ВАРНАВСКИЙ с трудом подавил «мусорный бунт» в Заксобрании

Дата публикации: 21 февраля 2019

Депутаты предложили отложить «мусорную реформу» в Омске из-за некорректного норматива. 

Страсти по мусору разгорелись на последнем пленарном заседании, состоявшемся в четверг 14 февраля. В отсутствие губернатора БУРКОВА тихий и лояльный парламент неожиданно показал характер, а «мусорный бунт» традиционно возглавили коммунисты.

Заседание шло спокойно по строго намеченному плану, пока депутаты не дошли до последнего пункта повестки №26 «Разное». В «разном» оказался довольно жесткий депутатский запрос лидера фракции КПРФ Андрея АЛЕХИНА, потребовавшего пригласить на заседание министра природных ресурсов региона Илью ЛОБОВА для объяснений по выбору единого оператора по сбору и утилизации ТБО и объяснению аспектов начавшейся в Омске мусорной реформы.

Напомним, дедлайн был назначен на 1 апреля 2019 года, предполагалось, что с этого дня в регионе начнут действовать новые тарифы на вывоз и утилизацию мусора. Однако поданный ранее в РЭК пакет документов на утверждение тарифа был отклонен, а новые единый региональный оператор – ООО «Магнит», пока не предоставил. Тем не менее предполагаемый порядок цифр уже просочился в прессу, ожидалось, что он составит 131 рубль без НДС с человека.

Потянуло в Омск как магнитом

Депутаты сочли эти расценки слегка завышенными, возникли вопросы и по поводу выбора единого оператора, так как, по информации, озвученной КПРФ, «на момент проведения и по настоящее время ООО «Магнит» не имело и не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности». Кроме того, до прихода в Омскую область компания «Магнит» не имела опыта работы на рынке мусорных услуг, и этот факт смутил не только депутатов от оппозиции.

Возмутился депутат Законодательного собрания от КПРФ Андрей АЛЕХИН:

– Предприятие не имело объектов по сортировке и переработке ТКО, собственного транспорта и опытного персонала, так как, по данным налоговой инспекции и средств массовой информации, предприятие не вело этой деятельности, численность работающих на начало 2018 года составляла ноль человек, и зарегистрировано предприятие было в городе Новосибирске. Кроме того, после подписания соглашения с Министерством строительства и ЖКК Омской области ООО «Магнит» провело торги на оказание услуг по транспортировке ТБО на территории Омской области. В результате все три лота выиграло ЗАО «Экос» из города Екатеринбурга на общую сумму 5 млрд. 717 млн. 685 тыс. рублей. И эта сумма должна быть уплачена омичами до 31 декабря 2019 года.

АЛЕХИН огласил и другие параметры контракта с региональным оператором, которые показались ему подозрительными. Так, общий объем мусора, который должно перевезти ЗАО «Экос», согласно конкурсной документации, превышает 8,4 млн. м3, норматив накопления на одного жителя в Омской области в среднем составляет 2,2 м3 в год, в регионе проживает 2 миллиона человек, следовательно, если провести несложные арифметические действия, то получится, что при проведении аукциона сотрудники «Магнита» могли завысить объемы в два раза. Депутат посчитал, что это приведет к неосновательному обогащению компании на 2 млрд. рублей.

Возникли вопросы и к недавно открывшемуся заводу по сортировке ТКО на Кировской свалке. «Это временное строение ангарного типа, не имеющее отопления и вытяжной вентиляции, – отметил АЛЕХИН. – Каким образом работники «Магнита» будут защищены от воздействия вредных веществ, например от паров ртути, так как известно, что 90% люминесцентных бытовых ламп просто выбрасываются в мусорные баки?» Не ясна ситуация и с объемами переработки. В прессе заявлялось, что после запуска мусоросортировочного завода там будет сортироваться 400 тыс. тонн ТКО. Однако производительность завода всего 20 тонн в час, режим работы предприятия – 2 смены по 8 часов, итого за год работы там будет рассортировано всего 116 800 тонн. Это расходится с теми объемами, о которых говорил регоператор.

