Зачем делать генплан плохо, когда за те же деньги можно сделать хорошо?

Дата публикации: 20 сентября 2018

Администрация Омска объявила конкурс на изменение Генерального плана Омска. 

На прошлой неделе главный редактор «Коммерческих вестей» Марат ИСАНГАЗИН встретился с директором ООО «Национальный земельный фонд» Валерием ЯРМОШИКОМ и с директором ООО "Лизгунов и Партнеры" Олегом ЛИЗГУНОВЫМ. Речь шла о Генеральном плане Омска, конкурс на изменение которого был объявлен мэрией. Не прошло и часа после нашего разговора, как генеральный директор Института территориального планирования «Град» Анна БЕРЕГОВСКИХ разместила в фэйсбуке пост на эту же самую тему. Не сговариваясь. Она тоже была возмущена городским конкурсом, задав риторический вопрос: можно ли признать адекватными действия администрации города Омска? Ее доводы были полностью аналогичны тем, какие приводили собеседники «КВ». Итак:

– Наконец-то мэрия занялась генпланом. Но насколько я вас предварительно понял, хотели они как лучше, а получилось как всегда?

Валерий ЯРМОШИК. В начале года шел разговор, что будут вноситься изменения в Генплан города Омска. В итоге действительно был объявлен конкурс на разработку внесений изменений в генплан, правил землепользования и застройки, нормативы градостроительного проектирования. Сумма 75 415 721 руб. по конкурсной документации. Дата рассмотрения и оценки заявок – до 28 сентября. До этой даты все заинтересованные организации могут поучаствовать в этом конкурсе. Вроде бы все замечательно. И сумма хорошая, и генплан актуализировать нужно. Однако всех профессионалов в этой сфере обеспокоили сроки разработки генплана.

ЛИЗГУНОВ. Напомню, что в апреле на урбанистических чтениях мэр Омска заявила о грядущем создании рабочей группы по актуализации Генерального плана Омска. Так была создана эта группа?

ЯРМОШИК. Я про это не слышал. Сроки разработки генплана – 31 декабря 2018 года. Ну и, естественно, надо сделать космоснимки 5 – 10 тысячного масштаба и прочее… У нас в Омске есть один из крупнейших в России Институт градостроительного планирования «Град», еще пять структур поменьше. Наша организация не одного города делала генплан. Все профессионалы понимают, что срок совершенно нереальный. 28 сентября будет подведение итогов конкурса. Потом на заключение договора уйдет (банковская гарантия и все дела) минимум семь, а может, и до 15 дней. В итоге в середине октября будет заключен контракт, и проектировщик, который выиграет конкурс, приедет собирать…

– Откуда приедет?

ЯРМОШИК. Со стороны. Сомневаюсь, что «Град» ввяжется в эту авантюру. Приедет собирать исходные данные. В лучшем случае полтора месяца уйдет на сбор информации по генплану и ее актуализацию. Если учесть, что у нас основы на город цифровой нет... А нужно будет актуализировать генплан под текущую ситуацию – выяснить у всех заинтересованных сторон, что они видят. Поэтому к 1 декабря генплан и ПЗЗ никто не сдаст. Их вообще одновременно выполнять достаточно сложно, потому что сначала нужно разработать генплан а потом уже на него ПЗЗ накладывать. Один документ вытекает из другого. К 1 июня 2019 года все необходимо будет утвердить и согласовать, что тоже невероятно. В итоге мы получим непонятно что.

Мы делали генплан Пскова. 200 тысяч населения – это не миллионник. Делали очень быстро, при том что там изменений мало: не надо было ПЗЗ менять, нормативы, не требовались космоснимки. Генплан там делался недавно, нужно было небольшие изменения внести, и то мы в мае начали и где-то в августе-сентябре получилось выдавать какие-то первые материалы, чтобы они их анализировали и проверяли.

