Вадим ЧЕЧЕНКО: «Настораживают намерения Федерации ликвидировать с 2024 года консолидированные группы налогоплательщиков»

Дата публикации: 27 сентября 2018

18 сентября в региональном минфине состоялась встреча с журналистами, приуроченная к празднованию Дня финансиста.

Глава ведомства Вадим ЧЕЧЕНКО поблагодарил журналистов, пишущих на финансово-бюджетные темы, за сотрудничество и ответил на вопросы представителей СМИ. Предлагаем читателям «КВ» выдержки из ответов Вадима Александровича.

Об участии Омской области в нацпроектах

В начале сентября я участвовал в Московском финансовом форуме, где главной темой для обсуждения стали вопросы исполнения нового майского указа президента. Могу сказать, что вопросы звучали острые, в том числе всех еще с весны волнует, как будет обеспечено финансирование новых национальных проектов. На федеральном уровне рассматривались разные варианты по источникам финансирования нацпроектов, в том числе перераспределение полномочий между Федерацией и регионами, перераспределение доходных источников. В конечном итоге принято решение не делать резких движений в межбюджетной политике и большую часть финансирования вести через прямое субсидирование из федерального бюджета с минимальной долей софинансирования субъектов. Доля Федерации будет составлять от 95 до 99% в зависимости от бюджетной обеспеченности конкретного региона. Но в эту вилку входят только дотационные субъекты. Для регионов-доноров доля софинансирования со стороны Федерации варьируется от 95% до нуля.

Омская область – регион-реципиент, уровень бюджетной обеспеченности у нас не самый высокий. Поэтому для нас доля софинансирования определена в размере 2%. На мой взгляд, это достаточно комфортные условия, с долей в 2% регион сможет все начинания по нацпроектам поддержать.  Причем Минфин РФ уверяет, что средства на реализацию нацпроектов станут дополнительной финансовой поддержкой к тем объемам субсидий, которые раньше получали субъекты.

О дотациях

Задача по привлечению на 2019 год максимально возможного объема нецелевой финансовой поддержки из федерального бюджета поставлена. К сожалению, доходы региона отстают в последние годы по темпу роста от среднероссийских, рост примерно в два раза меньше, чем в целом по стране. Такой темп роста позволяет нам не наращивать госдолг и выполнять социальные обязательства в полном объеме, но при этом мы достаточно стеснены в возможности финансировать ряд направлений. Эту ситуацию на уровне Минфина РФ понимают – уже в 2018 году Федерация немалую часть дотаций распределяла с учетом модельного бюджета. Выяснилось, что у Омской области возможности ниже среднего по России. Этот фактор учли, и вкупе с настойчивостью Александра Леонидовича регион в итоге смог получить в 2018 году беспрецедентный объем поддержки – почти 16 млрд. рублей дотаций. Рассчитываем на подобные объемы и в 2019 году.

О госдолге и расходах на его обслуживание

Ключевой показатель для регионов – это даже не размер госдолга, а уровень долговой нагрузки, то есть соотношение объема госдолга и объема налоговых и неналоговых доходов региона. Абсолютное сокращение госдолга – это было бы, конечно, здорово, но если регион будет направлять доходные источники на погашение госдолга вместо финансирования социальных обязательств, к финансовому органу возникнет вопрос.

Хотя есть и положительные примеры в стране. Например, в прошлом году Кемеровская область погасила почти весь объем коммерческих заимствований. Это стало возможным, потому что регион получил, если не ошибаюсь, более 20 млрд. рублей в качестве дополнительных поступлений по налогу на прибыль в связи с изменением цены на уголь на внешнем рынке. У нас таких прорывов пока нет, и о гашении госдолга речь сегодня не идет, но мы сейчас достаточно уверенно идем по пути снижения долговой нагрузки. В бюджетном послании на 2018 год глава региона Александр БУРКОВ поставил цель: снижать долговую нагрузку на 2–3% ежегодно. Снижения долговой нагрузки ждет от регионов и Федерация. Работаем над этим, с поставленными задачами справимся.

К концу года госдолг региона выйдет на уровень 46 млрд. рублей. Сейчас, по состоянию на 1 сентября, он временно снижен до 36,8 млрд. рублей, все свободные ресурсы, все остатки направляются временно на снижение госдолга. Это позволяет экономить на процентах до 200-300 млн. рублей в год. Практически в ежедневном режиме работу эту ведем – то гасим кредиты, то снова берем. Банки нормально на это реагируют, они сами живут по такому принципу: деньги должны работать. Любой нормальный финансист обязан эти вещи сегодня делать, чтобы обеспечивать эффективное управление средствами.

О рефинансировании кредитного портфеля

В первой половине года мы «перевернули» весь объем коммерческих заимствований, рефинансировав госдолг и снизив среднюю ставку. Большую часть кредитов мы взяли по ставке 7,5% годовых.  Перед своей совестью я чист: мы сделали все возможное, чтоб понизить ставку. И результат этой работы уже есть: сейчас, в третьих изменениях в бюджет, мы будем снимать с расходов на обслуживание госдолга не менее 120 млн. рублей, в том числе благодаря рефинансированию.