Докладом по запросу

Но главной претензией со стороны депутатов все-таки стал норматив по накоплению мусора, составляющий 6 литров отходов на человека в сутки (183 литра в месяц), так как именно он является основой для расчета тарифа на вывоз ТБО. Реально получается, что, согласно этому нормативу, семья из трех человек выносит в сутки три ведра мусора, а семья из пяти человек – пять ведер. Депутаты посчитали, что в Омске сложно в принципе найти такую семью, и уж точно такое активное производство мусора не может быть массовым. А раз сам норматив завышен, то и тариф будет установлен слишком высокий, причем это ударит в первую очередь по малообеспеченным семьям. Так, среднестатистическая семья с тремя детьми и бабушкой будет платить ежемесячно за мусор больше тысячи рублей.

Депутат АЛЕХИН попросил дать пояснения по этим цифрам, однако пришедший на заседание глава Минприроды Илья ЛОБОВ ввязываться в арифметические дискуссии не стал, и выбрал весьма эффективную бюрократическую тактику защиты – «докладом по запросу». При этом на вопрос, почему был выбран именно этот оператор, он пояснил, что это не противоречило федеральному законодательству, так как формально компания соответствовала всем необходимым условиям: имела банковские гарантии на обеспечение контракта, а ее руководитель не имел на момент заключения договора судимости. Последнее замечание вызвало в зале заметное оживление, в итоге некоторые депутаты не удержались от прогнозов.

Министр природных ресурсов Омской области Илья ЛОБОВ пояснил:

– Ситуация с оборотом ТБО требует пристального внимания со стороны правительства, так как на территории Омской области имеется большое число несанкционированных свалок, таковых зарегистрировано 923. Ежегодно на территории региона образуется 1 млн. 160 тыс. тонн отходов, из них 600 тыс. тонн – непосредственно на территории города Омска. Основная проблема мусорного рынка – это отсутствие единых площадок для размещения ТБО. В настоящий момент основным способом борьбы с отходами является их хранение, обработка и утилизация практически не осуществляются. Нарушения при хранении отходов негативно сказываются на состоянии окружающей среды. Полномасштабное реформирование отрасли началось еще в 2015 году после принятия Федерального закона № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления». После этого началась работа по выбору регионального оператора по вывозу и переработке ТБО. Основным условием работы оператора является создание региональной программы по обращению с отходами. В рамках этого в сентябре 2016 года в Омской области была утверждена территориальная схема по обращению с ТБО, и в 2018 году она была откорректирована. А в мае 2017 были утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, причем они утверждались комиссионно.

По словам министра, при определении замеров присутствовали представители общественности и СМИ, а пробные партии тщательно взвешивались, при этом все документы визировались ответственными лицами. Другими словами, раз за процессом наблюдали активисты и пресса, то весь процесс установления нормативов был легитимным. В процессе также участвовали представители жилых домов и организаций, занимающихся вывозом мусора, кроме того, замеры проводились посезонно: зимой, весной, летом и осенью. В результате был выведен средний объем производства мусора среднестатистическим омичом. Причем, по словам чиновника, полученный опытным путем норматив не является рекордно высоким для Сибири, в лидерах антирейтинга значится Томская область, где зафиксирован самый высокий норматив. Самый низкий – в Красноярском крае, а Омская область находится посередине.

Не банкрот и не судим

Что касается регионального оператора ООО «Магнит», то министр ЛОБОВ так и не пояснил, чем был обусловлен именно этот выбор, однако отметил, что оператор был определен в результате конкурсного отбора и процесс не противоречил установленному законодательству, так как формально все условия соответствовали установленным требованиям: организация была зарегистрирована на территории РФ, не являлась банкротом, не имела задолженности по налогам, а топ-менеджеры не имели судимости. Кроме того, при проведении конкурса размер обеспечения заявки составлял 500 млн. рублей. К тому же была выдана банковская гарантия на обеспечение заявленной деятельности в размере 132 млн. рублей.

Более того, ЛОБОВ категорически опроверг информацию коммунистов об отсутствии лицензии, заявив, что она в компании имеется и была выдана 24 марта 2017 года департаментом Росприроднадзора по СФО. Министр также напомнил, что в ноябре 2018 года компания «Магнит» зарегистрировалась как юридическое лицо на территории Омской области. Что касается объемов производства мусора, то при определении суммы контракта учитывался не только мусор, производимый населением, но и те отходы, которые образуются в результате деятельности промышленных и коммерческих предприятий. Другими словами, та половина мусора, о которой спрашивал депутат АЛЕХИН, тоже, как выяснилось, существует и производится теми 90 тысячами предприятий, которые зарегистрированы на территории Омской области.