Я считаю, что этот конкурс необходимо отменять. У меня нет здесь личной заинтересованности, потому что для нашей небольшой компании это слишком большая работа и мы за нее браться не собираемся. За это могут взяться только большие компании типа «Града», которая делала генплан для Тюмени. Или московский Гипрогор – тоже специализируется на больших городах. Но я живу в Омске, и хотелось бы, чтобы это реально получилась научно-исследовательская работа. А не так, чтобы выдать на ура за два месяца готовый градостроительный прожект.

У нас в Омске вообще большая проблема: проекты планировки и межевания нормально посмотреть застройщику невозможно. Они лежат в пдф, в файлах обычных – без привязки. В городе не существует информационной системы, которая бы позволяла получить доступ к градостроительной документации в онлайне. Да, можно делать запрос в ИСОГД, там его тебе выдадут в бумаге через месяц.

– Что такое ИСОГД?

ЯРМОШИК. Информационная система обеспечения градостроительной деятельности. Хотелось бы получить такую систему, которая позволяла всем застройщикам иметь информацию о градостроительной документации.

– Это, наверное, несколько другая тема…

ЯРМОШИК. Та же самая. Зачем разрабатывать генплан, который будет лежать на дисках во внутренней СОГД и которой пользоваться можно только по запросам. У нас там ни сетевики к нему доступ онлайн получить не могут, ни тот же департамент имущественных отношений, который с этим увязан. Ни департамент строительства. У нас даже градостроительные компании порою разрабатывают проекты планировок и не знают, что кто-то другой разрабатывает иной проект на этой же территории. Генплан по логике надо сдавать в формате городской ИСОГД, которая должна быть доступна хотя бы сетевикам, коммунальным предприятиям… Во многих городах это есть, например в Томске. Или во Владивостоке, где изменения в генплан делал омский «Град». У нас люди в судах разбираются, где какая зона находится: она залезла на участок или нет. Было бы это все в нормальном электронном виде – по типу публичной кадастровой карты – включи экран и посмотри. А что сейчас у нас: по генплану одно, по ПЗЗ другое, в проектах планировок – третье. А по факту там строят четвертое, потому что с координатами напутали. Так что подозреваю, просто выделили деньги и их надо срочно потратить именно в текущем году. Но мне непонятно: зачем делать плохо, когда за те же деньги можно сделать хорошо.

Вот у нас в апреле мэр Омска выступала на урбанистических чтениях, разрабатывали концепцию какую-то города, каким люди хотят видеть Омск. А почему бы некоторые наработки, которые там были, не поставить в техническое задание по генплану? А это важно, потому что генплан делается на ближайшие 20 лет.

Понятно, что нынешний генплан устарел и его надо менять. Но это не значит, что его можно поменять за две секунды. Генплан – это программа на будущее, которая должна быть увязана с текущим состоянием города и его развитием. Все это нужно просчитывать.

ЛИЗГУНОВ. Генплан 2007 года выполнен процентов на пять. Похоже, то же ждет и новый. В нынешнем генплане хватает абсурда. Вот пример: схема размещения объектов транспорта местного значения. Эта схема предполагает в будущем магистрали общегородского значения непрерывного движения, магистрали общегородского значения регулируемого движения и магистрали районного значения. Три вида. Для каждого имеются градостроительные нормативы. В частности, что красные линии занимают вот столько-то – не меньше. Под это дело сделаны и правила землепользования и застройки, которые слепо копируют генплан. Если в генплане магистраль общегородского значения, то строго по этому месту зона ИТ-2 – городского наземного транспорта (земли общего пользования), дальше идут проекты планировки, где тоже эти красные линии. Таким образом, на территорию земли общего пользования в красных линиях неожиданно для себя попали тысячи людей.

– В 2007 году попали?

ЛИЗГУНОВ. Да. Хотя Градостроительный кодекс говорил несколько иное: правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях устойчивого развития территории с учетом генплана, но и с учетом интересов реальных землепользователей, собственников и так далее. Об этой проблеме я не раз говорил в вашей газете. Свои предложения я отдал главе региона Александру БУРКОВУ на встрече с предпринимателями.

– В чем суть предложения?

