Унификация киосков: поборы или панацея?

Дата публикации: 13 сентября 2018

Нельзя купить старую будку, воткнуть ее в центре города и назвать это бизнесом. 

16 августа департамент архитектуры и градостроительства омской мэрии утвердил единый стиль оформления для торговых павильонов и ларьков. Постановление № 812-п «Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска» было подписано еще 9 августа 2018 года мэром Омска Оксаной ФАДИНОЙ, однако официально опубликовано неделей позже.

Не только в Омске

Владельцы уличных торговых точек теперь обязаны придать своим киоскам утвержденный дизайн. Причем требование действует в отношении любых объектов — занимаются ли в них торговлей, приготовлением общественного питания, бытовым или сервисным обслуживанием.

Киоски и павильоны полагается выкрасить в серый или бежевый цвет. Для отделки фасадов пойдут в ход только сертифицированные и безопасные материалы. Торговые объекты не должны нарушать облик сложившейся городской застройки, поэтому нельзя использовать кирпич, бетон, сайдинг, металлочерепицу, шифер и прочее. Зато можно -  сэндвич-панели, поликарбонат.

Площадь торговых точек будет жестко регламентирована. Устанавливаются минимальные требования к ширине входных дверей – не менее 0,9 м. Все киоски и павильоны обязали оборудовать приставной площадкой для инвалидов. Рекламу допускается размещать только на фризе по периметру торгового объекта. На крышные рекламные конструкции наложено вето, а рекламно-информационное оформление на месте остекления не должно превышать 30% от его общей площади.

Порядок наводят по всей стране в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». В Омске положение подобно состоянию в других регионах: большое количество киосков хаотично расположено на территории города и сильно разрознено стилистически.

Безусловно, владельцы киосков, не отвечающих новым требованиям, понесут дополнительные расходы на их переоборудование. Тем не менее объем этих сумм пока сложно предположить.

Бренды города и бренды бизнеса

После появления постановления в открытом доступе архитектор Ефим ФРЕЙДИН сообщил порталу «ВОмске», что унификация возможна для нецентральных частей города, а павильоны вполне могут быть авторскими, адаптируясь к исторической среде:

Меня смущает идея установки пяти павильонов подряд, это фактически 35 метров сплошного фронта, что сравнимо с секцией здания. Они закрывают тротуар от дороги и собственно зданий, которые формируют улицу. С принятием этого постановления ситуация несколько улучшится. Киоски и павильоны стоит располагать только в местах, где невозможна аренда первых этажей под нежилые функции, либо есть необходимость в длительном ожидании транспорта, в других случаях приоритет можно отдать стационарной торговле в зданиях. Надеюсь, за этим постановлением последует разработка дизайн-кода – вывесок, фасадов, стандарта улиц города.

В предпринимательском сообществе пока к постановлению относятся настороженно. Глава сети «Шаурмастер» Юрий ШИЯН озвучил свою позицию «Новому Омску»:

Подобная унификация лишит бизнес индивидуальности. Допустим, один бренд какое-то время развивал внешний вид своих объектов, покупатель уже издалека его идентифицирует и понимает, куда идти. В случае приведения всех павильонов и киосков к единообразию бренды и no-name практически уравняются. Тем, кто работает в формате no-name, это, конечно, на руку. А брендированному бизнесу нет. Данные условия должны внедряться постепенно, например, по мере разыгрывания мест на аукционах. А старые объекты пока трогать не стоит, им нужно дать разумное время на приведение внешнего вида в соответствие с новыми требованиями. Боюсь ошибиться в оценках, но тысяч 150 на один объект потратить точно придется. Вот и представьте, что есть сети, у которых таких объектов больше ста!

Рекомендовано пролонгировать

«Коммерческие вести» обратились за комментарием к Алексею БОБОШКО, индивидуальному предпринимателю с двадцатилетним стажем распространения прессы. Он тоже воспринял новый документ скептически:

Сейчас не то время, чтобы требовать от людей менять свои киоски. Это очень дорого. Тем более если у тебя птичьи права на место. На мой взгляд, будет разумнее оставить в действии редакцию постановления 2014 года. Многие мои коллеги восприняли идею в штыки.

С одной стороны, намерения, как водится, благие:

Замысел хороший. Но как он будет реализован на практике? Я думаю, что с предпринимателями стоило хоть как-то посоветоваться. Я бы не стал относиться к этому как к панацее. В первую очередь, должна быть пролонгация договоров. Я давно говорил об этом нашей городской администрации. Но диалога с нами как не было, так и нет... Еще в 2015 году  Минпромторг РФ разработал новые рекомендации, согласно которым регионам настоятельно советуют в качестве оперативного принятия решений автоматически пролонгировать договоры аренды торгового места. Делается это для предоставления предпринимателям гарантий того, что они могут быть уверены в завтрашнем дне, могут распоряжаться своим бизнесом. Взял на вооружение эти рекомендации Санкт-Петербург и другие регионы, однако омские чиновники наотрез отказываются это делать, и очень зря. Иронично, что решения, касающиеся бизнеса, принимают те, кто никогда бизнесом не занимался и представления не имеет о том, как зарабатываются деньги.

