Александр ПРИВАЛОВ: «Госфункции как эстетика безобразного

Дата публикации: 13 июня 2019

Я человек библиотечный. В том смысле, что библиотеки люблю любые – частные, школьные, гигантские, маленькие, деревенские, научные… И сайты библиотек всегда посещаю с удовольствием.

Но сайты государственных библиотек (и вообще государственных организаций), как правило, несут на себе приметы этой принадлежности, которые, при недостаточном опыте дизайнера или в силу отсутствия представления о сетевой эстетике, уродуют ресурс, как псориаз или багровое родимое пятно – лицо.

Рассмотрим очаровательный и милый сайт Областной библиотеки для детей и юношества OUBOMSK.RU. Про домен я не говорю — за такое надо на горох ставить. У сайта – смайлик-солнышко в «ушке» окна и восхитительная «шапка», немножко детская и трогательная. Видно, что она должна сезонно меняться, но на дворе лето – а в шапке еще сосульки и подснежники. Ну, это не беда. Я на прошлой неделе елку у мусорных баков видел.

Отгадайте, какая новость «закреплена» в топе главной страницы в Пушкинский день? Думаете, про праздник или про стихи? Ничего подобного. Вот она: «Независимая оценка качества оказания услуг Омской областной библиотекой для детей и юношества»!

Понятно, что сами библиотекари разместили бы эту красоту куда-нибудь пониже, но у них есть начальство, и не только целое министерство культуры, но и еще кто-нибудь, определяющий, какая информация обязана быть на «морде сайта». И что мы имеем в результате? В меню, расположенном в левой колонке, самые первые, т.е. самые важные разделы такие: Новости, Общая информация, Информация о планируемых мероприятиях, Услуги, Государственные услуги в электронном виде, Официальные документы, Независимая оценка качества услуг, Контакты, Гостевая книга, Обратная связь.

Да если интернет-магазин, например, так представит себя на «главной», он сгинет через месяц или раньше! 

Причем по структуре и дизайну видно, что раньше сайт был другим. Крутятся баннеры проектов и цитат, привлекает внимание баннер студии юных поэтов, на виду «Электронный каталог» и блок рекомендаций. Имеются и разделы книжных новинок, баз данных, библиографии, периодики, подписки, бронирования изданий. Но с течением времени логичную и стройную конструкцию огрузили всяческие «необходимые разделы», под весом которых основные – книжные блоки – в меню сместились вниз. Например, «Библионочь», фестиваль «Читаем вместе» и еще кое-что оказалось аж на «третьем экране». А специалисты знают: ниже второго экрана значимую информацию лучше не размещать. Посетители просто не станут мотать так далеко, если не найдут сразу. Тем более дети, которых отторжение настигнет при первом взгляде на «независимую оценку качества». Удивляюсь, как удалось вернуть в этот блок план мероприятий (еще недавно и его не было).

В общем, мой совет библиотекарям и другим госслужащим: хочет начальство «обязательной информации» с сертификатами, лицензиями, телефонами руководящих органов и независимыми оценками — сделайте специальный раздел, но только один. И ссылку на него поставьте в правый верхний угол. Олдскульные дизайнеры говорят, что это самое “жирное” место для рекламы, куда первым попадает взгляд читателя. Так и объясняйте. Пусть гордятся.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/iyun/21/aleksandr-privalov-gosfunktsii-kak-estetika-bezobraznogo