Омская журналистка о некоторых интересных нюансах отдыха на полуострове.
Татьяна КРАВЕЦ
В Крыму хоть раз в жизни отдыхал, наверное, каждый человек. Побережье полуострова – восточное ли, южное, западное – богато на природные, исторические и культурные достопримечательности, и, понятно, здесь организовано множество увлекательных экскурсий. Но случается, заданный отдых нарушают незапланированные моменты. Иногда они раздражают, а порой одаривают незабываемыми впечатлениями.
За время поездок в последние три года у меня каких только поворотов не было. Есть чем поделиться – и для хорошего настроения, и для ориентира в будущих путешествиях по Крыму. Как звучало в известной песне: «Выезжайте за ворота и – не бойтесь поворотов!».
Танцы за углом
Ялта
Положа руку на сердце, кто скажет, что перед поездкой на курорт он интересовался архитектурными особенностями имеющихся там концертных залов? Температурой воздуха и воды, экскурсиями – это да. А непосредственно залами? Я точно не из такого числа. Но после одного путешествия поняла, что зря так думала.
Я поехала в Ялту в отель, замечательный отель в двух минутах ходьбы от набережной. В тихом переулочке – с холлом, уютной террасой, внутренним двориком. И с почти домашними, что важно (!), завтраками – каши, салаты, горячие блюда, йогурты, соки, кофе и многое другое.
Неожиданно в конце пребывания отель сразил меня еще одним моментом – музыкальным! Как-то вечером, направляясь на набережную, я завернула за угол отеля и, миновав примыкавший к зданию небольшой жилой дом, вдруг оказалась в эпицентре концерта. Звук был такой, словно сижу в первом ряду. Развернулась, оглянулась и… присела! На кафе-веранде возле того дома – а раньше, сколько проходила мимо, не замечала его. И получила возможность бесплатно слушать концерт «Дискотека 90-х» в зале «Юбилейный», «задворки» которого выходили на мой отель с другой стороны. Почему-то задняя стена зала оказалась полуоткрытой. Потом узнала, что это такая конструкция раздвижной крыши, которая в летний сезон всегда открыта.
Вот же повезло – отель и концерт в «одном флаконе»! Увы, сделать обзорное фото местечка не получилось – музыкальная атмосфера все мысли затмила. Выступали Таня ОВСИЕНКО, Кай МЕТОВ (под его «Position number one» пустилась в пляс), Рома Жуков (честное слово, не помню, что пел)! Дискотека оказалась заводная-а-а – танцевали все посетителями кафе!
Еще – чуть не упустила самое интересное – пел Шура:
Твори добро на всей земле.
Твори добро другим во благо.
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом…
Как-то в музыкальном шоу по центральному каналу известный певец копировал Шуру – его немодельную внешность и «падучее» (падал на пол) поведение на сцене. Да так здорово копировал, что один представитель жюри от смеха выдал лишь фразу: «Как с таким лицом можно творить добро?!»
Понятно, что эту песню наяву я слушала с улыбкой во все тридцать два зуба (ну или меньше, это неважно). Что сказать? Захотелось творить добро…
Так что смело заворачивайте за угол – там может ждать неожиданный концерт звезд эстрады и веселые танцы! Если, конечно, правильно отель выберете.
Интрига должна быть
Коктебель – Старый Крым – Гурзуф
«Никому он там уже не интересен...» Эта фраза, сказанная знакомым накануне моей поездки в Коктебель, мгновенно всплыла в голове, лишь зашла в отель: меня «встречал» сам Максимилиан Волошин! Его портрет украшал стену! И следующее посещение дома-музея поэта показало, что интерес к нему остался, притом большой: туристы шли и шли, хотя был апрель – не сезон.
Но – не каждый доходил до «высоты известной». Я почему-то проявила дотошность – не иначе поймала поэтические флюиды! – и поинтересовалась у смотрителя музея, что там, на самом верху, куда ведет лестница.
– Да просто огороженная площадка на крыше, – заметила собеседница. Затем, выдержав паузу, спокойно-спокойно – интрига, однако (!), добавила: – Там Волошин устраивал вечера с гостями – Цветаевой, Мандельштамом, Гумилевым, Булгаковым, Грином и другими. У него за лето до шестисот человек бывало!
– Хочу, хочу-у-у туда, – чуть не закричала я в ответ. И помчалась покупать необходимый (да-да) отдельный билет.
