«Сибирская этника»: переход на цифру

Дата публикации: 12 декабря 2019

Совместимы ли глубинные народные традиции и современные технологии, решали на прошлой неделе молодые дизайнеры, собравшиеся на престижном конкурсе в Омске. 

В  конце минувшей недели в Городском музее «Искусство Омска» прошел Всероссийский фестиваль-конкурс молодых дизайнеров «Сибирская этника – 2019». Организаторами  его выступают ОмГТУ и Омская арт-резиденция. Конкурс собрал 76 участников (что вдвое больше обычного) из восьми городов.  «Сибирская этника» – всегда ожидаемое событие. Концепция конкурса, его тема, номинации меняются каждый год. На этот раз девиз фестиваля – «Человек и цифровое пространство».

Выход в онлайн

Тема возникла не случайно. Новые информационные технологии помогают не только находить, но и сохранять опыт наших предшественников, считают организаторы творческого состязания.

– Вся наша жизнь сейчас – это цифровые технологии, – подчеркнула член жюри конкурса профессор, заведующая кафедрой «Дизайн костюма» Института дизайна и технологий ОмГТУ Галина ТОЛМАЧЕВА. – Даже для того, чтобы  найти какой-то творческий источник, нужно перебрать достаточно много информации, а информация сейчас вся в цифре.  Мы и коммуницируем через нее. Поэтому цифра –
это наша жизнь.

Каждый из участников справлялся с задачей по-своему. В изнанку операционной системы никто не полез, да и слава богу. Поэтому по импровизированному подиуму не разгуливали пиксели и  мегабайты.   Заданная тема   звучала легкими акцентами в деталях, в образах, в названиях работ, в  дизайнерских технологиях.  Например, в номинации «Орнамент-символ» демонстрировались в основном принтованные вещи.  Таким образом, традиция адаптировалась к современности.

Конечно, были попытки легкого «дизайн-экстрима»  Так,  дуэт участников создал модель с дополненной реальностью.  И пока все хватались за смартфоны, а кто-то еще только пытался скачать необходимое приложение, момент был упущен. И что таилось за рамками виртуального пространства, так и осталось загадкой.

Сибиряк тот, кто тепло одевается

Все-таки увязать народные мотивы  с эстетикой глобальной компьютеризации  удалось далеко не всем.  В основном более-менее удачно выходило либо одно, либо другое.  Этника тоже была представлена разная, недаром несколько лет назад фестиваль назывался «Формула моды: Восток – Запад».

– Сибирь населяют и славянские, и восточные народы. Это такой переселенческий пункт. И мне кажется здорово, что в разных концах Российской федерации об этом думают, – говоря о расширении географии конкурса, заметила его директор Эмма ВАСИЛЬЕВА. –  Сибирь всегда рождала очень интересных, талантливых людей. И этот наш сложный замес на перекрестке всех дорог – это тоже определение сибирской этничности.

Другим определением стали теплые  ткани, трикотаж, многослойность, преобладающие в костюмах и коллекциях.  Даже вечерние платья иногда по фактуре напоминали телогрейки. Впрочем если это кого-то и удивило, то только не члена жюри конкурса московского дизайнера, а в недавнем прошлом омича, Дмитрия НЕУ.

– Для меня понятие сибирской этники – это прежде всего теплый дизайн, – сказал он еще перед началом конкурсного дефиле. – Мне всегда интересно, как ребята решат момент верхней одежды, как они с этим поработают. Может быть, это будут меховые вещи или что-то еще – отголоски наших сибирских зим, сибирских легенд.  Потому что, чтобы это сделать, надо точно знать, как это носится.

Мода улиц

Вычурные образы и совершенно немыслимые костюмы, относящиеся к чистому искусству, заранее были обречены лишь на то,  чтобы на них посмотрели и восхитились. Или – удивились и пожали плечами. Предпочтение будет отдано тому, что можно носить, что завтра появится на улицах городов  – сразу определили организаторы фестиваля.

Кстати, большое количество спецпризов плюс к трем местам в каждой номинации, в результате чего  награжденными оказались почти половина участников, к сожалению, говорит не о том, что было много удач, а как раз о том, что вроде все молодцы, но какого-то прорыва не случилось.  И несмотря на то, что в конкурсе участвовали дизайнеры из Тюмени, Барнаула, Сургута, Челябинска и других городов, основными победителями стали омичи. Это Анна ГАВРИЛЕНКО (номинация «Орнамент-символ»),  Наталья ГУЛЯЕВА (номинация «Атмосфера улицы»), Полина ЖУРОВА (номинация «Платье»), Виктория ЛАГУТИНА (номинация «Осознанное потребление»), Валерия ТРИФОНОВА (номинация «Этнофутуризм»), Дарина ГАБДУЛЛИНА (номинация «Коллекция»).  Гран-при получил Юндэн ХАНДЖАПОВ с работой «Вторжение», показанной в номинации «Этнофутуризм». Образ, отсылающий к венецианским карнавалам, немного шутовской и страшноватый.

«Сибирская этника – 2020» будет проходить  уже в новом качестве.

– Нас поддержал  Президент  Российской Федерации, и следующий конкурс пройдет с президентским грантом, – сообщила Эмма ВАСИЛЬЕВА.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/dekabr/47/-sibirskaya-etnika-perehod-na-tsifru