Новые сказы о старом городе

Дата публикации: 11 июля 2019

Омская журналистка о познавательном путешествии в столицу Урала. 

Татьяна КРАВЕЦ, фото автора

Сколько раз проезжала Екатеринбург, сколько раз бывала там у друзей, но, увы, до недавнего времени при упоминании города возникали лишь общеизвестные ассоциации – с именами Николая II и Бориса Ельцина, Павла Бажова и его сказами «Хозяйка Медной горы» или «Каменный цветок». Еще – с международным аэропортом Кольцово, откуда совершается много прямых рейсов за границу (не раз летала).

Однако последнее путешествие на майские праздники удивило и поразило! Причем и тем, на что раньше не обращала внимания, – думала, неинтересно…

Возможно, мои сказы кого-то подвигнут провести уик-энд в Екатеринбурге, ведь от Омска недалеко – всего лишь ночь на поезде.

В гости к… Высоцкому

Я стала скептиком сразу, как только услышала об открытии в Екатеринбурге мемориального музея Владимира Высоцкого! Много о нем читала и знаю, что в этом городе он был всего несколько дней с гастролями театра. Какой может быть музей? Из каких экспонатов? Ну и что из того, что в визитном проспекте значатся какие-то реликвии, вряд ли оригиналы… Нет, лучше наслаждаться его творчеством.

Мой скептицизм продолжался семь лет! Пока не случилась неожиданная экскурсия за компанию с подругой, также приехавшей (счастливое совпадение!) в Екатеринбург из другого города.

– Ну, что я говорила – реконструированный гостиничный но… – с порога начала я выражать неудовольствие и осеклась. Взгляд скользнул в левую сторону…

Легендарный Mercedes 350 W 116, за руль которого Высоцкий сел в далеком 1976 году! Тот самый – не копия, не подобие. И его, Высоцкого, восковая скульптура в полный рост… Еще знаменитая фотография с Мариной Влади во всю стену, и кажется, что ты там, рядом с ними!

Дальше – больше. На витрине бланк парижского турагентства, на котором Высоцкий написал последнее стихотворение, посвящённое Марине Влади, – «Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним…». Дата 11 июня 1980 года – за полтора месяца до своей смерти. Этот бланк музей приобрел три года назад на аукционе в Париже, по некоторым сведениям, за сотни тысяч евро (что удивляться, основателем музея выступил крупный бизнесмен). Сегодня документ входит в категорию «Культурная ценность Российской Федерации». Таких экспонатов нет нигде в мире!

– К чему тут телефон? – вдруг поинтересовалась подруга, указывая на висевший на стене телефон-автомат образца советских времен.

В ответ я сняла трубку, а там… песня: «Девушка, слушайте, семьдесят вторая / Не могу дождаться, и часы мои стоят / К дьяволу все линии, я завтра улетаю /А, вот уже ответили, ну, здравствуй, это я». Его голос – узнаваемый, будоражащий.

Живой музей! Не просто экспозиции за стеклом, среди которых реальные вещи семьи Высоцкого-Влади, в том числе кольцо с крупным бриллиантом (о, женский взгляд!), подаренное поэтом жене. Еще и «общение» с поклонниками таланта. Песни в одном зале, стихи в другом.

Строчки из стихов написаны на карточках в ящичках установленного, как в библиотеке, стеллажа, вокруг в нишах – вещи-экспонаты: кукла, книжный сборник, радиоприемник, фотографии… Выбираешь карточку и прикрепляешь под экспонатом, к которому подходят те строчки. Признаюсь, некоторые карточки я не знала, куда отнести. Такая неловкость.

Уходя, каждый мог взять на память частичку удивительной атмосферы – в виде музейной открытки, которую можно подписать и тут же отправить. У входа-выхода висит настоящий почтовый ящик. Я отправила и получила!

К слову, недалеко от музея установлена скульптурная композиция Владимир и Марина! Красивое место для фото поклонников!