Яркие впечатления принесла и прогулка к… могиле Волошина. Нет, нет! Не на кладбище! Поэт похоронен, кто не знает, на холме, ограждающем залив с одной стороны (так хотел). На том месте уложен памятный камень с надписью. И рядом можно присесть. Получился удивительный вечер – в лучах заходящего солнца над заливом звучали романсы на его стихи. Такую неожиданную индивидуальную экскурсию нашла в отеле! И такого музыкального гида!
Когда же решила самостоятельно поехать из Коктебеля «в гости» к Александру Грину в Старый Крым, случилась другая интрига – с задержкой отправки рейсового автобуса. А в Музее Грина заканчивалось время работы... Я не придумала ничего лучше, как позвонить туда и услышала: «Будем ждать!»
Не напрасно стремилась: крошечный саманный домик проигрывал по антуражу Гриновскому дому-музею с каравеллой в Феодосии, но выигрывал в душевности. Это было поначалу съемное жилье. Жена, зная, что он мечтал о собственном, взяла самый дорогой его подарок – золотые часы, которые хранила все годы 11-летнего брака, и расплатилась ими за этот домик! За месяц до смерти. Вот же: писатель посвятил жене «Алые паруса», она подарила мужу-романтику его мечту!
Ох, интересные литературные повороты случаются, когда не боишься показаться привязчивой (дотошной?), отправиться на индивидуальную экскурсию (пусть дороже), обратиться с просьбой к хранителям (личное всегда трогает).
Еще неожиданность выпала в следующей поездке – в Гурзуф, при посещении дачи Чехова. Дом показался так себе, но вид на залив.... Можно целый день любоваться, не шелохнувшись. Рай для вдохновения. И, что было удивительно, посетители могли свободно купаться!
После Чехова поспешила в Музей Пушкина. Снова интрига – разочарование! Поэт всего 17 дней был в Гурзуфе, там не осталось ни одной его вещи, а музей есть. Зачем ехала?! Но все-такие думаю, не стоит бояться ошибиться в выборе экскурсии – отрицательные эмоции случаются, и пусть уж в таком варианте, чем в другом. Однако лучше бы их не было. Для того и отметила этот нюанс.
«Пещерный» драйв
Балаклава
Когда джип встал вертикально капотом вниз, я сняла очки: мелькнула мысль – если разобьемся, то чтобы глаза не поранить и «потом» выглядеть красиво. Вот же женская натура – про красоту, когда впору молиться. Но выехали и хором выдохнули...
Все началось утром того же дня. На завтраке в ресторане отеля города Балаклавы я познакомилась с постояльцем – предпринимателем из Липецка: он приехал на машине в командировку несколько дней назад, я же только прибыла на берег красивого залива, и, понятно, у меня возникли вопросы по городу. Как бывалый путешественник, он сразу предупредил, что в рыбных ресторанах на побережье надо быть внимательным – цены указывают не за блюдо, а за 100 грамм. Об этом я знала, но здесь все равно было приятно услышать «заботливый» совет. Еще больше прониклась к собеседнику, когда на берегу он познакомил меня с рыбаком, у которого можно подешевле купить свежую рыбу для ухи (есть такая услуга у местных). Потому на предложение поехать куда-то (даже не поняла куда), которое прозвучало после его телефонного разговора с крымскими друзьями, согласилась сразу.
По дороге стало понятно, что едем на гору Мангуп. Но кто же знал, что путь на гору лежит по криво-косо-глубоким колеям и оврагам?! Над одним таким глубоким препятствием я и замерла, судорожно схватившись за ручку двери и подумав об очках. Выехав и выдохнув, мы оставили машину и отправились пешком. Несколько километров… Но это того стоило! Мангуп-Кале – уникальный пещерный город, 4 – 3 век до н.э., музей под открытым небом, крепость. Догулялись до того, что… заблудились! Часа два куролесили по нехоженым тропкам, пока не вышли. И на вершине устроили маленький привал!
Если говорить о других балаклавских красках, то, конечно, вспоминаешь Александра Куприна! Его рассказы о рыбаках – «Листригоны» гениальны! Ходит байка, что писатель после обильного застолья с рыбаками отправил телеграмму царю: «Балаклава объявляет себя свободной республикой греческих рыбаков. Куприн». Из Питера пришел ответ: «Когда пьешь – закусывай. Столыпин».
