О ситуации на улице Бударина

Дата публикации: 29 августа 2019

Официальная позиция. 

Директор департамента информационной политики омской мэрии Олеся ПОТАПОВА:

Обсуждение нового проекта было, если не ошибаюсь, осенью на архитектурном совете. Мы объяснили представителям «РИМа» и «Стрелки», что денег, которые они просят на воплощение проекта, у города нет. Им предложили участвовать в конкурсе на выполнение работ на общих условиях, но они отказались работать за такие деньги. Я понимаю автора проекта: он потратил время и как художник хочет воплощения. У нас был выбор: оставаться с площадью в центре города, которая сейчас находится в ужасающем состоянии либо искать компромиссный вариант. Им оказался проект, предложенный омским «Архбюро 91».

– Почему вырубят 22 дерева и взамен посадят не 1 к 3, как это бывает, а лишь 25 новых деревьев?

– Деревья старые, их бы все равно скоро вырубили, поэтому речи о компенсационных высадках нет.

– Зачем высаживать туи, которые плохо приживаются в нашем климате, и березы – для многих они аллергены? Не лучше ли ивы, клены и липы?

– Мы учтем пожелания. В первоначальном проекте предлагался нехарактерный вариант озеленения. Крупномеры планировалось высаживать не в грунт, а в горшки. Но есть опасения, что растения не переживут уже первую сибирскую зиму, корни замерзнут. Абрикос, береза, клен, туя, яблоня, предложенные новым проектом, использовались при благоустройстве других территорий в Омске. Они хорошо растут.

– Новым проектом, судя по схемам, не решается проблема ливневок. Игнорируются существующие колодцы и не учитываются перепады высот. Территорию затопит.

– Сейчас площадь Бударина после дождей не заливает, ливневки справляются. Существующую систему сохранят, она просто не указана в схемах.

– Зачем убирают «зебру» к улице Бударина. Как добираться от остановки «Дом Туриста» к Любинскому проспекту?

– Пешеходный переход вблизи ул. К.Либкнехта не ликвидируется, работы там проводиться не будут, поэтому указывать его в схеме не стали. В данный момент ГИБДД не согласовывает переход в створе тротуара по ул. Бударина. Тем не менее будем пытаться выполнить его там, провести согласование.

– Зачем на улице Бударина столько заборов вдоль улицы Щербанева?

– Ограждение разграничивает муниципальные земельные участки и земельные участки, находящие в частной собственности, а также в целях недопущения несанкционированной парковки на газоне.

– Зачем убирают остановку на разворотной площадке по Бударина?

– Ни одного городского маршрута общественного транспорта там нет. Разворотной площадкой она не является. Земля в собственности частных лиц, неправомерно используется для парковки автотранспорта. Улица Бударина используется только для остановки областного транспорта. В минстрой направлено письмо о переносе транспортных маршрутов в другие места города.

Оригинал в «Комсомольской правде» https://www.omsk.kp.ru/daily/27009/4071477/

 

Позиция общественности

Игорь ФЕДОРОВ, блогер

Как обычно, в сквере на набережной Оми между мостами сносят деревья, 22 штуки. Интересно, что вместо компенсации 3 к 1, т. е. 66 штук, планируется высадка лишь 25 штук (6 берез, 4 клена, 9 яблонь, 6 абрикосов). Опять планируются туи, которые у нас не растут, желтеют и сохнут. Как насмешка для такой территории выглядят 3 розы, 6 спирей и 4 гортензии. Везде ставят сотни метров заборчиков: вдоль всей Бударина, вдоль Щербанева и даже в сквере, над и под склоном.

(полная версия на https://omchanin.livejournal.com, текст от 24 июля 2019 года)

Виктор СКУРАТОВ, предприниматель

В 2018 году «Стрелка» презентовала концепцию у нас в переулке на мероприятии «Город своими руками». Ее повторно поддержали. А в этом году публикуется тендер с новым заданием. В нем нет ни намека на концепцию, прошедшую все обсуждения. По нему делается совсем другой, абсолютно чудовищный проект. Происходит другой аукцион, на котором побеждает единственный участник – СК «Лидер», и тут же начинает его реализацию. Я никогда не видел такого единения большого количества людей относительно этого убогого проекта. В нем, естественно, огромное количество заборов и всяких других причуд, например перекрытых пожарных проездов. Я прекрасно знаю, что среди тех, кто имеет возможность изменить этот ужас, есть те, кто не меньше нашего любит город и может сомневаться в этом проекте. Мы хотим диалога! Нужно помнить, что «они уедут, а мы останемся».

