Бывшему руководителю ОАО «Омсктрансстрой» вменяют мошенничество и присвоение имущества компании в особо крупном размере.
11 февраля в Куйбышевском суде города Омска начался процесс в отношении бывшего председателя совета директоров ОАО «Омсктрансстрой» Виктора СЕБЕЛЕВА. Его обвиняют в том, что с 2009 по 2013 год он, будучи гендиректором компании, при продаже объектов недвижимости присвоил более 20 миллионов рублей. При этом в качестве покупателей выступали его супруга Татьяна и компании, принадлежавшие ее сестре. В октябре 2016 года СЕБЕЛЕВ был арестован судом в связи с обвинением в преступлении по ч. 4 ст. 160 (присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному) по пяти уголовным делам. В 2017 году его отпустили из СИЗО под домашний арест.
После того как судья Геннадий КАТАНАЕВ установил личность подсудимого, прокурор приступила к оглашению обвинительного заключения, которое занимает около ста страниц печатного текста. Виктору СЕБЕЛЕВУ вменяют четыре эпизода преступлений по ч. 4 ст. 159 (мошенничество) и 19 эпизодов по ч. 4 ст. 160 (присвоение или растрата). На первом заседании хватило времени только на первые три эпизода.
Следствие полагает, что, являясь фактическим руководителем ОАО «Омсктрансстрой» и занимая должность заместителя генерального директора общества с 24 марта 2014 по 4 декабря 2016 года, являясь председателем совета директоров с 21 февраля 2014 по 30 августа 2016-го, используя служебное положение, вопреки интересам возглавляемой им организации СЕБЕЛЕВ совершил хищение в особо крупном размере имущества «Омсктрансстрой».
24 декабря 1993 года государственное предприятие Омский трест транспортного строительства «Омсктрансстрой» было преобразовано в ОАО «Омсктрансстрой» с закреплением 25,5 процента акций общества федеральной собственности. Согласно реестру акционеров ОАО «Омсктрансстрой», их количество составляет 1028 физических лиц и 4 юридических. Им принадлежат 19 тыс. 865 обыкновенных акций и 6 тыс. 612 – привилегированных. Омсктрансстрой выпустил 26 тыс. 447 акций номиналом 1 рубль, из которых 19 тыс. 835 – обыкновенные, держатели которых имеют право голоса на собрании акционеров по всем вопросам общества. 6 тыс. 612 – привилегированные, их держатели имеют право голоса при решении вопроса о реорганизации, ликвидации общества. С 29 июня 1999 по 21 октября 2014 года в собственности СЕБЕЛЕВА находилось 5 тыс. 92 обыкновенных акции Омсктрансстрой, что составляет чуть более 25 процентов от обыкновенных акций, и 173 привилегированных. До 2 сентября 2014 года САВИНОЙ (матери супруги СЕБЕЛЕВА) принадлежало 3 535 обыкновенных акций (17,8 процента) и 1754 привилегированных (26,5 процента). Интересы САВИНОЙ по управлению акциями осуществляла дочь, выполняя указания СЕБЕЛЕВА. На 31 декабря 2013 года балансовая стоимость активов Омсктрансстрой составляла 101 млн. 798 тыс. рублей.
Следствие пришло к выводу, что СЕБЕЛЕВ имел право решающего голоса на общих собраниях акционеров, где решался вопрос об избрании членов совета директоров компании. 21 февраля 2014 года на совете директоров было принято решение о досрочном прекращении полномочий СЕБЕЛЕВА и избрании гендиректором ОАО «Омсктрансстрой» его знакомого Геннадия ПЛЕШКОВА.
Компании на праве собственности принадлежали многочисленные объекты недвижимости, в том числе нежилые строения, склады, цеха в поселке Входном, а также объекты на улице Владивостокской, 75, заборы, железнодорожные пути и прочее на Барабинской и другое имущество.
В мае 2014 года у СЕБЕЛЕВА, осведомленного о наличии в собственности компании ликвидных объектов недвижимости и наличии задолженности компании перед ОАО «Стройнорма» в размере 10 млн. 800 тыс. рублей (исполнительное производство), возник преступный умысел на хищение имущества компании – 24 объектов недвижимости на ул. Владивостокской, 75, в мкрн. Входном, на ул. Барабинской, 20 а. Виктор СЕБЕЛЕВ дал поручение подконтрольному ему ПЛЕШКОВУ, не поставленному в известность о его преступных планах, заключить договор купли-продажи (без оценки данных 24 объектов недвижимости) по заниженной цене под предлогом необходимости погашения задолженности ОАО «Омсктрансстрой» перед ОАО «Стройнорма». Имущество компании он реализовал своей супруге, также не осведомленной о его намерениях. При этом следствие считает, что Виктор СЕБЕЛЕВ осознавал, что рыночная стоимость этих помещений многократно превышает сумму задолженности – 10 млн. 800 тыс. рублей.
Согласно судебной оценочной экспертизе от 31 января 2018 года стоимость 24 объектов недвижимости на май 2014 года составляла 73 млн. 830 тыс. рублей. Таким образом, в результате действий СЕБЕЛЕВА ОАО «Омсктрансстрой» причинен материальный ущерб на 63 млн. 30 тыс. рублей. Похищенным имуществом он распорядился по своему усмотрению. По данному преступлению СЕБЕЛЕВ обвиняется по ч. 4 ст. 159 УК РФ в мошенничестве (хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием служебного положения в особо крупном размере).
Второй эпизод преступления произошел с декабря 2009 по июнь 2010 года. Тогда, по версии следствия, СЕБЕЛЕВ совершил хищение путем присвоения вверенных ему денежных средств, принадлежащих Омсктрансстрою. Компании принадлежало нежилое помещение площадью 140,6 кв. м в здании мастерской (404,5 кв. м) на 3-м Разъезде, 41, стоимость которого составляет 2 млн. 785 тыс. рублей. СЕБЕЛЕВ решил продать его КУЗНЕЦОВОЙ и похитить средства от продажи. КУЗНЕЦОВА (не знающая о преступных намерениях СЕБЕЛЕВА) внесла данную сумму частями, расплачивалась наличными. Полученные средства подсудимый не внес на счета компании, а присвоил и распорядился по своему усмотрению. В результате ОАО «Омсктрансстрой» причинен ущерб в 2 млн. 785 тыс. рублей.
Третий эпизод датируется февралем-сентябрем 2010 года, когда, по данным следствия, СЕБЕЛЕВ похитил денежные средства Омсктрансстроя в размере 2 млн. 800 тыс. рублей (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Компании принадлежало нежилое здание – мастерская общей площадью 263,9 кв. м 1966 года постройки на 3-м Разъезде, 41. СЕБЕЛЕВ совершил хищение средств от продажи в этом здании двух помещений (68,3 и 71,7 кв. м) КУПРИЯНОВОЙ и БОРОДИХИНЫМ (инициалы М.А., К.А., Т.А., А.А.) в равных долях. Помещение они приобрели за 2 млн. 800 тыс. рублей. Средства также передавались частями и наличными, при этом СЕБЕЛЕВ выдавал им квитанции, которые лично подписывал. Средства подсудимый на счета компании не внес, а распорядился по своему усмотрению.
Подробности остальных эпизодов преступления озвучат на следующих заседаниях суда.