Игорь ЗУГА, обеспокоившийся проблемой прозрачности градостроительных процедур. Он напомнил, что общественные обсуждения на эти темы могут и должны быть в том числе и в сети Интернета, и отметил, что этот момент в новой редакции закона был упущен. На что председатель комитета по экономической политике и инвестициям Дмитрий ШИШКИН пояснил, что в документ как раз дополнен и там прописан порядок и публичных слушаний и общественных обсуждений во всех СМИ, в том числе и Интернете. Но ЗУГА не сдавался, он отметил, что в самом законе этого не увидел, поэтому настаивал на принятии лишь в первом чтении с возможностью внести коррективы.

Ситуация вновь вывела из равновесия спикера ВАРНАВСКОГО, привыкшего за много лет руководства парламентом к тому, что все законопроекты проходят через ЗС как по маслу без лишних дискуссий, а бурные обсуждения, столь редкие для областных депутатов, если и случаются, то обычно проходят еще на стадии рассмотрения вопросов в комитетах.

– Вы внимательно ознакомьтесь с проектом, Игорь Михайлович, там все есть, – обратился спикер к ЗУГЕ, – а пока вы там этим занимаетесь, мы проголосуем за законопроект во втором чтении.

ЗУГА пытался возражать, но ВАРНАВСКИЙ уже включил опцию «бульдозер, протаскивающий законопроект», повысил голос до трех октав и начал жестко добивать оппонента процедурными моментами:

– Минуточку! Есть определенная процедура. У вас есть письменные поправки к законопроекту? – спросил он. – Нет. Поступит поправка? Нет. Тогда голосуем в целом за второе чтение. Прошу проголосовать. Порядок есть порядок, Игорь Михайлович. Предложения относятся к первому чтению. От вас этих предложений не поступило. Поправки вносятся ко второму чтению, их тоже не было. Учитесь у КПРФ, они своевременно все на фракциях готовят и рассматривают в комитетах, в перерывах и так далее. Игорь Михайлович, вы позабыли, может, все процедуры наши? Спасибо, следующий вопрос.

Без фильтра нельзя

В итоге ШИШКИНУ не оставалось ничего, как начать доклад по восьмому вопросу, касающемуся поддержки представителей малого и среднего предпринимательства. Причем докладчик особо подчеркнул, что при подготовке законопроекта было учтено предложение Министерства имущественных отношений Омской области относительно возможности информирования неопределенного круга лиц по поводу областного имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего бизнеса. Эта стратегическая информация может быть опубликована в любых СМИ региона, включая интернет-издания, а также на сайте самого министерства и сайте, обеспечивающем поддержку бизнеса в регионе. Что это за сайт, ШИШКИН не пояснил. А ВАРНАВСКИЙ вновь напомнил, что все представленные на пленарное заседание документы проходят фильтр в комитетах ЗС и все желающие могут принять участие в их обсуждении.

После схватки двух ветеранов парламентской деятельности желающих подискутировать в зале больше не нашлось и к трибуне смело вышел министр финансов Омской области Вадим ЧЕЧЕНКО, у которого был целый пакет вопросов, начиная с межбюджетных отношений и заканчивая корректировкой бюджета на текущий год и реструктуризацией госдолга Омской области. Зато вопросы теперь возникли у самого ВАРНАВСКОГО.

Корректируем бюджет

Наибольший интерес вызвала корректировка бюджета на текущий 2018 год. Как выяснилось, за год это уже третьи изменения, благодаря которым параметры бюджета будут синхронно изменены: доходы увеличатся на 822 млн. рублей, и, соответственно, на эту же сумму увеличатся и расходы. А вот дефицит бюджета не изменится никак и по-прежнему составит 1 млрд. 147 млн. рублей, что составляет 1,9% от общего объема доходов.

Увеличение доходов связано в основном с дотациями из федерального бюджета, так как налоговые и неналоговые доходы бюджета Омской области снизились на 310 млн. рублей из-за уменьшения налога на прибыль с крупных предприятий региона.

Что касается расходов, то 204 млн. рублей предназначаются сельхозпроизводителям, занимающимся растениеводством, поддержка областных властей связана с тяжелым положением по уборке урожая, из-за тяжелых погодных условий часть урожая так и осталась на полях. 132 млн. будут направлены на создание мест в детских садах, 177 млн. – на медицину и 350 млн. рублей – на нужды учреждений культуры.

Выслушав доклад о бюджете, спикер решил лично уточнить один важный момент, куда, собственно, деваются деньги, которым не смогли дать ума по тем или иным причинам:

– Не скрою, на этот раз у нас возникли вопросы, и у депутатов, и у председателей комитетов, – отметил он. – И есть один нюанс, он касается финансирования отраслей. Достаточно ли сегодня юридических оснований для того, чтобы отраслевой министр в рамках выделенных ассигнований, если они не осваиваются по каким-то причинам, смог бы их распределить внутри министерства самостоятельно?

Чтобы министры не плакали

На что министр ЧЕЧЕНКО ответил, что такая возможность есть и перераспределение средств в министерствах ведется в оперативном порядке. Но ВАРНАВСКИЙ напомнил, что в прошлом году уже были прецеденты, когда выделяемые средства не были освоены, и об этом сегодня говорил в своем бюджетном послании губернатор.

– Поймите нас правильно, вопросы у нас есть, и мы их задаем. Чтобы министры потом не ходили и не плакали, как это уже было. Каждая копейка нам достается с трудом, поэтому надо, чтобы по тем направлениям, по которым мы распределяем эти средства, деньги все-таки осваивались, – вежливо, но настойчиво уговаривал главу Минфина спикер.

На этой ноте депутаты закончили обсуждение бюджетных вопросов и приступили к остальным пунктам повестки. Министрам четко дали понять, что приходить в ЗС как на прогулку не получится, а плавность прохождения законопроектов через областной парламент зависит не только от их личных компетенций и умений, но и от активности «дирижера». Потому что большая политика из ЗС никогда и не уходила, по крайней мере, с трибун.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/oktyabr/41/zdes-vam-ne-duma