Впечатляет и музей из бывшей сверхсекретной базы ремонта подводных лодок. Сумасшедшее укрытие! Комплекс расположен в скале настолько глубоко, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. Теперь знаю, куда прятаться от всяких ударов! Там себе и мини-подлодочку присмотрела, которая доставляет аквалангистов в нужное место в нужный час! Осталось акваланг приобрести...
Но все-таки самые сильные эмоции – от Мангуп-Кале!
Потому – не бойтесь неожиданных знакомств за завтраком в балаклавском отеле (приличный отель – достойные постояльцы!), ведь они могут продолжиться автодрайвом и открытием уникальных городов. Такой адреналин в обычной экскурсии не получишь.
Девочка в Зимнем саду
Алупка
Итальянские шедевры в Крыму всюду: кованые ворота в Ливадийском дворце, лев из терракотовой глины в Юсуповском дворце, колодец и мозаика в парке «Парадиз», столик и скульптуры в Воронцовском дворце… Все не перечислить!
Я застыла над одним шедевром в зимнем саду дворца графа Воронцова.
Это была моя организованная экскурсия. Поначалу вместе со всеми шла за гидом, с интересом рассматривала и английский стиль, и мавританский. Дошли до Зимнего сада, появившегося вместо запланированной бильярдной (это зачем-то отметила экскурсовод), и… группа меня потеряла.
Кого-то, может, больше привлекли бы в саду уникальные растения – араукария австралийская, пальма финиковая, саговник поникающий, монстера деликатесная, разные виды камелий. А меня – скульптуры. Копии неизвестных авторов Аполлон Бельведерский и Муза астрономии Урания, греческая скульптура Купающаяся Афродита и французская Первые шаги (имена мастеров мне были неизвестны).
Но самая, самая – Девочка – итальянца Квинтилиана Корбеллини (XIX век). Я выставила фотографию этой скульптуры в социальной сети с подписью: «Снимок не может отразить исходящую теплоту, нежность взора и легкость ситцевого сарафанчика!»
На что мои друзья отреагировали неожиданно ироничной дискуссией.
– Точно ситец? Не парча? – поинтересовался один.
– Такие мягкие складочки характерны для хлопчатобумажных тканей. Ну, может быть, бязь, – не сразу вникла я в интонацию вопроса.
– Таня, да просто тебе спеть предлагают про ситец и парчу, – разъяснила подруга.
– Давайте петь, только я слов песни про парчу не знаю, – съязвил зачинатель текстильной беседы.– Давайте про платье из кримплена!
– Вот что пишут про эту известную (оказывается!) скульптуру, – вмешалась с серьезным видом третья собеседница: «…с одеждой, на которой видны не только кружева, но и швы, и фактура ткани. С телом, на котором видны складочки и оспинки». Так что автор действительно мастер, если уж заспорили, из какой ткани...
– То есть будем только швы и оспинки рассматривать? – вернулась подруга на ироничную стезю.
– Нет, переодеваем Девочку Корбеллини и автора фото в кримплен и поем, – подхватил инициатор.
Умирая от смеха, я завершила интернет-беседу просьбой «кримплен не предлагать» и благодарностью за информацию про Девочку – она мне стала еще роднее!
Так что не бойтесь «потеряться» на организованной экскурсии – пусть вы что-то не услышите от гида, но совершите свое культурное открытие!
P.S. О водителях
Из разговоров в крымских маршрутках
– Скажите, до Музея Чехова долго ехать?
– Ой, дама, только зашли и сразу столько вопросов! Здесь вам не Москва, здесь долго ничего нет!
– Проходите, проходите же в салон. Ну, проходите. Да проходите же, дайте мне пространство…
– Садитесь, пожалуйста.
– Спасибо, милок.
– Пожалуйста, милашка.
– Вы хотели сказать старушка?
– Нет, вы такая милая, я правильно сказал!
С таким настроением, согласитесь, любые неожиданные повороты – в радость!
Фото к материалу:
Уютная терраса моего «правильного» ялтинского отеля
В отеле Коктебеля гостей встречает сам Максимилиан Волошин
Литературная площадка на крыше Дома-музея Волошина – особое местечко!
Романсы над Коктебельским заливом – на холме у могилы Волошина
Домик в Старом Крыму – единственное собственное жилье Александра Грина: за месяц до его смерти жена выкупила домик за подаренные им на свадьбу золотые часы