О снижении негативного воздействия на экологию Омской области, необходимости срочно пересмотреть завышенный тариф на вывоз мусора и нехватке финансирования на качественное содержание дорог губернатор Омской области Александр БУРКОВ рассказал «Интерфаксу» на Петербургском международном экономическом форуме.
– Александр Леонидович, финансирование нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в Омской области в 2019 году оценивается почти в 4 млрд. рублей. В прошлые годы регион сталкивался с несвоевременно проведенными торгами, заключенными контрактами, что замедляло выход работников на объекты. Успеют ли подрядчики в этом году провести все ремонтные работы до осенних дождей?
– В этом году подход поменялся. В министерстве строительства региона, в управлении дорожного хозяйства появились новые руководители, которые разобрались с причинами отставания. На данный момент уже разыграны все средства дорожного фонда на ремонт, строительство и реконструкцию дорог. Крайний срок завершения работ – 30 сентября, чтобы все можно было выполнить в нормальных погодных условиях. Сомнений здесь у нас нет. К сожалению, у нас есть потребность в строительстве большего количества дорог: более 60% существующих находятся в ненадлежащем состоянии. В 550 населенных пунктах нет дорог с твердым покрытием. Средств, которые сегодня имеет Омская область, а это 9,2 млрд. рублей (средства регионального дорожного фонда – Прим. ИФ), не хватает. На одно лишь содержание дорог, протяженность которых у нас более 10 тыс. километров, необходимо 5,6 млрд. рублей. С учетом этого дефицита на содержание дорог региональной сети мы можем направлять только 1,9 млрд. рублей. В последние три года в области наблюдается подъем грунтовых вод, дорожное покрытие от этого сильно страдает. Проблем с реализацией проекта по ремонту и строительству дорог в этом году у нас нет, но финансовая недостаточность не позволяет нам удовлетворить все интересы региона.
– Насколько увеличилась в бюджете статья расходов на содержание дорог в связи с большим объемом ремонта в прошлые годы?
– В 2019 году увеличение произошло всего на 11% по сравнению с прошлым годом. Как я уже сказал, суммы в 1,9 млрд. рублей катастрофически не хватает, она должна быть как минимум в два раза больше. Это влияет на качество содержания дорог, особенно в зимний период, на сохранение дорожного покрытия. Проблемой является и то, что в Омской области весовой контроль присутствует только на федеральных трассах, на региональных дорогах его нет. В прошлом году мною было дано поручение запустить проект весового контроля. Работа уже началась, и на девяти направлениях мы будем внедрять автоматический весовой контроль с установкой камер, весовых площадок. Практика показала, что построенная дорога может быть уже на следующий день разбита машинами 30-40 тонн, которые возят лес, уголь и даже молоко. На внедрение системы весового контроля будут направлены концессионные средства. Инвестор намерен вложить около 1 млрд. рублей. В дальнейшем мы будем возвращать эти деньги в рассрочку за счет бюджета и средств, полученных от штрафов.
– Александр Леонидович, с 1 апреля Омская область перешла на новую систему обращения с ТКО. Однако уже есть проблемы. Жители выкладывают в соцсетях фотографии не вывозимого вовремя мусора, жалуются на завышенный тариф и отсутствие инфраструктуры. Довольны ли вы работой регионального оператора – ООО "Магнит" – на старте новой системы?
– "Мусорная реформа" проходит болезненно во всех регионах.
Такого масштабного подхода к сбору, переработке мусора, его захоронению не было. Мы имеем сегодня сотни свалок по всему региону, много – близ населенных пунктов. Пришедший оператор вынужден брать на себя еще и эту нагрузку. Во многих регионах этой реформой начали заниматься два-три года назад, а Омская область только в прошлом году подошла к решению данного вопроса. Поздно была утверждена территориальная схема размещения отходов. Порядок определения регионального оператора был жестко регламентирован федеральным центром. В связи с этим конкурсы, которые мы проводили, затянулись практически на 8 месяцев. На первые торги не заявился ни один участник. Последующие два конкурса были оспорены и поэтому не состоялись. Только к сентябрю 2018 года по итогам конкурса был определен региональный оператор – компания «Магнит». Все это привело к позднему старту реформы
С 1 апреля 2019 года, когда был утвержден тариф, она начала работу. А раньше, в январе, "Магнит" в опытно-экспериментальном режиме запустил мусоросортировочную линию на 400 тонн, сейчас ведет строительство еще одной линии.
