22 июля исполнилось 60 лет известному омскому живописцу Сергею СОЧИВКО.
Накануне юбилейной даты в Международном пресс-центре «МКР-Медиа» прошла творческая встреча с художником.
Стиль Сергея СОЧИВКО, наверное, можно было бы назвать фантастическим реализмом, поскольку в его работах очень реалистично изображение, но вымышлен сюжет. Даже когда речь идет об «исторических картинках» старого Омска, а что уж говорить об отвлеченных темах! И это не фэнтези – то продукт западный, это родной русский лубок, сделанный с юмором, с радостным ощущением жизни. Впрочем, Сергей СОЧИВКО известен не только своими яркими, лубочными работами, но и принципиальным взглядом на многие вопросы, касающиеся как творчества, так и социальной среды. Что он не преминул озвучить и на нынешней встрече с журналистами.
О начале пути
– Я благодарен судьбе за то, что пять лет подряд ездил по домам творчества, был в группе молодых художников, где нас собирали с установкой: ребята, ищите себя. Ищите свой стиль, свой почерк, свое направление. Нас специально собирали подальше от Москвы, на творческой даче «Горячий ключ», в Доме творчества «Байкал», потому что на академической даче пришли бы старперы с клюшечками, и они бы нам там дали. А сюда они не доедут. Руководителем у нас был Мухадин КИШЕВ. Он сейчас в Испании живет, ему уже 80 лет, но он нас всех помнит и любит. Телеграмму поздравительную недавно прислал. Я не закончил академию художеств, закончил наш худграф, но мне достаточно было и пензенского училища, где нас научили рисовать и писать. А так мне с детства было ясно, с маленьких лет: я буду художником. В те годы советская система образования, она заставляла мозгами шевелить. И я, честно скажу, поражался своим товарищам – отличникам, золотым медалистам, которые зубрежкой пытались брать. Но чуть мудреный вопросик в сторону – и они уже плывут. А потому что как можно изучать историю отдельно от географии, географию – от биологии? Когда ты изучаешь весь мировой процесс целиком, тогда тебе и понятно, откуда и как все происходит, как формируются нации, почему они все разные, почему у того или иного народа такое искусство. Об этом Гумилев писал в своей книге «Этногенез и биосфера Земли»». Я ее прочитал на одном дыхании, и мне все стало понятно и про жизнь, и про изобразительное искусство.
Об однокурсниках и лекарстве от ненависти
Из нашей группы, 12 человек, которые учились в пензенском училище, не все стали художниками. Один мой однокурсник, который живет в Калуге, занимается разведением породистых собак. Олег МЕЩЕРЯКОВ ушел в бизнес, держит магазины. Хотя сын у него талантливый скульптор сейчас. Театру не изменили, пожалуй, только двое: Лида ПРУДНИКОВА и Оля ВЕРЕВКИНА. Оля – замечательный театральный художник. Я очень рад за нее, рад, что у нее такое количество интересных, живых постановок по всей России и за границей. Я тоже смотрю все театральные постановки в городе и часто говорю: вот это бы я сделал совершенно по-другому. Было время, лет 20 назад, когда Владимир ВИТЬКО предложил мне сотрудничество, но я был молодой и глупый и категорически отказался. Больше он не предлагал, он человек гордый. Мы бы в чем с ним точно не сошлись – я матом иногда ругаюсь. Потому что, глядя вечером в телевизор, не материться нельзя. То, что происходит в стране, вызывает у меня чувство обеспокоенности, поскольку не все так радужно, как нам вещают с экранов. Уровень нездоровой ненависти уже накопился такой, что как бы не бабахнуло. Но я против всяких революций – я за эволюционное развитие ситуации. Поэтому и пишу свои картины, чтобы человек где-то в душе успокоился.
Предмет национальной гордости
Возмущаюсь нынешними так называемыми казачками. Иногда даже не выдерживаю, подхожу, говорю: «Ты кто такой? Ты зачем форму казачью надел? Ты же дискредитируешь казачество!» Мы когда начинали в 1990-х годах, мы фотографии приносили, сохранившиеся в семье, разбирались, кто из какого рода-племени. Кто из кубанских, кто из забайкальских, кто из сибирских казаков. А эти даже усы не носят! Моя бабушка про таких говорила: «Да какой он казак, босорылый, с бабьим лицом?!». Я даже когда в Советской армии служил, в части ходил с усами. Командир полка полковник ЕВДОХИН до меня докопался: «Приказываю сбрить немедленно!» Я говорю: «Не имеете права. Они являются предметом национальной гордости. Я казак, нам без усов никак нельзя». Так и ходил с усами.
