Денис РУДЬМАН: «Надо предпринимать усилия для поднятия авторитета семьи, и начать надо с определения – что такое семья»

Дата публикации: 18 июля 2019

В декабре 2018 года в Омске наградили пятерых лауреатов премии правительства Омской области для поощрения молодых деятелей науки. 

«КВ» рассказывают об их проектах.

Безопасность личности, общества и государства обозреватель «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО обсудила с кандидатом юридических наук, доцентом кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России Денисом РУДЬМАНОМ. В конце прошлого года он стал обладателем премии правительства Омской области для поощрения молодых деятелей науки.

– Денис, с какой темой вы выходили на конкурс?

– Обеспечение органами внутренних дел прав человека при проведении контртеррористических операций (КТО). Тема очень объемная. На момент участия в конкурсе у меня вышло по ней 15 работ, в том числе монография. Она стала итогом моей деятельности в этом направлении с 2006 года, т.е. с тех пор, как я занимаюсь тематикой. После окончания академии я недолго работал в следственном подразделении, но душа лежала к науке, поэтому, когда меня пригласили поступать в адъюнктуру (так называется военная аспирантура), согласился. В 2006 году уехал в Москву учиться в Академии управления МВД и там начал заниматься избранной темой.

Речь идет об обеспечении органами внутренних дел прав человека при проведении КТО. Принято считать, что главная задача – побороть терроризм, противодействовать ему, невзирая ни на какие обстоятельства. Но важно понимать и другое: тот режим, в рамках которого происходит борьба с терроризмом, предполагает введение большого количества ограничений прав людей, проживающих в зоне проведения операции.

– Например?

– Проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, введение контроля телефонных переговоров и т.д.

– Давайте предположим, что, не дай бог, произошел захват заложников. Как это коснется жителей соседних домов?

– Эту зону нужно будет оцепить, людям придется покинуть свое привычное место жительства. Надо понимать, что режим вводится прежде всего с целью обеспечения безопасности. К сожалению, это не всегда понятно гражданам.

– Какие вы в своей работе предлагаете решения, в чем новизна вашего подхода?

– До нас никто комплексно эту тему не рассматривал. Мы не просто дали характеристику правового режима КТО, рассмотрели особенности правового статуса граждан в зоне ее проведения, указали, как должны развиваться события, а рассмотрели в целом тему и предложили авторское определение правового режима КТО, обозначили, какие пределы ограничений прав человека могут быть в зоне КТО, как сотрудник должен вести себя, чтобы, с одной стороны, выполнить основную задачу – пресечь деятельность террориста, а с другой – соблюсти права и законные интересы граждан, которые проживают или находятся в этой зоне. Один из ярких случаев захвата заложников произошел в Москве на Дубровке. Заложники долгое время находились в здании, и правоохранительные органы не решались начинать операцию, поскольку понимали, что террористы при любом движении могут устроить взрыв и большое количество людей погибнет. Операция серьезно планировалась, потому что очень важно понимать, как поступить.

– Кому пригодится ваша методика?

– Во-первых, практические рекомендации высказаны законодателю, предложены изменения действующего законодательства, в частности, понятия правового режима КТО. Кроме того, сегодня действует ФЗ «О противодействии терроризму», который, на наш взгляд, не способен в полной мере регулировать эту сферу отношений. Мы предлагаем принять федеральный конституционный закон и учесть все аспекты, касающиеся режима КТО. Дело в том, что при введении правового режима КТО речь идет об ограничении конституционных прав человека – на жизнь, свободу передвижения, свободу слова, на неприкосновенность жилища.

Во-вторых, при проведении КТО участвует большое количество разных силовых структур – и ФСБ, и МВД, и Росгвардия, и не всегда получается обеспечить должное взаимодействие между этими органами. Мы предлагаем создать межведомственный центр по противодействию терроризму при Национальном антитеррористическом комитете, который будет координировать работу всех правоохранительных органов, задействованных в противодействии терроризму. Это уберет дублирование полномочий, приведет к эффективному взаимодействию всех заинтересованных ведомств.

– Речь о ситуативном центре?

– Конечно, смысла в постоянном нет. Как только возникнет необходимость, представители разных органов будут собираться и разрабатывать план проведения КТО.