Меня, как руководителя, беспокоит несколько моментов. Первый – качество работы регоператора. Население выражает недовольство, потому что мусор не вывозится в срок даже с тех мест, где установлены контейнерные площадки. Но контейнерных площадок, особенно в муниципальных районах, на селе, где раньше мусор не собирался, нам катастрофически не хватает. Из областного бюджета было выделено 300 млн. рублей на закупку контейнеров и на их установку. На федеральном уровне принято решение оказать регионам поддержку и также выделить средства на дополнительные контейнерные площадки.
В еженедельном режиме мы проводим совещания с регоператором. В городе совещания у мэра, где также участвуют и главы округов, проходят дважды в неделю. Создана система общественного контроля, ее представители фиксируют места, где остается неубранным мусор, и информируют об этом власти. Мы видим все недостатки в работе, но пока, к сожалению, многие вопросы решаются в ручном режиме.
Вторая проблема – высокий тариф: 133 рубля в городе и 116 рублей на селе на человека. Норматив накопления твердых бытовых отходов был утвержден еще в начале 2017 года. Он оказался высоким и, конечно, отразился на тарифе, но по федеральному закону мы не можем сегодня его отменить. На это необходим год, в течение которого нужно провести замеры объемов мусора в каждом из четырех сезонов. В данный момент на эту работу выделены областные средства. Нам нужно оценить реальные объемы накопления мусора у жителей города и села, тех, кто живет в многоквартирном доме и частном. Мы обратились к федеральному центру с просьбой не ждать год, чтобы уменьшить норматив, а разрешить нам сделать это, например, через три месяца. Тогда можно будет прийти к снижению тарифа. Я поставил задачу рассмотреть возможность установить дифференцированный тариф для села, где мусора намного меньше, для многоквартирных домов и частного сектора. Хочу отметить, что Омская область сегодня компенсирует затраты на оплату мусора 35 категориям населения. 50% тарифа покрывается из средств бюджета. Таким образом мы пытаемся снизить нагрузку на людей.
– Еще одна проблема региона – вредные выбросы в атмосферу. По итогам публичного обсуждения реализации федерального проекта "Чистый воздух" нацпроекта "Экология" с участием представителей центрального аппарата Росприроднадзора была озвучена необходимость дополнительного мониторинга комплексного плана мероприятий по снижению выбросов в Омской области. Какие меры потребуются для защиты экологии региона?
– Омск в числе 12 городов вошел в экспериментальную программу по квотированию выбросов, которую проводят Росприроднадзор и Минприроды. Раньше мы смотрели только на общий объем выбросов и не понимали, какое предприятие дает больше. Вроде бы каждое – в предельно допустимой норме, но если суммировать, то получается, что северная промышленная зона, где у нас располагается большинство компаний, является очагом выбросов вредных веществ. Общие цифры выбросов в данный момент никто не учитывал. Кроме того, учет будет вестись по каждому вредному веществу, ведь их влияние различно. Сейчас надзорный федеральный орган и отраслевое министерство занимаются разработкой методики квотирования. Сейчас мы знаем, что около 35% всего объема загрязняющих выбросов в атмосферу в Омске дают предприятия теплоэнергетики, еще по 30% – транспорт и промышленные предприятия.
В 2018 году в Омской области был создан Центр экологического мониторинга и оперативного реагирования. Особенно внимательно мы отслеживаем состояние атмосферного воздуха в промышленной зоне. Пробы отбираются несколько раз в день, специалисты анализируют его качество. Также работает передвижная лаборатория для экологического наблюдения и определения основных параметров загрязнения атмосферного воздуха. Она была приобретена компанией "Газпром нефть" и стала вкладом предприятия в экологическую программу региона. С помощью лаборатории мы реагируем на обращения граждан, поступающие на горячую линию центра мониторинга. Уже есть несколько фактов, когда мы выявляли виновников несанкционированных выбросов в атмосферу.
Если говорить о тех планах, которые перед Омской областью поставил президент в рамках национального проекта "Чистый воздух", мы должны 250 тыс. тонн загрязняющих веществ в год, которые сегодня выбрасываются в атмосферу Омска, сократить на 22%. Это порядка 55-60 тыс. тонн в год. И это хороший вклад в решение экологической проблемы.