Семиотика и перформатив как двигатели сюжета.
Лоран БИНЕ
Седьмая функция языка
Пер. с фр.
М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019 год.
«Ролан Барт ускоряет шаг, но совершенно не воспринимает внешний мир; а ведь он прирожденный наблюдатель, его дело – наблюдать и анализировать, и всю жизнь он занят тем, что гоняется за всевозможными знаками. Он практически не замечает ни деревьев, ни тротуаров, ни витрин, ни машин на бульваре Сен-Жермен, который знает, как свои пять пальцев. Здесь не Япония. Он больше не чувствует покалывающего холода. И едва слышит уличный гул. Чем не аллегория: пещера наоборот – мир идей, в котором он себя запер, затуманивает восприятие мира чувственного. Вокруг себя он видит лишь тени» (перевод Анастасии Захаревич). Автору 46 лет. Первый большой успех ему принес вышедший в «Grasset» в 2009 году исторический роман «HHhH» – о секретной военной операции «Антропоид», имевшей своей целью ликвидацию в Праге Рейнхарда Гейдриха. Книга была удостоена Гонкуровской премии первого романа, однако в переводе на русский язык особой популярности не сыскала. Действие «Седьмой функции языка» происходит в 1980 году в Париже. Ролана Барта сбила машина. Возникает вопрос: это трагическая случайность или убийство? Среди подозреваемых Мишель Фуко, Жак Деррида, Жиль Делез, Юлия Кристева – весь интеллектуальный цвет Европы второй половины XX века, а еще – партизаны из «Красных бригад» и некое тайное общество... Возможная цель убийц – рукопись гуру лингвистики Романа Якобсона о седьмой, магической, функции языка. Обладатель секрета получит возможность воздействовать на сознание человека. «Элементы лингвистических теорий, встречающиеся в моей книге, никогда не используются в качестве украшений, они являются важными двигателями рассказа: семиотика, функции языка, перформатив... Я хотел написать роман о риторике и посмотреть – можно ли использовать для его создания лингвистические концепции», – утверждает Лоран БИНЕ (www.reshetoria.ru).
Е.К.