Цвет впечатления – белый

Помнится, когда-то при посещении пражского собора Святого Витта 14 века гид больше часа рассказывала о разнообразии внутреннего убранства, где соединились готика, неоготика, рококо, ренессанс, барокко. Непередаваемая красота!

После посещений этого и подобных архитектурных памятников я, атеист, без особого интереса стала относиться к новым современным соборам и храмам. Но Храм на Крови в Екатеринбурге, конечно, выделяла по исторической значимости: построен на месте Ипатьевского дома, где расстреляли последнего российского императора и его семью. Однако внутрь заходить не стремилась – каким особым убранством или чем другим храм может удивить?

А зашла и поняла – может. С первых минут окунулась в атмосферу света, воздуха и радости. Такой неожиданный эффект оказался от уникального белого иконостаса из редкого мрамора, от высоты купола в 60 метров и множества окон.

– Надо же, и картины здесь! Царская семья в полном составе, – не удержалась от эмоций.

– Это большие настенные иконы! Эх, ты! – осудила мою дремучесть подруга.

Чтобы сгладить конфуз (согласна, непростительный), подошла к свешнице (продает свечи) и узнала от нее, что автором икон является уральская художница.

А еще храм оказался двухуровневым. Внутри верхнего светлого находился еще храм нижний – невысокий и мрачный, в котором воссоздали помещение, где прошел расстрел. История как наяву. Надо знать, помнить – для лучшего светлого будущего.

«Как вы яхту назовете…»

Ельцин-центр с момента создания вызывал много споров и, понятно, стал своеобразной достопримечательностью Екатеринбурга. И я решила прикоснуться. Здание произвело приятное «воздушное» впечатление: внешне – светлая отделка, внутри – легкие стеклянно-металлические конструкции, и даже лифт стеклянный.

А музей Б.Н. Ельцина? Зайти, задуматься о роли личности в истории… Посмотреть интерактивные и мультимедийные экспозиции… Увы, не потянуло. Может, настроение оказалось неподходящим. Но возник вопрос: если обычному бизнес-центру «имя дал» музей политика, то насколько идеологический контекст влияет на окружающую обстановку?

Судя по гуляющим среди местных жителей и в Интернете байкам, влияет.

Так, говорят, однажды воспитатель детского лагеря, арендующего помещение в Центре, заставила матерящегося подростка вымыть в туалете рот с мылом. Женщину уволили – непедагогичный прецедент в таком месте! При этом мама подростка претензий не имела и сама тревожилась, что сын нехорошо выражается.

А второе «однажды» случилось из-за заграничного кино. В кинозал Центра пригласили детей – все младше 12 лет – и показали фильм о подростках, которые занимались сексом, курили и распивали спиртные напитки. Руководство Центра сразу отстранилось – «мы только предоставляли площадку». Но не прошло, родители пожаловались в прокуратуру…

Насколько истории соответствуют действительности, наверное, не важно. Но то, что имя накладывает отпечаток, однозначно. Как мудро заметил известный киношный капитан Врунгель: «Как вы яхту назовете – так она и поплывет!»

Литье, бриллианты и холсты

В Екатеринбургский музей изобразительных искусств, честно говоря, зайти вынудила… холодная погода. В планах не было визита – никаких специальных там выставок не рекламировалось. Но раз случилось, что ж не глянуть ежедневные экспозиции?

Зашла в первый зал и застыла – от восхищения чугунными «кружевами»! Каслинское литье – чугунный павильон, экспонировавшийся на выставке в Париже в 1900 году! Оригинал! Тот, который французы желали приобрести вместе с другими чугунными скульптурами за два миллиона рублей. Не сошлись в одном условии – российская делегация отказалась продавать скульптуру «Россия», а они хотели всю коллекцию. Тогда прозвучала крылатая фраза: «Россия» не продается!» Сделка не состоялась.