(полный текст в Facebook и Вконтакте автора, публикация от 8 августа 2019 года)

Анна КОСЬЯНЕНКО, социальный предприниматель

Конфликт на Бударина выявил системную ошибку. Проекты в Омске не проходят публичных слушаний, нет экспертизы профессионалов. В Омске давно пустует должность главного архитектора, упразднен архитектурно-градостроительный совет при мэре. В этих условиях выигрывают тендер проекты такого низкого качества.

Напомню: в 2017 году КБ «Стрелка» и архитектурное бюро «РИМ» сделали дизайн-проект по благоустройству Бударина. На деньги федеральной программы Минстроя по благоустройству ключевых общественных пространств. Программа проходила в десятках городов России.

Омский проект вели несколько месяцев: учитывали пешеходный и автомобильный трафик, инженерные сети, общались с жителями, предпринимателями, властями. Предложили проработанное решение для всех времен года, учли интересы горожан, провели публичные слушания. В прошлом году проект представили мэру города.

В этом году был объявлен тендер на проектную документацию по благоустройству Бударина. Но в техническом задании не было даже упоминания разработанного дизайн-проекта. Кроме того, одним из условий техзадания было провести за месяц геодезические исследования и подготовить свежую топосъемку. По словам архитекторов бюро «РИМ», на таких условиях они не смогли бы разработать документацию.

Выиграл тендер единственный участник – «Архбюро 91». Проект был сделан с нарушением ГОСТов, СНиПов и этики. Что стоит за этим? Перекрытые пожарные проезды в Камергерский переулок и театр ЦСД, отсутствие пешеходных переходов, кованые заборчики, снесенные деревья, уродливые лавочки и урны. Эти детали – лишь признак плохого проекта, но суть – отсутствие архитектурной концепции.

Люди, которые приходили на публичные слушания, закономерно возмутились и написали открытое письмо в мэрию Омска. Представительница мэрии сообщила нам, что реализация дизайн-проекта КБ «Стрелки» и «РИМ» стоит слишком дорого, поэтому от него решили отказаться. Однако утверждение о дороговизне не соответствует фактам! Разработчики концепции были готовы предложить решения в рамках определенного бюджета.

«Стрелка» озвучила, что в 30 городах дизайн-проекты были реализованы властями. К сожалению, Омск за эти три года не принял в работу ни одного профессионального дизайн-проекта программы. Вы же не купите телефон, если у него не запрограммирована кнопка вызова, он включается через раз и от него постоянно отваливаются детали. Вы скажете: это некачественный товар и я не хочу платить за это деньги. Благоустройство исторического центра Омска – проект на десятилетия вперед. Как можно отдавать деньги за проект, который уродует город?!

Мэрия предложила на закрытой встрече обсудить доработки. К сожалению, за несколько часов невозможно поправить проект, к которому есть около сотни замечаний со стороны профессионального сообщества. Строительные работы уже начались, ведутся работы в сквере. Благоустройство сквера делается так, что погибают здоровые деревья.

Что можно сделать в этой ситуации? Добиться от властей публичных слушаний по любым проектам благоустройства исторического центра. Предложить депутатам принять соответствующий закон в октябре. Любые преобразования общественно-значимых пространств нужно делать при контроле экспертов!

 

Ефим ФРЕЙДИН, архитектор, один из разработчиков дизайн-проекта по благоустройству Бударина

Мы работали в условиях определенного недостатка исходных данных, главным из которых был неясный статус земельных участков так называемой площади Бударина (в концепции – белый двор), один из которых оказался в частной собственности и сейчас выставлен на продажу. В 2017 году не прояснилась также судьба котлована «Летура»(остался в частной собственности/аренде), бывшего хлебозавода (перепродан), участка за Арт-центром на Любинском (был проект офиса). В этой ситуации проектировщики могли предложить принципиальные решения с учетом возможной застройки ул. Бударина в дальнейшем – пешеходного променада с хозяйственными проездами для обслуживания всей застройки Любинского проспекта со двора.

Так как проезжая часть и улица достаточно узки, под землей инженерные сети, применялось контейнерное озеленение со скамьями, на частной территории отводилась буферная полоса для посадки деревьев и размещения террас. Недавний арт-маркет в Камергерском использовал территорию ул. Бударина по этому сценарию – разместил ярмарочную зону и променад. Обслуживание территории – в частности общественные туалеты – предполагались в круглом универсальном павильоне (расположен на частном участке рядом с баром «Свое место»), в прямоугольном павильоне проката/раздевалок/магазина дачник (в районе существующей остановки). Предполагалось, что тыльные фасады Любинского станут лицевыми и активными (с входами и витринами) для ул. Бударина.

