В Омской области заговорили о развитии автотуризма

Дата публикации: 22 августа 2019

На бизнес-форуме «Сибирский тракт» в Тюкалинске обсудили идеи, которые помогут поднять автотуризм на качественно новый уровень. 

15 августа в городке Тюкалинск с населением чуть более 10 тыс. человек прошел III Бизнес-форум «Сибирский тракт: реалии, потенциал, бизнес-интересы».

Потенциал придорожного сервиса

Мероприятие приурочили к пятилетию ассоциации межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт», созданной в 2014 году в Тюкалинске. В 2018 году проект «Сибирский тракт» был включен в Концепцию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма РФ (на 2019-2025 годы)». 20 мая этого года Федеральное агентство по туризму приняло решение о реализации пилотного проекта по развитию системы автотуристских маршрутов в рамках «Сибирского тракта». В связи с этим ассоциации поручили подготовить соответствующие предложения в Ростуризм. На форуме по развитию автотуризма их было немало.

Событие в Тюкалинске, который находится в 140 км от Омска, привлекло внимание представителей туристической индустрии, руководителей муниципалитетов регионов – членов ассоциации «Сибирский тракт». Среди гостей были заместитель председателя правительства Омской области, министр образования Татьяна ДЕРНОВА, министр культуры Юрий ТРОФИМОВ, глава Калачинского района Фридрих МЕЦЛЕР, президент Общенациональной ассоциации автомототуризма Сергей ЛОБАРЕВ, руководитель комитета по развитию туризма исполкома Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» Сергей МИХАЙЛОВ, директор ассоциации межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт» Леонид РЫЖЕНКО.

Принимал гостей председатель правления ассоциации «Сибирский тракт», глава Тюкалинского района Омской области Иван КУЦЕВИЧ. Еще до начала официальной части форума он рассказал журналистам, чем занимается ассоциация:«Мы предлагаем решение хозяйственных вопросов в развитии туризма, придорожного сервиса. В Тюкалинском районе до 2014 года была одна гостиница, а сегодня – восемь. Сейчас здесь появляются кафе, развивается придорожный сервис. Наша задача – консолидировать усилия всех участников проекта. Согласно статистике, через Тюкалинский район ежесуточно проезжает около 15 тысяч машин. Это больше, чем жителей в нашем городе. Надо организовать придорожный сервис таким образом, чтобы хотя бы десять процентов этого потока останавливалось у нас на ночевку, посещало объекты тюкалинской культуры (музеи, дворец спорта)». Глава района уверен: такой турпоток позволит создать дополнительные рабочие места.

Иван КУЦЕВИЧ полагает, что Тюкалинск имеет хорошие шансы на развитие придорожного сервиса. Подтверждением служат цифры Абатского района Тюменской области, который расположен на той же федеральной трассе (Тюмень – Ишим – Омск), что и Тюкалинск: там 25 процентов валового продукта района дает именно придорожный сервис.

Калачинский «Омич»

Руководитель придорожного комплекса «Омич» (город Калачинск Омской области) Владимир КУРАТОВ приехал на бизнес-форум поделиться своим опытом. Первая очередь «Омича» появилась на трассе Омск-Новосибирск еще в 1999 году. Сегодня там серьезный трафик – ежедневно останавливаются 250-280 только грузовых автомобилей. Кроме стоянки, кафе, магазина, автозаправки и автосервиса «Омич» предлагает услуги двух гостиниц (84 места) по обеим сторонам трассы, прачечной.

– У нас для отдыха есть все: можно в баню сходить, в бильярд поиграть. В этом году много китайцев едет, бывают немцы, итальянцы, французы на личном транспорте, – рассказал владелец «Омича» и пояснил, что в самый горячий период – с 20 июня по 20 августа его гостиницы заполнены на сто процентов. По мнению Владимира КУРАТОВА, желающих сегодня вкладывать серьезные средства в придорожный сервис немного. Ситуацию может улучшить наведение порядка на трассе: легализация предпринимателей, которые сейчас работают без уплаты налогов, и господдержка предпринимателей, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры. Отрасль способна дать работу значительному числу граждан, например, только в придорожном комплексе «Омич» в Калачинске трудятся 140 человек. Окупаемость вложений в данный бизнес, по мнению Владимира КУРАТОВА, составляет около десяти лет. Несмотря на все указанные им риски, последние три года Владимир КУРАТОВ строит новый автокемпинг в районе озера Чаны (в 154 км от Калачинска) в Новосибирской области. Уже в этом году там начнут работать кафе, магазин, санитарный блок, стоянка на 250-300 машин.