Правда и вымысел
У меня был товарищ Володя БАЖЕНОВ, он потомственный сибирский казак и краевед. Мы с ним часто спорили, и он меня доводил до белого каления вопросом: что ты все такое радостное рисуешь? Я говорю: а как жизнь отражать, на одном негативе? А дальше что? Ну да, немножко раскрашено. Потому что я всегда говорю: я русский художник. А это буффонада, маскарад, ярмарка. В русских частушках душа русского человека. Чтобы контраст, гротеск получился, сознательно вру, накладываю не сочетающиеся между собою цвета. А вот что касается размеров, не всегда и вру. Я помню, в детстве мы какое-то время жили с братом в деревне у маминых родителей. И вот приехал отец на велосипеде, посадил меня, и мы поехали в город Краснослободск. А тогда на Мокше была рыболовецкая артель и рыбаки как раз выгружали рыбу. Во дворе лежал огромный сом. Такая башка с усищами – это же фантастика! Щуки лежали, как крокодилы в московском зоопарке, лещи огромные. Я это видел своими собственными глазами и изобразил потом в картине.
Омск уехал в Москву
Долгое время я тщетно надеялся увидеть свои панорамные вещи в каком-нибудь омском музее. Еще 8 лет назад я написал письмо на имя ДВОРАКОВСКОГО: раз вы будете перестраивать Омскую крепость, хорошо бы сделать там музей. У меня есть три большие панорамы Омска, купите их, а штук 8 – 10 других картин я туда подарю. И я жил с такой надеждой. Насчет музея я как в воду глядел – вскоре в крепость переехал музей «Искусство Омска». И я опять думаю, ну вот люди пойдут гулять в исторический центр города, зайдут в музей «Искусство Омска», и вот он – тот же Омск, только глазами художника СОЧИВКО. «Денег нет, но вы держитесь». Ну нет так нет. И у меня в прошлом году богатый человек купил эти три панорамы и увез в Москву. Там, в салонах, подобные картины стоят миллионы.
Что душа принимает
Дома у меня масса альбомов художников, которых я люблю. Конечно, в студенческие годы симпатии были к одним, со временем появились к другим. Мы же все равно подпитываемся. Цвету, например, учимся у импрессионистов. А так для меня классикой всегда является Брейгель, Кустодиев. Если взять сюжеты Брейгеля, вот уже почти 500 лет прошло – те же лица, те же ситуации. Только интерьеры современные, костюмы другие, а так ничего не меняется в этом мире абсолютно. Будучи еще подростком, я открыл для себя Ефима Честнякова с его «Чудесным яблоком». Жил такой самобытный художник и мыслитель в Калужской области. Когда только в Омск приехал, мне очень нравилось творчество Александра Темерева. У всех чему-нибудь учишься. Даже просто на коллег смотришь и что-то мотаешь себе на ус, говоришь: вот ведь как хорошо, интересно черти работают! Сейчас во многих городах появляются художники, с которыми, я бы сказал, мы дышим одним воздухом, воспринимаем этот мир одинаково. Уже формируется даже какое-то направление. Вот в ДХШ № 1, где я работаю с вечерниками, есть очень интересный художник Татьяна АЛФЕРОВА. Она в технике акварели делает такие потрясающие композиции – сложные, ироничные, вкусные. Володя ЧУПИЛКО в Кормиловке, какой удивительный сказочник! Это же просто обалдеть, какие вещи он выдает. А всю эту мазню, перформансы мне не надо. Ну, не мое это! Вообще я всегда повторял и буду повторять: даже в области реализма ты этот мир полностью никогда не раскроешь. Это бесконечный источник вдохновения, как и сама жизнь.
Биография
Сергей Евгеньевич СОЧИВКО родился 22 июля 1959 года в Анжеро-Суджинске Кемеровской обл. С 1976 по 1982 год. учился в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого (театрально-декорационное отделение). С 1986 г. Живет в Омске. В 1991 г. вступил в Союз художников РФ. В 1999 г. окончил факультет искусств ОГПУ. Автор живописных полотен на тему «Омск старинный». Работы находятся в музеях и частных коллекциях, в России и за рубежом.