Неуловимое искусство балета.
Джули КАВАНА
Рудольф Нуреев. Жизнь.
Пер. с англ.
М.: Издательство Центрполиграф, 2019 год. – 831 стр.
Тираж 3 000 экз.
«Действие «Лебединого озера» неожиданно сфокусировалось на принце. Это был незрелый, бунтующий, байронический принц 24-летнего танцовщика, чья техника, мощная, но лихорадочная, словно спущенная с цепи, побудила многих критиков написать, что молодого русского переоценили», – отметила в своей книге балерина в прошлом, а затем журналист и балетный критик Джули КАВАНА. Нуреев и в самом деле был слишком своеобычен на отлакированный стереотипный взгляд людей, которые никогда не меняли язык, страну и континент. Однако время всех расставило по своим местам. Ее книга о великом танцовщике впервые увидела свет в Америке в 2008 году. Тогда же в посвященной искусству программе «Радио Свобода» его назвали трагическим гением российской улицы. И там же одна из участниц программы, журналист Марина Ефимова вспоминала, как ей посчастливилось увидеть Нуреева один раз: в Вене, в 1978 году, в балете «Лебединое озеро». С галерки. «...Это было слишком высоко: я видела лишь дух захватывающие, птичьи полеты Нуреева и общий рисунок спектакля... который, к моему горю, плохо кончался. Горе мое было не от переделки сюжета «Лебединого», а оттого, что в финале дивное тело Нуреева, вернее, его голова и рука, так трагически качались в балетных волнах озера, что это было похоже на настоящую смерть... После заключительных тактов музыки зал молчал чуть не полминуты... И только потом взорвался». Джули КАВАНА написала исчерпывающую биографию Рудольфа Нуреева на основе огромного фактографического, архивного и эпистолярного материала.
Е.К.