– Такой центр должен быть в каждом регионе или единый федеральный?

– Нужен и федеральный национальный центр по противодействию терроризму, и в каждом субъекте, чтобы оперативно реагировать на поступающие угрозы.

– Вы защитили кандидатскую диссертацию по этой теме, а какими еще направлениями занимаетесь?

– Да, я стал кандидатом юридических наук в 2009 году. Сфера моих научных интересов – это безопасность как состояние защищенности человека, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Безопасность рассматривается в разных сферах – информационной, экономической, демографической. Материал, с которым я выходил на конкурс, касается в первую очередь безопасности личности. Все-таки на первом месте у нас человек. Я преподаю на кафедре гражданско-правовых дисциплин уже десять лет и читаю наряду с другими дисциплинами семейное право. Семья – это, безусловно, ключевой термин в рамках демографической безопасности. Одна из функций семьи – это воспроизводство населения. Если семьи будут крепкими, то проблем с демографией у нас будет меньше. С этой темой в конце мая ездил на международный форум «Молодежь. Наука. Безопасность» в Москву. Я занимаюсь демографической безопасностью, в этой связи в своих работах предлагаю изменения семейного законодательства. Без изменения права сложно повлиять на ту или иную отрасль, ведь мы живем в правовом государстве, где любой наш шаг регулируется.

– А что в данном аспекте можно сделать в правовом поле? Запретить разводы?

– Ни в коем случае! Надо предпринимать усилия для поднятия авторитета семьи, и начать надо с определения – что такое семья. Сегодня происходит смешение понятий семьи, которая образуется путем заключения брака в органах ЗАГС, и фактических брачных отношений, когда люди просто живут вместе. Их принято называть гражданским браком, но это неправильно. Это сожительство или фактические брачные отношения. Сегодня есть даже предложения (которые, надеюсь, не найдут отклика у законодателя) уравнять зарегистрированных в браке с живущими без регистрации, например, в имущественных правах.

– Вы против такого?

– Конечно. Если люди не состоят в браке, их отношения менее обязательные. Брак связывает, только после его заключения у людей возникают семейные права и обязанности. По статистике, количество распадов незарегистрированных отношений гораздо больше, чем официальных. Таким образом, институт семьи позволяет обеспечить демографическую безопасность.

Я надеюсь, что положения, которые отражены в монографии и других моих работах, рано или поздно найдут практическое применение и законодатель мои идеи претворит в закон. Я рассылал методические рекомендации в различные органы – в ГУ МВД России по Московской области, Управление на транспорте МВД России по СФО и т.д. – и мне присылали акты о внедрении, т.е. то, о чем я писал, по сути, оказалось востребованным.

– Вы учились в Москве в адъюнктуре и наверняка могли остаться в столице жить и работать, тем не менее вернулись в Омск. Почему?

– Когда уезжал в Москву писать диссертацию, пообещал, что вернусь. Был и ряд других факторов. Возможно, более значимых. Это и родители, которые проживают в Омске, и большой круг родственников, друзей. И мы с супругой решили вернуться. Хотя возможность остаться в Москве, действительно, была. Сейчас планов уехать у меня нет. Мне комфортно в Омске, я вижу, что он стал изменяться в лучшую сторону. Кстати, конкурс, который проводится правительством, стимулирует молодых исследователей к научному поиску, позволяет сохранить и приумножить научный потенциал в нашем регионе.

– Денис, чем вы увлекаетесь в свободное время?

– Футболом. Я занялся этим видом спорта еще когда учился в школе со спортивным уклоном. После ее окончания ушел из профессионального футбола, но до сих пор футбол – мое хобби, способ разгрузки. Сейчас играю с коллегами. У нас в академии к спорту относятся серьезно.

 

Биография

Денис РУДЬМАН родился 4 февраля 1984 года в селе Ленинском Хабаровского края в семье военного. В 2001 году окончил школу № 77 и поступил в Омскую академию МВД России. В 2006 году получил диплом и поступил в адъюнктуру Академии управления МВД в Москве. В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию, вернулся в Омск. С 2009 года преподает в Омской академии МВД на кафедре гражданско-правовых дисциплин.

Женат. Воспитывает сына и дочь.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/iyul/26/110193