Понятно, что ринулась изучать уникальную скульптуру. Но что может оценить дилетант, кроме «понравилось – не понравилось»? Обратилась к специалистам-смотрителям. И выяснила, что скульптура женщины в латах и шлеме «Россия» – одно из самых сложных изделий, состоит из пятнадцати деталей, используются даже отдельные инструменты для чеканки волос, кольчуги или глаз. От души порадовалась за мужество далеких соотечественников – не купились на миллионы и сохранили это достояние России!

Второй зал – новый прилив эмоций. Золото, бриллианты, агаты! Три в одном! В ма-а-аленькой скульптуре «Страус». Были и другие яркие экспонаты, но этот – самый притягательный. Нежный, изящный и… вызывающий. Разобрала на составляющие: агат – тушка, золото – ножки, а где бриллианты? Да глазки же! Какая тонкая ручная работа. На табличке значится, что начало XX века и вероятно (под вопросом) фирма Фаберже. Почему-то я не усомнилась!

И про картины. В музее выставлены Айвазовский, Кандинский, Шишкин, Куинджи, Поленов, Кончаловский! Не опишешь – надо видеть. Такую благодарность, по словам смотрителя, оставил уральцам Эрмитаж, чьи ценнейшие полотна вывозились сюда на хранение во время Великой Отечественной войны.

P.S. О логике и шансе

Мне повезло учиться на факультете журналистики Уральского госуниверситета. Ничего из перечисленного выше в тогда еще Свердловске не существовало, за исключением музея изобразительных искусств, но – без чугунного павильона. Представляя современные сказы о городе студенчества, вдруг вспомнила свое поступление. Тоже своеобразный сказ – не для туристов, а будущих студентов!

Творческий конкурс на журфак включал два этапа – оценка работ, сделанных во время учебы в школе, и мини-сочинение. Я написала сценарии (какая самоуверенность – сценарии!) двух программ для телевидения: что-то про летние каникулы и школьный драмкружок. И нагло сдала их для оценки. Сочинение оказалось еще круче. Выбрала тему борьбы за мир. Все содержание у меня свелось к одному: «Ура-ура! Миру-мир!»

– Хорошо, что автор так ратует за мир! Но почему одни лозунги? – начал разговор член приемной комиссии на собеседовании. Услышав первую оценку, я впала в анабиозное состояние. А товарищ продолжал: – Что надо сделать человеку, чтобы повсюду настал мир? Что надо сделать для мира вокруг себя?

– Любить музыку, – вдруг брякнула я.

– Что??? – мужчина даже привстал со стула.

– Мне кажется, что человек, который любит музыку, не может совершать плохих поступков, – отчеканила, как на трибуне.

– Что вы говорите? – в голосе собеседника зазвучала ирония. – А Гитлер тоже любил музыку. Вагнера. Нет, думаю, вам еще рано поступать на журфак. Да и телесценарии, представленные на творческий конкурс, не блещут. Надо набраться опыта.

– Но, может, не стоит так категорично? – возродил меня к жизни второй голос. – Ведь уровень абитуриентки высок. Школу окончила с золотой медалью. Давайте все-таки дадим шанс...

И меня приняли!

Вопреки всякой логике!

Так что – у каждого есть шанс!

 

Фото автора к материалу:

В музее Высоцкого: легендарный Mercedes 350 W 116, за руль которого он сел в 1976 году! И восковая скульптура

 

Бланк парижского турагентства, на котором поэт написал последнее стихотворение

 

Храм на Крови – уникальный белый иконостас из редкого мрамора создает ощущении света и радости!

 

Большие настенные иконы царской семьи – работа уральской художницы-иконописца

 

Каслинское литье – чугунный павильон и скульптура «Россия», экспонировавшиеся на выставке в Париже в 1900 году. Тогда вышло в мир крылатое выражение «Россия не продается!»

 

В музее изобразительных искусств выставлены Айвазовский (на фото), Кандинский, Шишкин, Куинджи, Поленов, Кончаловский... Дар Эрмитажа уральцам за хранение коллекции во время войны



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/iyul/-25/novye-skazy-o-starom-gorode