Слухи о проблеме в школьном питании преувеличены.
12 марта состоялась пресс-конференция в Городском пресс-клубе, на которой начальник сектора содействия в организации питания департамента образования мэрии Светлана КОЗЛОВА и директор БОУ г. Омска «Средняя образовательная школа № 55 им. Л.Я. Кичигиной и В.И. Кичигина» Марина ЗАВАЛЬНАЯ рассказали о системе снабжения питанием детских школ. Тема, между прочим, довольно щепетильная. Во-первых, всего несколько лет назад родители омских школьников, имеющих право на бесплатное питание, писали петиции на имя президента РФ с жалобами на дискриминацию льготников, которым якобы не доставалось добротной пищи. Во-вторых, «непрозрачная» система определения поставщика питания, о которой писали в СМИ, – директор школы с согласия родителей без определения конкурса выбирает подрядчика – опять же, если верить прессе, затрудняла контроль качества еды и провоцировала возникновение множества нарушений.
Впрочем, особый контроль за этой темой в стране привел к положительным переменам. Да и жалоб особых не поступает – все решается с поставщиком полюбовно. В том числе есть возможность изменить меню (не пренебрегая его сбалансированностью жиров-углеводов-белков, утверждаемой Роспотребнадзором) или в случае претензий разорвать договор хоть посреди учебного года. Меню не может быть одним и тем же ежедневно, калорийность тоже фиксированная: 1350 ккал в сутки для младших школьников и 2700 для старших. Его можно найти на сайте каждой школы. КОЗЛОВА поделилась подробностями:
– Договор заключается в рамках 44-го федерального закона. Сейчас у нас обслуживается 147 учреждений 11 операторами питания. В этом году мы в основном работаем с Олегом КОСТИНЫМ. Оператор поставки питания учитывает платежеспособность родителей и их пожелания по меню. В его обязанности по договору входит приготовление питания, содержание технологического оборудования, подбор кадров, в общем организация всего процесса.
По словам чиновницы, пробы еды в каждой школе берутся ежедневно и хранятся в герметичных контейнерах в холодильниках. Есть и внешний контроль: помимо Роспотребнадзора проводит плановые проверки Управление Россельхознадзора (продуктов животного происхождения) и прокуратура.
В 2014 году максимальная стоимость завтрака составляла 55 руб. – сейчас 65. Обед держится на уровне 2015 года – 75 руб. Полдник (для тех, кто остается на продленку) — 30 рублей. Что касается дотаций, которые получают многодетные и малоимущие семьи, то размер субсидий составляет 10 рублей на ребенка. На эти деньги школьник может заказать себе бутерброд с чаем или гарнир с чаем. Либо же эта сумма может быть вычтена из стоимости полноценного обеда.
Цифровые технологии проникли и в школьную сферу. КОЗЛОВА рассказала, что с 2014 года начался переход на безналичную систему платы за питание, и сейчас в городе 21 школа полностью рассчитывается через банк. Стать одной из них можно, если 70 – 80% родителей проголосуют за переход. Если их только 50%, то менять систему нецелесообразно. Родители ничего не платят за внедрение безнала, все расходы берет на себя банк. Он даже бесплатно восстанавливает карточку в случае утери:
– Для родителей очень удобна безналичная система. У них появляется мобильное приложение, которое позволяет отслеживать, что и когда съел его ребенок, на какую сумму. Деньги, которые родители дают на питание, кладутся на электронную карточку, которой ребенок может воспользоваться только в своей школе. Тем самым родители могут быть уверены в том, что он не потратит деньги на шаурму из ближайшего киоска. В начальных классах эта карточка общая на весь класс, там аккумулированы все счета, она находится у классного руководителя. При поступлении в пятый класс карточки выдаются каждому ребенку уже индивидуально.
КОЗЛОВА ответила на вопрос журналистов – в городе больше нет комбинатов питания: всю еду готовят в самих учебных заведениях, привозя только хлеб и булочки. Что как раз и исключает риск потребления пищи подозрительного качества. А вот охват горячим питанием в омских школах составляет 62-63% (в школе под руководством ЗАВАЛЬНОЙ — около 70%). Чаще всего горячие обеды пользуются популярностью у учеников начальной и средней школы, старшеклассники сами покупают себе еду. Причем особым спросом у них пользуются супы, а вот ребятишки помладше предпочитают макароны с вареными сосисками и творожные запеканки. Манной каши можно не бояться по детсадовской памяти – ее почти полностью вытеснили рисовая и пшенная.
– Как такового запрета приносить с собой еду в школу нет, – объяснила ЗАВАЛЬНАЯ. – Но, конечно, руководители школ предпочитают, чтобы дети ели в столовой. Ведь с питанием из дома, безусловно, сопряжены определенные трудности: ланчбокс ребенка утром нужно поставить в холодильник, потом его разогреть. Вот у нас в школе 1800 детей. Если каждый будет питаться самостоятельно, то начнется хаос! Учителя просто не смогут уследить за санитарным состоянием. Мы же не можем проконтролировать, кто какого качества еду принес. Не дай бог, какое-то инфекционное заболевание, и Роспотребнадзор обвинит именно школу, а не родителей.
Что касается периодических жалоб детей на холодную еду (такое тоже фигурировало в петициях), то КОЗЛОВА подчеркнула, что еда в детских учреждениях в принципе не должна быть горячей:
– Температура вторых блюд должна быть максимум 70°. Времени на обед мало, и ребенок должен вымыть руки и поесть. Если еда будет горячей, то он просто не успеет все это сделать. Опять же вопрос безопасности. Кто-то кого-то толкнул – ребенок обжегся. Понятно, что дети привыкли есть дома с пылу с жару, и после этого обычная теплая еда кажется им холодной. Мы всегда поясняем: родители могут спокойно прийти в школу и сами попробовать еду в случае каких-то сомнений.
Поговорили и о вендинговых автоматах, которые установлены в некоторых школах. Обычно они размещаются в тех из них, в которых нет возможности организовать буфет. Безусловно, там можно купить только разрешенные продукты: соки-воды-молоко (никакого чая или какао), снеки, пирожные без крема типа меренги (шоколад запрещен), все в промышленной упаковке и сроком годности не более 90% со дня изготовления. Решение – за родительским комитетом. Без его согласия никто автомат в школу не пронесет. Однако на ценовую политику (на высокие цены нередко жалуются в соцсетях) школа повлиять бессильна – ее полностью регулирует предприниматель.