Сотрудники УФАС продолжают выявлять факты сговора при получении многомиллионных госконтрактов. Антимонопольщики рассказали о самых популярных уловках на рынках дорожного строительства и рекламы, а в число нарушителей попало даже УФСИН.
Светлана ЛЬВОВА
Омское региональное управление Федеральной антимонопольной службы подвело итоги своей деятельности за 2018 год. Общий итог работы таков: число жалоб в ведомство не снижается, а нарушения выявляются как в сфере антимонопольного законодательства (поступило 522 жалобы), так и в сегментах госзакупок (650 жалоб) и рекламы.
По словам главы ведомства Вадима КАБАНЕНКО, больше всего предупреждений по фактам нарушения антимонопольного законодательства было выдано органам власти (16 предупреждений), основная часть претензий – бездействие при проведении конкурса по выбору управляющих компаний для обслуживания многоквартирных домов, отказ в подготовке проектов по межеванию территорий и передача объектов водоснабжения и теплоснабжения без проведения торгов, а также бездействие при направлении предложений по размещению нестационарных торговых объектов.
Начальник УФАС по Омской области Вадим КАБАНЕНКО заявил:
– Также было выдано предупреждение теперь уже бывшему министру сельского хозяйства региона Максиму ЧЕКУСОВУ по поводу заявлений о ценах на хлеб. Дело о недобросовестной конкуренции было возбуждено в отношении «Деликатесов Сибири». Традиционно много претензий в адрес ресурсоснабжающих организаций, кроме того, есть претензии и по поводу торговой деятельности. Так, в конце декабря вынесено решение по делу Главного строительно-промышленного управления УФСИН России.
Что касается государственного надзора в сфере рекламы, то было возбуждено 39 дел по заявлениям и 41 дело было возбуждено в ходе мониторинга СМИ и открытых носителей. Львиная доля претензий в адрес рекламщиков из-за СМС-рассылки рекламных сообщений без согласия абонентов, также были претензии по рекламе алкоголя и лекарственных средств. Больше 50 компаний были включены в реестр недобросовестных поставщиков, при этом недобросовестных участников торгов становится все больше, в настоящий момент управление буквально засыпано такими жалобами.
Сколько стоит «девяток» яиц?
По административным правонарушениям за прошлый год управлением было взыскано 13,6 млн. рублей, при этом начислено еще 6,8 млн. рублей.
Традиционно проводится мониторинг цен на нефтепродукты, отслеживается ситуация как на оптовом, так и на розничном рынке. Отдельным пунктом выделен мониторинг на приставки для цифрового телевидения, дабы в период перехода ТВ на цифру у производителей и торговых компаний не было соблазна взвинтить цены на это стратегическое для населения оборудование. Сейчас на этом рынке наблюдается штиль, никаких резких скачков нет, приставки стоят не дороже тысячи рублей.
Еще несколько стратегических направлений – стоимость зерна и яйца, а также минеральных удобрений. Эта информация собирается по поручению УФАС Росси после того, как все данные будут собраны, они будут направлены в центральный аппарат, после чего сложится единая картина о ситуации по стране на данных товарных рынках, так как скачки цен в данных сегментах не остались незамеченными.
Начальник УФАС России по Омской области Вадим КАБАНЕНКО:
– По куриному яйцу ситуация такая: мы отслеживаем цены на всех омских птицефабриках, смотрим экономику: как выросли цены на корма, энергоресурсы и заработная плата. После чего сопоставим все сведения и если выясниться, что цены выросли синхронно, в то время, как у каждого производителя своя экономика и свои затраты, то мы будем вправе возбудить дело о картельном сговоре.
В омских тюрьмах завышали цены на товары
Крайне редкий случай в практике УФАС: в число нарушителей попала другая федеральная структура – УФСИН. Там серьезно завышали стоимость товаров для заключенных, реализуемых через тюремные магазины. Однако на дорогой чай, мыло и туалетную бумагу пожаловались не сами заключенные, а сотрудники прокуратуры.
Начальник отдела контроля органов власти УФАС по Омской области Галина ЛАПТЕВА уточнила:
– Магазины в колониях контролирует ФГУП «Главное промышленно-строительное управление УФСИН России». Информация о нарушениях появилась после прокурорской проверки, выяснилось, что торговля ведется на территории тринадцати колоний, причем право на торговлю и помещения под магазины были получены безо всяких конкурсных процедур. Кроме того, по Закону «О торговой деятельности» № 381-ФЗ есть запрет на заключение договоров комиссии между поставщиками и торговыми сетями, когда право собственности не переходит на товар. Но в данном случае были заключены именно такие договоры. Например, ИК-6, производя собственные продукты питания и отдавая их на реализацию во ФГУП, платила еще при этом вознаграждение.
