Областная казна затрещала, но выдержала первое испытание нацпроектами

Дата публикации: 14 февраля 2019

Региональный минфин сформировал в параметрах бюджета Омской области на 2019 год максимально возможный по условиям соглашений с Федерацией дефицит. 

Министерство финансов Омской области 7 февраля представило профильному комитету Заксобрания пятые изменения в бюджет 2018 года и первые изменения в бюджет 2019 года. Картина получилась любопытная.

2018-й

Министр финансов Вадим ЧЕЧЕНКО напомнил, что в конце прошлого года, во-первых, превысила плановые показатели динамика по налоговым доходам областного бюджета, во-вторых, «под елочку» поступило более миллиарда рублей дотации на сбалансированность. В итоге доходы регионального бюджета за 2018 год выросли на 18% к уровню предыдущего года и составили 87,8 млрд. рублей, расходы выросли только на 13,6% и составили 85,4 млрд. рублей.

Закончив год с профицитом в 2,4 млрд., минфин погасил на эту сумму коммерческие кредиты и обеспечил реальное снижение госдолга региона до 42,4 млрд. рублей по состоянию на 1 января 2019 года. То есть область обязана была завершить бюджетный год с долговой нагрузкой не более 78% (согласно требованиям Федерации), планировала менее 76%, а обеспечила в итоге на уровне 69%. Рассказав это, глава минфина перешел к объяснению того, почему в бюджете на 2019 год долговую нагрузку снова придется увеличить – до предельных на этот год 75 процентов.

2019-й

Напомним, что бюджет на 2019 год был принят 20 декабря прошлого года, его параметры по доходам составили 83,7 млрд. рублей, по расходам – 79,9 млрд. рублей. Средств хватило тогда не на все, часть расходных статей были профинансированы не полным рублем, а 3,8 млрд. рублей профицита, сформировавшегося в основном за счет поздно поступившей дотации на сбалансированность, решено было приберечь до февраля, чтобы с толком и расстановкой распределить по расходным статьям.  Также еще в ноябре было заявлено, что чуть ли не 6 млрд. рублей поступит из Федерации в виде целевых средств на реализацию национальных проектов. С первыми изменениями в бюджет, в рамках которых предстоит распределить и профицит, и федеральные субсидии, в областном правительстве тянуть не стали, назначив их, как и годом ранее, на первую половину февраля.

Как рассказал глава финоргана, чтобы сбалансировать бюджет, помимо федеральных поступлений на уровне 5,9 млрд. рублей и профицита 3,8 млрд. рублей, придется задействовать дефицит в размере 3,4 млрд. рублей. В общей сложности, с учетом небольшого пересмотра поступлений по налоговым доходам, дополнительный объем распределяемых в режиме первых изменений ресурсов составит 13,4 млрд. рублей, из них половина пойдет на дофинансирование национальных проектов, а вторая половина – на дофинансирование тех расходных статей, на которые при принятии бюджета средств просто-напросто не хватило.  В частности, за счет собственных средств региона будут доведены до нужного уровня расходы на предоставление мер социальной поддержки (прирост составит 2,4 млрд. рублей). Также в бюджете предусмотрят средства на повышение заработной платы бюджетников в сумме свыше 1,2 млрд. рублей. Еще почти миллиард рублей добавят на предоставление субсидий юридическим лицам. Наконец, около 400 млн. рублей будет направлено на текущее содержание бюджетной сети учреждений, 382 млн. рублей – на ремонты и материально-техническое оснащение.

Нацпроекты

На финансирование национальных проектов в пакете первых изменений предусмотрено 5,9 млрд. за счет Федерации и 480 млн. – за собственный счет региона. А общая сумма, которая в этом году пойдет на нацпроекты, после подсчета всех расходных статей составила 10 млрд. 120 млн. рублей.«В ближайшие годы предусмотрено строительство 14 детских садов, строительство четырех из них будет осуществляться в этом году. Кроме того, предстоит построить 6 школ в ближайшие 3 года, по двум из них работы запланированы на 2019 год. Большой объем средств будет направлен на развитие системы здравоохранения, на благоустройство и ремонт дорог, в частности, за счет нацпроекта будет построена дорога по 3-й Островской. С каждым годом объем средств, направляемый на нацпроекты, будет расти, так, в дальнейшем предстоит реализация мероприятий в сфере цифровой экономики, свыше 1 млрд. рублей в 2020 – 2021 годах предстоит направить на ликвидацию свалок и так далее», – расписал перспективы Вадим ЧЕЧЕНКО.

 «Коммерческие вести» запросили в областном минфине более подробную информацию о тратах на нацпроекты и выяснили пару любопытных моментов. Во-первых, федералы включили в число мероприятий национальных проектов те субсидии, которые предоставлялись регионам и раньше, например субсидии на выплаты при рождении первого ребенка и при рождении третьего ребенка. Еще один показательный пример – проект «Безопасные и качественные дороги», по нему область и без статуса национального проекта получала последние два года ресурсы без проблем. Другими словами, деньги остались те же, только упаковка появилась новая и нарядная.

Во-вторых, с соблюдением процента софинансирования и вовсе ситуация непонятная. Еще в сентябре Федерация объявила, что доля софинансирования по национальным проектам для дотационных регионов не будет превышать пяти процентов. Омской области был определен показатель в 2%. Тогда же Вадим ЧЕЧЕНКО на встрече с журналистами заверил, что регион при таких-то комфортных условиях по софинансированию с исполнением своих обязательств справится без проблем. Сейчас стало ясно: справляться придется с обязательствами совсем иного объема. Из 10,1 млрд. рублей, предусмотренных в бюджете 2019 года на нацпроекты, федеральных средств только 8,3 млрд. рублей, а оставшиеся 1,8 млрд. рублей – это финансирование за счет областного бюджета, то есть никакие не два процента, а процентов 17 – 18. В минфине, впрочем, пояснили: доля софинансирования соблюдается, просто дополнительно нужно было вложиться в  разработку ПСД и обеспечение прочих сопровождающих нацпроекты расходов. Областному бюджету текущего года запаса прочности хватило, что будет происходить в последующие пять лет – вопрос открытый.

С учетом первых изменений доходы областного бюджета на 2019 год будут увеличены до 89,7 млрд. рублей, расходы – до 93,3 млрд. рублей. Дефицит составит 3,4 млрд. (с учетом остатков средств на счетах – почти 3,6 млрд. рублей), и если такую сумму региону придется занять, то долговая нагрузка к 1 января 2020 года достигнет предельных на этот момент 75%, обозначенных в соглашениях с Федерацией. Вадим ЧЕЧЕНКО, впрочем, полагает, что размер дефицита за год удастся сократить. «Губернатором Александром БУРКОВЫМ перед областным правительством поставлена задача обеспечить в этом году рост налоговых и неналоговых доходов в соответствии с условиями участия в федеральной программе реструктуризации бюджетных кредитов – не ниже уровня инфляции. Увеличение поступлений позволит нам в ходе исполнения бюджета дефицит постепенно сокращать», – отметил глава областного минфина.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/fevral/5/oblastnaya-kazna-zatreshchala-no-vyderzhala-pervoe-ispytanie-natsproektami