Турпоток и барон Мюнхгаузен

Сибирский тракт объединяет потенциал нескольких регионов. За пять лет работы ассоциации Межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт» к проекту присоединились 19 муниципальных образований Омской, Тюменской, Новосибирской областей, Забайкальского края, Республики Бурятия. Всего ассоциация объединяет 49 регионов.

Президент Общенациональной ассоциации Автомототуризма Сергей ЛОБАРЕВ заметил, что совместная работа его структуры с «Сибирским трактом» должна существенно изменить ситуацию в развитии автотуризма, поднять его на более цивилизованный уровень.«Автомобильный туризм – самый демократичный, самый социальный. Я останавливаюсь там, где хочу, где удобно. Но люди не едут. Если правильно подать маршрут, достопримечательности – трафик появится, – рассказал глава ассоциации автомототуризма и пояснил: – Это одна из задач «Сибирского тракта». За рубежом треть дохода от туризма идет от автомобильного – кемпингов, стоянок, магазинчиков и т.д. У нас – ноль, потому что много незарегистрированных, от которых государство не получает ничего».

Сергей ЛОБАРЕВ предложил создавать типовые автокемпинги, стоянки, начать в России выпускать дома на колесах, в которых путешествуют на Западе. По данным спикера, сегодня в Россию приезжает 1-1,5 тыс. иностранных туристов, а возможности позволяют приглашать 3-4 млн. Сдерживает поток несколько факторов, в частности, недостаточная информационная поддержка и неразвитая инфраструктура.«Задача, над которой мы работаем по поручению Ростуризма, – создать в России единую сеть автомобильного туризма, интегрировать в систему туристические достопримечательности», – пояснил глава ассоциации автомототуризма.

В свою очередь Леонид РЫЖЕНКО уверен, что у «Сибирского тракта» огромные перспективы, что в будущем проект полностью охватит три федеральных округа. Он подчеркнул, что успех развития автотуризма во многом зависит от информированности людей, в частности, в гостиницах нужны стенды, где будет располагаться информация: что находится радом, какие мероприятия проводятся в данном городе, поселке. «Есть туристы-«целевики»: если человек наметил путь на Байкал, то он, пропуская все мимо, летит туда. Но есть и другой тип, который сейчас становится все более распространен. Это туристы–маршрутники, которые готовы по пути смотреть достопримечательности, посещать музеи, природные объекты. Для них информационные центры могут сыграть определенную роль», – пояснил Леонид РЫЖЕНКО.

Он рассказал о структуре автотурпотока, который два года назад рассчитала ассоциация. 75 процентов путешественников на машинах – это люди, которые отправились в так называемый маршрут выходного дня, 22 процента – транзитники и только два – иностранные автотуристы, из которых половина – жители ближнего зарубежья.«Этот турпоток может быть увеличен в результате цельной деятельности по формированию единой системы. Ни одно муниципальное образование в отдельности, ни один субъект РФ как барон Мюнхгаузен за волосы себя не вытащит. Решать все вопросы нужно совместно, в единой системе», – уверен Леонид РЫЖЕНКО.

Люди устали от Турции и Таиланда

Широкие возможности проекта видит и заместитель председателя правительства Омской области.«Нам есть что развивать, – считает Татьяна ДЕРНОВА. –У нас очень интересные территории и выгодное географическое положение. Ассоциация «Сибирский тракт» дает возможность туристам, которые идут транзитом, автотуристам познакомиться с историей Омской области и других регионов. Сегодня, мне кажется, граждане несколько устали от поездок в Турцию, Китай, Таиланд и проявляют интерес к собственной стране. Уголков, которые ими не познаны, много, в том числе на нашей территории».

В Тюкалинске участникам форума показали придорожные мотели, провели по музеям. В одном из них сотрудники собирают и бережно хранят данные об истории Сибирского тракта, его особенностях, предметах быта, которыми пользовались ямщики (а согласно архивным данным, сто лет назад это была самая распространенная профессия в Тюкалинске). После трассы и культурной программы путешественники могут отдохнуть – принять душ, выспаться в чистой, уютной постели. Журналист «Коммерческих вестей» заглянула в одну из местных гостиниц, которая называется «Берлога». Номера предлагаются на любой вкус: от простых недорогих вместимостью 2-4 человека до апартаментов в натуральных деревянных срубах. Есть на территории и баня, и столовая. Всего в гостинице одновременно могут переночевать около 30 человек.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/avgust/31/v-omskoy-oblasti-zagovorili-o-razvitii-avtoturizma