В списках товаров с завышенной ценой значились манты, пельмени, скумбрия и другие товары, из промышленных товаров – наволочки, тапочки, домашняя одежда и даже трусы, то есть все то, что заключенные могут приобрести в тюремных магазинах. По словам Вадима КАБАНЕНКО, в результате складывалась ситуация, когда цены на товары для заключенных необоснованно взвинчивались, и они вынуждены были покупать товары по завышенным ценам. В итоге УФСИН выдано предписание о приведении договоров в соответствие.
В России две беды: дороги и мухлеж на госзакупках
Не менее резонансными являются закупки на торгах в области ремонта и строительства дорог, впрочем, эти нарушения для строительного рынка являются традиционными. Буквально недавно УФАС закончило рассматривать дело о контракте на десятки миллионов рублей.
Начальник УФАС России по Омской области Вадим КАБАНЕНКО:
– Три организации, которые действовали в интересах друг друга, вышли на торги, при этом две из них действовали в интересах третьей, речь идет о компаниях «Трансстрой», «Стройторг» и «Альянс». На торгах был применен довольно известный прием – таран, схема довольно простая: сначала происходит резкий обвал цен в результате того, что подается множество предложений на понижение, в результате «Трансстрой» сделал несколько предложений, после чего в процесс вступили добросовестные участники, коими оказались областные ДРСУ. Но они посмотрели, что участниками аукциона цена сбита ниже порога рентабельности, ниже которого заключать контракт не имеет смысла, и вынуждены были отказаться от торгов, дабы не участвовать в этой вакханалии. Буквально за несколько минут в результате атаки цена была снижена на 70%, но на аукционе есть дополнительное время, это очень короткий период, буквально 10 минут, во время которого можно сделать дополнительное предложение. И «Трансстрой», пользуясь этим правом, делает последнее предложение, завершая аукцион. Это первая часть всего действа, но есть еще и вторая: когда участнику передаются документы, то он должен проверить вторые части заявок участников аукциона. И когда эти вторые части проверяются, то выясняется, что две из трех компаний не могут быть допущены к торгам, так как у них, например, нет допуска СРО или они не подали обязательный пакет документов. В результате единственным участником и победителем торгов по изначально заявленной цене признается одна компания, в интересах которой и действовали остальные, так как все шаги на понижение, раз их делали не имевшие права на участие в аукционе компании, признаются недействительными.
Как отмечают антимонопольщики, уже в результате поведения участников аукциона можно сказать, были ли нарушения при проведении торгов. Второй признак – все заинтересованные компании действовали с одного IP-адреса. Сначала они отказывались это признать, ссылаясь на то, что это просто миграция динамического IP-адреса. Однако факт того, что ранее между этими компаниями происходили финансовые взаиморасчеты, подтверждал наличие связи между ними.
«В подобных ситуациях мы всегда запрашиваем информацию из банков о движениях по счетам, запрашиваются данные Росфинмониторинга, и после того как пазл складывается, мы говорим: «Всте-таки, ребята, вы нарушили антмонопольное законодательство!» – отмечает КАБАНЕНКО. – Однако на этом уловки не закончились. После того как компании начинают понимать, что им придется отвечать за некорректное поведение на аукционе, они оперативно пишут объяснения о том, что к картельному сговору их вынудило физическое лицо и дружно указывают физическое лицо, якобы придумавшее эту схему. Для чего это делается? Не для того чтобы сдать организатора, а для того, чтобы переложить всю ответственность на гражданина, а не на юридическое лицо, потому что уровень штрафов в таком случае был бы значительно ниже».
Однако в УФАС все эти фокусы давно известны. Проверка показала, что указанное физлицо никакого реального отношения к указанным компаниям не имело и дорожной деятельностью не занималось. В итоге указанные юрлица все-таки будут привлечены к административной ответственности. Кстати, аналогичные случаи были и в прошлом году, но тогда масштаб аукционов был повыше и в деле фигурировали другие компании. Но как отмечают антимонопольщики, грабли у каждого свои и дорожные организации продолжают экспериментировать в погоне за дорогими госконтрактами. В ходе мониторинга за аукционами регулярно выявляются нарушения, причем так называемые «стоп-картели» находятся не только в Омске, но и в других городах, включая Москву.
УФАС следит, но цены на бензин растут
По поводу цен на топливо вопросов тоже немало. В период с 1 января по середину февраля увеличение цен на бензин в Омском регионе составило 1,62%, а дизельное топливо подорожало на 1,63%.
– Эта ситуация была прогнозируемой, так как было заключено соглашение между нефтяными компаниями и правительством России о том, что повышение не должно превышать 1,7%, и пока нефтяники свои обещания выполняют. Но данные соглашения заключены лишь до 1 марта 2019 года, что будет потом, прогнозировать сложно. При этом ситуация отслеживается, и если в оптовом и мелкооптовом сегменте будет зафиксировано понижение, а в розничных сетях нет, то УФАС обязательно отреагирует, – отметил руководитель ведомства КАБАНЕНКО.