Предприниматель посетовал на то, что чиновники (особенно департамент финансов и контроля) могут, конечно, и не прислушиваться к аргументам бизнес-сообщества, но игнорировать рекомендации правительства РФ, в частности Министерства торговли, не очень-то дальновидно. Конечно, рекомендации на то и рекомендации, что они необязательны к исполнению, однако в них аккумулирован опыт всех регионов последних трех лет действия новых правил в отношении НТО.

Так что, на взгляд БОБОШКО, проблема гораздо глубже, чем какие-то там очередные нормы:

Предприниматели, арендующие городскую землю, осознают, что они временные люди. Через пять лет действия договора им вновь придется отыгрывать на аукционе то же самое место, и не факт, что это увенчается успехом. Многие опасаются вкладывать деньги в таких условиях. Поэтому со времени принятия предыдущего постановления, начавшего действовать с 2015 года, и не было предпринято никаких попыток соблюсти требования к дизайну – будь то цвет или форма киоска/павильона. При наличии гарантий о том, что это место останется за предпринимателем, он мог бы решиться на долгосрочные инвестиции. А инвестиции, к слову, немаленькие.  Если говорить о стандартном киоске 3Х3 метра, то он обойдется в 250 тысяч рублей. Еще тысяч 70 придется заплатить, чтобы сделать электропроводку, установить торговое оборудование и прочее. Оправдают ли эти вложения себя? Предприниматель же не чиновник, у которого зарплата не привязана к эффективности труда, он в состоянии рассчитывать только на свой доход.

Эстетика, эффективность и юрнюансы

Попросили «КВ» высказаться и директора ООО «ОмскТрансКарт», управляющего директора сети павильонов «Роспечать» и «Дилижанс», члена Омского областного союза предпринимателей Дмитрия УСЕНКО – он оценил появление постановления № 812-п исключительно положительно. Указания архитектурного облика, площадных характеристик, цветовых решений нестационарных торговых объектов были прописаны и в предыдущем постановлении №1570-п – напомнил предприниматель – документ этого года лишь уточняет и детализирует прежние указания:

По большому счету, открыв тексты обоих постановлений, вы даже не заметите существенной разницы. Главная проблема постановления № 1570-п заключалась в том, что там были зафиксированы лишь два типа НТО: киоск и павильон. Киоск должен был быть 9 кв. м, а павильон 22 кв. м. Другого не дано. Потому и возникали аукционы, места в схеме... А если предпринимателю не нужно 22 кв. м? Нужно, например, 14 квадратов? Зачем оплачивать лишние метры? К счастью, это было услышано, и в постановлении № 812-п появились и другие размеры НТО: 3,5х3 кв. м, 4х3 кв. м, 4,5х3 кв. м и т. д. Я полностью согласен с четким прописыванием требуемых характеристик. Представьте павильон размером 3,15х5,73 кв. м. Странно же? Квадратами рассчитывается занимаемая площадь, и она должна быть разумной. У нас сейчас в городе есть павильоны, которые строились конкретно под место. Вагончики, например, в 1,75 х 4 кв. м, вытянутые а ля трамвай. Такие и будут приводиться в соответствие. Те же предприниматели, которые осознанно подходили к своему бизнесу, уже осуществили нужные вложения и соблюли необходимые требования. Остальных это, может, и застанет врасплох, но это исключительно их проблемы. Нельзя купить старую будку, воткнуть ее в центре города и назвать это бизнесом. На мой взгляд, предъявляемые требования абсолютно разумны.

УСЕНКО отметил, что рабочей встречи по всем назревшим вопросам с представителями департамента архитектуры и департамента имущественных отношений еще не было, хотя очень бы хотелось:

Мы направили от областного Союза предпринимателей запрос на такую встречу. До разъяснений никто из нас приступать к изменениям, разумеется, не будет. Вопрос с индивидуальными проектами далеко не единственный. Например, нас интересует момент с кассетами на углах киосков и торговых галерей. Указано, что они должны быть полукруглыми, хотя постановление № 1570-п требовало сделать их квадратными. Большинство павильонов, особенно те, что были изготовлены в 2016-17 гг., идут как раз в квадратном исполнении и располагаются на остановках стенка в стенку – с четким примыканием. Станет ли это расцениваться как нарушение – пока не знаю. Интересует также, какие меры будет применять администрация города для приведения в соответствие совокупность нестационарных торговых объектов (когда их стоит более трех кряду). Они ведь могут иметь разный срок эксплуатации, изготавливаться в разное время и из разных материалов, быть разной высотности — при соответствии габаритам. Далее. Новое постановление отменяет паспорт на объект как таковой. Но может ли оно его отменить, если паспорт является частью заключенного на пять лет договора аренды? До окончания действия последнего предприниматель и не обязан ничего менять! Что предпримут чиновники? Будут судиться с нами, доказывая, что паспорт недействителен и деньги, вложенные в павильон, построенный по ранее принятому постановлению, потрачены зря? И потребуют вложить новые средства?

Непонятно и как будут проходить новые торги. Недавние аукционы, как сообщил бизнесмен, отыгрывались по старой схеме, хотя уже было принято постановление № 812-п. Так что следующее слово — за чиновниками.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/sentyabr/-34/unifikatsiya-kioskov-pobory-ili-panatseya