Ну и в финале ЛОБОВ напомнил о неизбежном – как только РЭК утвердит новый тариф на вывоз и переработку ТБО, жители региона и юридические лица обязаны будут заключить договоры с региональным оператором и оплачивать его услуги в соответствии с выставляемыми счетами.

Откуда дровишки?

Доклад главы Минприроды вызвал целую бурю эмоций и новый шквал вопросов. Так, депутат Игорь АНТРОПЕНКО недоумевал, почему именно «Магнит» был единственным участником конкурса, а Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ на правах председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии поинтересовался, есть ли утвержденный график строительства мусоросортировочных заводов. Не выдержала и выступила даже обычно не вмешивавшаяся в ход заседания сенатор Елена МИЗУЛИНА. Она поинтересовалась, почему новые тарифы нельзя ввести в области поэтапно – по мере готовности районов, так как на селе необходимо, как минимум, провести разъяснительную работу. А депутат Валерий КОКОРИН со свойственными ему нотками откровенной иронии в голосе вежливо попросил не называть сооружение, поставленное на Кировской свалке, мусороперерабатывающим заводом, так как, по его мнению, слово «завод» по отношению к этому ангару вообще некорректно.

После чего КОКОРИН мастерски выбил «признательные показания» по поводу норматива. В итоге министр, сорок минут подробно рассказывавший о том, как летом и весной эксперты и общественники взвешивали мусор, вдруг отказался публично признать, что считает этот норматив корректным. Справедливости ради отметим, что этот злосчастный норматив был установлен задолго до приезда ЛОБОВА в Омск.

– Уверены ли вы в установленном нормативе? – спросил КОКОРИН у ЛОБОВА. – Вот видите, даже вы не уверены в нормативе, как же можно вводить новые тарифы с 1 апреля? Вы что, хотите ввергнуть нас в социальный взрыв? Почему треть регионов отложили мусорную реформу, а мы не можем этого сделать?

Опасения насчет массового недовольства со стороны населения выразили и другие депутаты, они отметили, что взбунтоваться может в первую очередь село, так как посчитает взимание средств за мусор незаконным. Сельчане чисто физически не могут производить столько отходов, сколько жители многоэтажных домов: часть мусора в сельских зонах просто сжигается в печах, а пищевые отходы идут на корм скоту. Однако на эту претензию министр ЛОБОВ дал довольно неожиданный ответ, заявив, что сжигать мусор в печах вообще незаконно, так как такая форма утилизации не предусмотрена действующим законодательством.

После этой фразы, ввергнувшей в ступор тех, кто осознавал, что регламенты – это теория, а российская глубинка с ее печным отоплением и водой в колодцах и колонках – это суровая реальность, дискуссия приобрела еще более жесткий формат. В этот момент зал просто автоматически поделился на тех, кто прибыл сюда из зоны цивилизации и комфорта (города Екатеринбурга) и тех, кто до сих пор прозябает в провинции, но хотя бы однажды в жизни видел настоящую дровяную печь. Никогда еще омские депутаты, видевшие настоящие дрова, не были так близки к «глубинному народу», как в этот день.

Норматив из навоза и палок

С трудом утихомирив зал, спикер ВАРНАВСКИЙ резюмировал, что как бы сложно ни продвигалась реформа, жить по тем стандартам, которые были до старта мусорной революции, далее невозможно. Омск уже задыхается от мусора, и если не предпринять кардинальных мер, то выбросы с местных промпредприятий станут не самой основной экологической проблемой региона. В результате было предложено мусорную реформу все-таки перенести на более поздний срок, предварительно разобравшись с нормативом.

Забегая вперед, отметим, что жесткая дискуссия в Заксобрании уже возымела конкретный результат. Сначала со спешным заявлением выступила РЭК, заявившая, что тариф на вывоз ТБО не утвержден, а предоставленный «Магнитом» пакет документов отклонен. А через два дня с официальным заявлением вышел гендиректор ООО «Магнит» Сергей ШЕВЧЕНКО. Он признал, что норматив для жителей села реально завышен, так как там посчитали «навоз, ботву с огорода и строительные палки» в качестве ТКО, хотя они таковыми не являются. Таким образом, региональный оператор сам высказал заинтересованность в пересмотре установленных норм и приведении их в соответствие с реальностью. Судя по всему, нормативы пересмотрят и для горожан, и для жителей села, так как никто не готов к тому, чтобы мусорная реформа переросла в громкую мусорную революцию.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/fevral/6/varnavskiy-s-trudom-podavil-musornyy-bunt-v-zaksobranii