Даже не думал, что так растрогаюсь от просмотра любительского сайта. Не до слез, конечно, но что-то где-то в душе защемило. А всего-то зашел на “Виртуальный музей резных наличников” — NALICHNIKI.COM. Редактор ресурса фотограф Иван ХАФИЗОВ так описывает концепцию: “Русские деревянные резные оконные наличники. Все о них”.
Оказывается, этот сегмент национального искусства и зодчества почти утрачен, хотя окна украшали наличниками несколько столетий. Беда в том, что специалисты относились к ним пренебрежительно, не фиксировали изображения и не изучали.“В конце XIX века, когда пропильная резьба достигла своего расцвета, в научных кругах вся эта ропетовщина (по фамилии архитектора И.П.Ропета фактически сформировавшего в архитектуре так называемый псевдорусский стиль) считалась «бесхарактерно шаблонной, пошлой и упаднической». В научные труды ее не включали, не изучали и не описывали. Спохватились гораздо позже (первые научные работы относятся к 30-м годам XX века), когда огромный пласт культуры уже начал исчезать”.
А сейчас исчезновение идет какими-то катастрофическими темпами: как трактор пришел на смену крестьянской лошадке, так сайдинг и пластиковые стеклопакеты вытесняют деревянные окна и резной декор. Это в лучшем случае – если старинные деревянные дома не сносят и не выжигают под коммерческую застройку.
На сайте есть раздел “Резные наличники в разных городах”, в котором всего 23 региона, и Омск занимает там не последнее место. Автор не раз упоминает его и как город-носитель особого стиля резьбы и необычных сдвоенных окон, отмечает присутствие в деревянной архитектуре ставень и форточек, здесь же он нашел уникальный вариант отделки стен. Омские окна невероятной красоты есть и в наборе открыток с изображениями ставень и наличников, которые выпускает музей.
Пролистывая фотографии, я не мог отделаться от мысли: а живы ли еще эти дома? Некоторые, точно знаю, снесли.
Впрочем я хотел рассказать о другом. В поездках по городам и селам Иван не только фотографирует “ставеньки резные, окна расписные”, но и разговаривает с обитателями этих домов. Расшифровки этих откровений он тоже выкладывает на сайт. В этих рассказах о жизни столько правды. Иногда с болью и слезами, порой со смехом. Это настоящее и прошлое в обрамлении некрашенных ставень и слегка обломанных наличников не кажется декоративным, а напротив, как будто проявляется отчетливее. Это, собственно, меня и проняло до задержки дыхания.
В раздел “Фотографии”, кстати, все желающие могут добавлять свои работы с изображениями ворот, дверей, окон, наличников и других элементов декора. Омского там довольно много.
Это просто фотографии. Просто рассказы людей. Обычные истории. “Уходящая натура”, — скажет эстет. “Уничтожаемая натура”, — скажу вам я.