ЛИЗГУНОВ. Я говорю о генплане только в части уличной дорожной части: необходимо убрать заведомо невыполнимые магистрали, которых никогда не будет. Тогда автоматически уберется ряд красных линий из ПЗЗ. Если все же имеется надежда, что дорога когда-то будет, ты по мере возможности финансовой, организационной, когда появится план, тогда и вноси в ПЗЗ красные линии. Рисуй и тогда сразу же резервируй для государственных и муниципальных нужд и выкупай. Начинай процедуру изъятия, как это и положено по закону. В подтверждение моих мыслей по этому поводу вот совершенно свежее решение Верховного суда от 11 апреля 2018 года. Там конкретное дело в другом городе, но суть именно в этом: нарисовали красные линии и человек попался в эти линии. Он ничего не может теперь сделать со своим домом. Суд сказал: ты – власть – внесла гражданина внутрь красных линий – изволь резервировать землю и выкупить дом. А если не резервируешь и не выкупаешь, убери красные линии. То, чего я и добиваюсь. Депутаты горсовета пытались эту проблему разрешить дважды другим путем. Но у них не получилось и получиться не могло.

– Каким образом?

ЛИЗГУНОВ. Они пытались в прошлом году в наши ПЗЗ в зоны ИТ-2 городского наземного транспорта включить ИЖС в качестве условно разрешенного вида. Прошли публичные слушания, подготовили проект решения горсовета. Но вице-мэр ПОДГОРБУНСКИХ совершенно справедливо все завернул, потому что такое предложение категорически противоречит смыслу зоны ИТ-2 – дороги. Не выход это. Второй раз уже в этом году горсовет снова озадачился и попытался еще раз то же самое сделать. Сделали запрос в прокуратуру: можно ли? Прокуратура четко ответила: нет.

– Вы имеете в виду будущие магистрали, которые в генплане есть, а в натуре нет?

ЛИЗГУНОВ. В том числе. Есть планы расширения, а есть и по-живому совершенно новая дорога. Стоит себе частный сектор, много лет там есть дорога, но не ее расширяют, но компьютер нарисовал другую магистраль прямо по территории домов.

– Как это возможно?

ЛИЗГУНОВ. Говорят, что математическая модель так сработала. И по-живому рисуют магистраль. И все вокруг нее попадает в красные линии. При том что магистраль никто и не строит.

– Пример?

ЯРМОШИК. В 2007 году, когда верстался генплан, экономика росла и был расчет на существенный рост в Омске. В частности, все Северные попали под зону многоэтажной застройки. В 2009 году на Северных людям невозможно было оформить свой земельный участок в собственность под ИЖС. Планировалось, что все дома с 2007 по 2013 год будут массово сноситься. Но не случилось. Генплан строится под прогнозируемую численность населения. Если мы считаем, что сегодня у нас миллионник, а через 20 лет будет полтора миллиона – то под это необходимы многоэтажки, дороги, парковки и прочее. Но жизнь показывает, что Омск не увеличивается, а наоборот – уменьшается.

ЛИЗГУНОВ. Вот вам пример. В Старом Кировске возле аэропорта местных линий параллельно Авиационной нарисовали длинную магистраль общегородского значения. И куча домов попала под ее красные линии. А вот другой пример: параллельно Госпитальной, пониже к Омке, тоже нарисовали какую-то магистраль, которая непонятно куда ведет. Тоже с красной линией, пересекающей частный сектор.

ЯРМОШИК. С другой стороны, если чьи-то интересы противоречат генплану, страдает почему-то генплан. Как появилась на Левом берегу на Конева прямо на магистрали заправка? Или возьмите будущий съезд с метромоста по направлению к бульвару Архитекторов: с одной стороны – незапланированная в 2007 году граница многоэтажной застройки, с другой — промзона у реки. В итоге вместо широкой магистрали, которая бы разгрузила Конева и 70 лет Октября – половина трафика бы туда ушло, теперь будет двухполосная автодорога. Хотя по генплану там – широкая магистраль. В новом генеральном плане необходимо учесть многочисленное строительство последних лет. С наскоку его не сделаешь.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/sentyabr/35/zachem-delat-genplan-ploho-kogda-za-te-zhe-dengi-mozhno-sdelat-horosho