Конечно, хотелось ставку снизить еще, и, объявляя последние аукционы на 3 млрд. рублей, мы рассчитывали на конкуренцию между банками. Торги оказались неконкурентными, но зато у нас появился еще один заемщик, помимо Сбербанка. И это очень хорошо, когда в кредитном портфеле есть разные заемщики, по крайней мере, с точки зрения рейтинговых агентств.

С учетом роста ставок на фондовом рынке сейчас имело бы смысл взять длинные деньги, то есть разместить облигации лет на семь, и обеспечить себе фиксированный процент на приличный срок, но сегодня такие действия обосновать невозможно. Банковские кредиты мы сейчас используем по ставке 7,5% годовых, а тестирование фондового рынка показывает, что доходность при размещении облигаций будет не ниже 8%. И если мы решим в такой момент выпускать ценные бумаги, то элементарно не сможем объяснить эффективность принятого решения и доказать, что мыслили наперед и стратегически. Напомню, в 2016 году Омская область разместила облигации под 9,3%, на тот момент это была очень выгодная ставка, так как банковские кредиты обошлись бы нам тогда не менее чем в 10% годовых.

Об исполнении бюджета текущего года

По налогу на прибыль есть определенная проблема, связанная со снижением темпа роста, он отрицательный на сегодня по сравнению с прошлым годом. По итогам полугодия снижение составляло 12%, по итогам восьми месяцев ситуация несколько улучшилась, снижение к аналогичному периоду прошлого года составило 8%. Пока компенсирует эту отрицательную динамику рост поступлений по НДФЛ. В совокупности плановые назначения выполняются, динамика в законе о бюджете на уровне 104,6% предусмотрена, по итогам 8 месяцев она сложилась в пределах 104,8%. Теоретически, мы можем плановые назначения по доходам не выполнить, но на этот случай у нас есть конкретный план действий. Такого, чтобы на конец года мы остались без денег, не случится. Если будет реализован негативный сценарий, у нас есть возможность небольшого увеличения дефицита без угрозы нарушения условий соглашений с Федерацией. Этот вариант мы применим, если не выравняются поступления по налогу на прибыль и ситуацию не удастся исправить за счет НДФЛ. Конечно, сейчас ситуация с бюджетом гораздо стабильнее, чем в 2015-2016 годах.

Об изменениях в федеральном налоговом законодательстве

Не менять систему невозможно, иначе она не будет отвечать современным реалиям. Но и резкие движения здесь совершать нельзя, нужно дать время приспособиться и субъектам налогообложения, и региональным бюджетам. Настораживают намерения Федерации ликвидировать с 2024 года консолидированные группы налогоплательщиков, причем одновременно с ослаблением контроля за трансферным ценообразованием. Как бы ни критиковали КГН, этот механизм позволял хотя бы частично негативные последствия для регионов с такой структурой экономики, как в Омской области, нивелировать. До реализации озвученных Федерацией намерений время еще есть,  попробуем обратить внимание на наши предложения по внедрению альтернативных механизмов.

Что касается уже озвученных изменений, безусловно, на объеме поступлений в региональный бюджет скажется рост акцизов, он традиционно влияет на отчисления от консолидированной группы налогоплательщиков. От повышения НДС существенного влияния на налогооблагаемую базу регионального бюджета не ожидаем.

О формировании бюджета Омской области на 2019 год

Основные параметры бюджета 2019 года станут известны уже в октябре, когда представим проект бюджета в Законодательное собрание Омской области. На этот раз мы также будем формировать бюджет «слоями». Уже определили первый «слой» – объем собственных доходов в соответствии с прогнозами главных администраторов. Информация о том, в каком объеме получим дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, появится только в конце сентября, а по дотации на сбалансированность и вовсе есть риски получить данные в октябре. Надеюсь, что к внесению бюджета мы информацию по нецелевой поддержке уже сможем учесть.

Не могу пока сказать, будет ли новый бюджет больше бюджета 2018 года или меньше, это зависит от размера дотаций. Прогноз по собственным доходам пока достаточно скромный, положительная динамика есть, но она небольшая.

О взаимодействии областного минфина с другими регионами

Активно общаемся с минфинами других регионов, обмениваемся мнениями, и в формальной обстановке, и в неформальной. Есть даже чат, где общаются между собой главы региональных минфинов. Представителей Минфина РФ там нет. Соцсети в этом случае работают во благо финансовой системы, помогают в формировании консолидированной позиции регионов. Если один регион обратился с какой-то просьбой – это одно дело, а если мы обсудили вопрос вместе и затем заявляем на уровне Федерации о той или иной проблеме – это совсем другое. Так нас лучше слышат. Конечно, при этом каждый финансист отстаивает интересы своего субъекта. Но в целом радует то, что в финансово-бюджетной системе страны сохраняются и вертикальные, и горизонтальные рабочие взаимосвязи.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/sentyabr/36_svezhiy-nomerjpg/102379