Важным аспектом стала корректировка транспортных связей – восстановление пешеходных транзитов от остановки и моста к Любинскому проспекту через дворы, на это решение работают и поднятое пространство парковки, и отсутствие сплошных ограждений (использованы парковочные столбики). Изменение трассировки проезда позволяет снизить скорость, связать парковку с дворами Любинского (и обеспечить безбарьерный доступ для випов – это запрос от предпринимателей), оживить фронт ул. Бударина, исключить опасное примыкание около опоры моста. К сожалению, в 2017 году было принято решение о замене асфальта на ул. Бударина и парковке, что из-за гарантийных обязательств заблокировало работу с этим пространством на 5 лет. Тем не менее мы неоднократно предлагали сохранить уровень и покрытие парковки, а в дальнейшем заняться благоустройством пешеходной части ул. Бударина. Понятно, что эти решения – по променаду и двору в комплексном виде могут быть реализованы только когда мэрия, собственники участков, арендаторы, регион и активисты, архитекторы работают в рамках одной стратегии и как одна команда. В техническом задании на проектную документацию ссылка на разработанную концепцию отсутствовала (вероятно, это решение заказчика в лице подразделения мэрии), из десятка пунктов было ясно, что останется только тротуар от Либкнехта до Щербанева, а также блуждающий сухой фонтан (в нашей концепции – размещен на спорном земельном участке).

В части сквера мы обсуждали трассировку ул. Щербанева (сглаживание колена при наличии актуальной топосновы), трассировку велодорожки, бережную санацию сквера, размещение дополнительной тропиночной сети. В этом сквере традиционно размещалась городская сцена между мостами, под нее архитекторы отводили площадку (в проектной документации занята сухим фонтаном). Для трассировки выхода с ул. Бударина к реке размещали существующие деревья в новом мощении. Диагональные пандусы обеспечивают безбарьерный доступ к среднему ярусу набережной (у причальной стенки).

Новый проект появлялся в виде отдельных рендеров в прессе, полностью, видимо, выложен только на госзакупках. Это нонсенс в рамках национального проекта. Судя по реакции бизнеса новый проект не обсуждался с собственниками зданий, расстановка ограждений показывает, что не учтены не только современные потребности в обслуживании участков (нет хозпроездов, проходов с парковки, от «Летура»), но и перспективные (хлебозавод, участок за арт-центром, каток на Бударина) – ведь благоустройство делается на 10 – 15 лет, переговоры с собственниками, учет потенциальных проектов позволили бы, на мой взгляд, реализовать идею с террасами, аллейной посадкой деревьев. Конфликт с гарантийными обязательствами, видимо, не позволил исправить (спрямить) трассировку ул. Бударина, исключить бесполезный проезд на островке между парковкой и ул. Щербанева, сгладить ул. Щербанева в соответствии с новой топографической съемкой, озеленить парковку – на самом деле это сигнал заказчику благоустройства – как неверные и случайные решения тормозят развитие территории. Ликвидация остановки для общественного и туристического транспорта снижает доступность территории исторического центра для горожан и жителей пригорода, особенно в условиях отсутствия остановки и на ул. Партизанской – требуются невероятные программные средства (крупные праздники и события, солнечное лето), чтобы обеспечить адекватный центру пешеходный трафик в этой части города. Отсутствие остановок повышает зависимость жителей от автомобиля/такси.

Выбор стилистики в концепции продиктован позицией авторов – современная уличная мебель может подчеркнуть исторические здания и современный характер общественного пространства. Различные подиумы, павильоны, амфитеатры, павильон проката обеспечивают сезонные события и повседневную активность на территории — какие сценарии, кроме прогулки и отдыха на скамейках могут быть реализованы на территории, не ясно. Излишнее увлечение заборами (от которых, кстати, отказались в столице) замусоривает пространство, повышает опасность высоких скоростей движения автомобилей.

При этом я понимаю, что окончательные проектные решения – это ответственность принимающего их заказчика. Почему не был проведен архитектурный совет, градостроительный совет на этапе согласования проектной документации, которая отличается от концепции в отдельных пространственных и стилистических решениях, мне не ясно. Нормативный ответ о том, что проекты благоустройства градсовет не проходят, мы слышали последний раз в 2014 году после скандала с ул. Валиханова и в прошлом году после вопроса А.В. БЕГУНА. На градостроительный совет выносят значимые объекты, которыми являются ул. Бударина и Театральная площадь. Новые редакции концепций должны обсуждаться открыто, это и заявлено в документах национального проекта.

(полная версия на https://fima-fr.livejournal.com, публикация от 29 июля 2019 года)

Это только часть цикла материалов по ситуации на улице Бударина — полностью смотрите в бумажной версии газеты "Коммерческие вести" от 28 августа 2019 года



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/avgust/32/o-situatsii-na-ulitse-budarina