Омск замер в ожидании разрешения ситуации с приаэродромными территориями

Дата публикации: 26 декабря 2019

Решение вопроса на федеральном уровне ожидают в течение ближайших месяцев. 

Вопрос актуализации генплана Омска с учетом нового проекта приаэродромной территории обсудили на комиссии по промышленности и предпринимательству при политсовете Омского отделения «Единой России» 17 декабря. Главным докладчиком по теме выступил генеральный директор Института территориального планирования «Град» Илья БАЛЬЦЕР. Его организация занимается корректировкой генплана Омска с октября и рассчитывает завершить работу осенью 2020 года. Заказчиком является департамент архитектуры Омска.

131-ФЗ, который внес изменения в ряд нормативных актов в части установления приаэродоромных территорий, не является исключительно омской проблемой.«Ситуация накрыла всю страну. Если посмотреть СМИ, то в Москве благодаря этому закону затормозилась строительство 50 млн. квадратных метров жилья и десятков объектов социалки, сотен – бизнеса. Проблемы на Урале, по всей стране, – озвучил ситуацию Илья БАЛЬЦЕР. – Закон направлен, безусловно, на защиту граждан, на защиту авиасообщения, но к нему не доработаны методические рекомендации, их просто нет, поэтому, как он будет действовать, как повлияет на город, сегодня предположить сложно». Ряд регионов уже направил предложения по внесению изменений.

Проект приаэродромных территорий для Омска разработала московская компания «Центр экологической безопасности гражданской авиации». Он утвержден, но последний шаг пока не сделан – зоны не установлены в ЕГРН.

Схематично проект представляет семь подзон, которые наложились на город. Первая, вторая – это территория аэропорта, четвертая – это радары, где запрещена установка объектов, способных помешать радиолокационному оборудованию. В пятой подзоне запрещено размещение опасных промышленных объектов, которые могут повлиять на полет самолетов. «В Омске в четвертой и пятой подзонах объектов, мешающих полетам, не выявлено, – успокоил присутствующих Илья БАЛЬЦЕР. –Их нужно будет учитывать в случае строительства и реконструкции объектов, согласовать с Росавиацией, но критической ситуации нет».

С другими подзонами дело обстоит сложнее. В третьей – идет ограничение строительства по высоте. В проекте говорится о 240 метрах от уровня Балтийского моря, т. е. в среднем по Омску – 40-90 метров. «В большинстве случаев проблем это не должно вызвать. Подобных высотных зданий в Омске нет. Если будет планироваться новое строительство, нужно будет согласовывать с Росавиацией, – пояснил Илья БАЛЬЦЕР и перешел к шестой подзоне, где запрещено размещение объектов, массово привлекающих птиц: – Здесь все сложнее. На данный момент в шестую подзону, а это 15-километровый радиус вокруг Омска, попали следующие объекты – природный парк Птичья гавань, Лузинский свинокомплекс, ипподром, полигон ТБО Кировского и Ленинского округов, а также предприятия пищевой промышленности в Кировском округе. Строительство новых подобных объектов запрещается, реконструкция существующих – через согласование с Росавиацией с проведением специальных мер по уменьшению опасности. Кроме того, здесь запрещено строительство объектов сортировки мусора, рыбного хозяйства, скотобоен, животноводческих ферм, скотомогильников, площадок накопления твердых коммунальных отходов, размещение ярмарок, открытых веранд ресторанов, кафе. Коллеги с нефтезавода упоминали, что линии электропередач также могут считаться объектами, массово привлекающими птиц, потому что при миграции они садятся на них. Не понятно, что делать с этой зоной. Мне, например, не ясно, каким образом совместить существование аэропорта и Птичьей гавани».

Самой сложной Илья БАЛЬЦЕР назвал седьмую подзону, где проходит глиссада. Самолеты заходят на посадку, взлетают и мешают омичам шумом и выбросами. Проблема в том, что эта подзона накрывает практически весь Омск. В ней запрещено размещать жилые объекты, учреждения здравоохранения, образования. Не разрешается их строительство, а реконструкция имеющихся должна согласовываться с Роспотребнадзором.

 «Мы сейчас, как разработчики генерального плана, просто ждем. Ждем решений, которые по данному вопросу возникнут в ближайший месяц – два, три. Какими они будут, неизвестно – либо внесут изменения в законодательство, либо границы встанут в ЕГРН. Соответственно, будем реагировать», – подытожил Илья БАЛЬЦЕР.

Под конец обсуждения он обратился к участникам встречи с просьбой поучаствовать в проблеме реноваций промплощадок Омска: «Не секрет, что достаточно большое количество территорий в городе не используется по назначению. Это в том числе площадки в Центральном округе, которые было бы правильнее отдать под жилую, деловую застройку. Мы не хотим нарушать работу действующих предприятий, поэтому призываем вас совместно с нами провести работу по определению тех промышленных площадок, территории которых необходимо переводить в другое состояние, тех, что нужно оставлять, закреплять за ними существующую функцию, и при необходимости выявить новые территории для промышленного строительства в Омске». На предложение ответил Виктор БЕЛОВ, исполнительный директор Омского регионального объединения работодателей, бывший министр промышленности Омской области. Он подчеркнул, что все перечисленные площадки сегодня известны министерствам экономики и промышленности и согласованы с заводами, решать же вопрос нужно с федеральными структурами, которые сегодня ими владеют.

Заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства Татьяна ВАГИНА тоже призналась, что ведомство пока не видит выхода из ситуации: «Приаэродромная территория утверждена, но в кадастр не поставлена. Когда встанет, мы полгорода должны будем выкрасить в синий цвет, т.е. сделать зоной, где строительство жилья, социальных объектов запрещено. Седьмая зона делится на несколько участков разрешенного использования. Мы даже сейчас с вами находимся на территории, где нельзя размещать общественные здания (Волочаевская, 11), правительство Омской области тоже в этой зоне. В такой же критической ситуации и Омская область. У них еще больше территорий попадает в седьмую подзону. У нас два варианта: либо весь город закрасить синим цветом, либо закрыть аэропорт. И то и другое не правильно». Представитель Министерства строительства подтвердила, что проблема затрагивает не только областной центр, но и три района области – Кормиловский, Любинский и Омский.

Рассмотрел ситуацию с другой стороны заместитель гендиректора ОАО «Омский аэропорт» Александр МАРКЕЛОВ:«Существует методика определения этажности застройки. Есть две высоты: наша – верхняя отметка сооружений-препятствий и по радиолокационному оборудованию. В согласовании дается наименьшая отметка. Если мы, например, можем позволить строительство 40-этажного дома, нам он не мешает, то объект Госкорпорации ОрВД (Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации) разрешает только 20 этажей. Эта нижняя отметка и дается. Но вопрос с Госкорпорацией ОрВД можно решить. В 2015 году было совещание, на которое пригласили всех застройщиков Омска, там обсуждался вопрос о поднятии обзорного локатора, который мешает, производит засветку. Мы говорили застройщикам: давайте сделаем эстакаду и поднимем его повыше, тем самым будем строить не 9 этажей, а 14. Это обойдется в энную сумму денег. Поговорили, и на этом все закончилось».

При этом Александр МАРКЕЛОВ не прочит Птичьей гавани скорый конец: «У нас, когда возникает какой-то критический элемент, значит, надо его под асфальт?! Закопать Птичью гавань? Мы говорим: нет!. Не надо это делать. Надо контролировать популяцию».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/dekabr/49/omsk-zamer-v-ozhidanii-razresheniya-situatsii-s-priaerodromnymi-territoriyami