Однако это касается лишь вертикально интегрированных холдингов, так называемые свободные компании, доля которых на рынке мала, могут повышать цены хоть на 100 рублей, если найдут желающих купить топливо по такой высокой цене.
Еще одна проблема, обозначенная аналитиками УФАС, – это тренд к массовой неоплате госконтрактов. Причем природа этого явления кроется в недофинансировании и недостатке бюджетных средств. В итоге получается, что торги проведены и договоры заключены, а оплаты нет, потому что еще не поступили деньги из бюджета. Тем не менее, несмотря на объективные причины, антимонопольщики вынуждены реагировать на жалобы и привлекать к ответственности должностных лиц, причем суммы штрафов для руководителей достигают 30-50 тысяч рублей.
Руководителю «Омской тепловой компании» уже пригрозили дисквалификацией
Но штрафы не самое страшное, последствия могут быть намного серьезнее, и это наглядно видно на примере печально известного МП «Тепловая компания», руководителю которой Владимиру ТАРАНЕНКО уже показали одну желтую карточку.
Как сообщила заместитель руководителя омского регионального управления ФАС России Тамара ШМАКОВА:
— Проблема неоплаты госконтрактов действительно существует, но органам исполнительной власти это не свойственно, мы ни разу не привлекали к административной ответственности их представителей. А вот с бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями, осуществлявшими закупки по ФЗ-44, ситуация иная. Так, уже привлекался к ответственности руководитель «Омской тепловой компании». Неплатежи там просто астрономические, им не хватает средств для оплаты уже заключенных контрактов. В настоящий момент они оплачивают в первую очередь поставки газа компанией «Газпром межрегионгаз Омск», потому что в разгаре отопительный сезон, а по всем остальным закупкам оплата происходит с большой задержкой, и мы вынуждены на это реагировать.
Представители УФАС пояснили, что материалы по МП «Тепловая компания» уже направляются в суд, и если выяснится, что должностное лицо допустило нарушение повторно, то есть будет зафиксирован еще один факт несвоевременной оплаты контракта, то это влечет за собой ответственность по ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ. В качестве наказания предусмотрена дисквалификация до двух лет, и для руководителей такого уровня это серьезный карьерный удар.
Напомним, что нынешний директор предприятия Владимир ТАРАНЕНКО, ранее возглавлявший омскую РЭК, пришел в МП «Тепловая компания» всего около месяца назад, однако финансовое состояние предприятия таково, что ему уже грозит дисквалификация.
Пересядь с букваря на словарь Ожегова
Еще одна любимая тема омских антимонопольщиков – это рынок рекламных услуг, нарушения на котором фиксируются с завидным постоянством, причем получить предписание можно даже за простую орфографическую ошибку, так как Федеральный закон «О рекламе» предписывает распространение рекламы на литературном русском языке.
Заместитель руководителя УФАС по Омской области Тамара ШМАКОВА поясняет:
– Эта норма носит декларативный характер, и за ее нарушение не предусмотрена административная ответственность, однако мы выдаем предписания, так как в Омске наблюдается массовая безграмотность. Судя по баннерам и вывескам, люди не знают русского языка, и самые яркие примеры этого мы видим в ломбардах, реклама которых расклеивается по всему городу. Всем известно, что если это в единственном числе, то это заЕм, а если во множественном – займы. У нас же везде висит слово «займ». Мы стараемся реагировать на подобные вещи, чтобы приучить рекламодателей к нормам русского языка.
Любопытно, что при этом в УФАС не сильно следят за главным рекламным скандалом текущего сезона. Как выяснилось в финале, руководитель антимонопольного управления Вадим КАБАНЕНКО не стал комментировать рекламную кампанию бренда Reebok, вызвавшую резонанс своим неоднозначным слоганом «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». КАБАНЕНКО заявил, что не знает, о чем идет речь, так как не видел эту рекламу, хотя, возможно, просто постеснялся ее публично обсуждать. А вот его заместитель Тамара ШМАКОВА оказалась более информированной по части феминистских лозунгов и отметила, что в Омске такой рекламы точно нет, иначе УФАС уже бы отреагировало.
Тем не менее правовая оценка этой рекламы, по мнению омских атимонопольщиков, нужна, но это должен делать центральный аппарат ФАС, так как это не местная, а федеральная реклама. Кстати, выяснилась любопытная деталь: если подобный слоган с плакатом появится в бутике Reebok и его будут видеть только посетители магазина, зашедшие внутрь, то это будет считаться информацией для покупателей независимо от того, является она пошлой или нет. А вот если такой плакат будет выставлен на витрине наружу, то он уже приобретет статус рекламы со всеми вытекающими последствиями.