После митинга

Дата публикации: 30 мая 2019

Зачем крупный российский экспортер добивается поддержки региональной власти. 

22 мая на территории ООО «Омский завод технического углерода» состоялся митинг. Такая форма высказывания мнения заводчанами нетипична для Омска, а потому привлекла пристальное внимание средств массовой информации региона. Оценки были разными. От «митинг против блогера» до «Коллектив «Омсктехуглерода» отстаивает национальные интересы» и «Солнце за нас».

Из-за чего сыр-бор

Поводом для митинга стало отсутствие реакции региональной власти на негативный информационный фон, созданный большей частью одним из омских СМИ, поводом для которого в свою очередь, стал видеоролик омского блогера Владимира ЛИФАНТЬЕВА, творящего под псевдонимом Орис Брут. Так что сам блогер для митинга – это повод второго, если не третьего порядка.

В ролике автор неоднократно подчеркнул, что, по его мнению, омский завод является основным загрязнителем воздуха в микрорайонах Чкаловский и Московка, пелена его дымов добирается до центра города, автор не помнит за последние годы каких-либо проверок экологичности завода, трубы низкие и ржавые, а собака, бегающая в окрестностях завода, весьма чумаза. И быть бы этой информации погребенной в ленте соцсети, но привлек к ней самое активное внимание популярный в Омске сетевой информресурс. Руководство завода отреагировало довольно эмоционально, и с этого момента началась нешуточная борьба между руководством предприятия, с одной стороны, и средством массовой информации совместно с блогером – с другой с привлечением судов и других СМИ. Руководство предприятия официально обратилось к губернатору, попросив областную власть отреагировать на ситуацию, но ответа не получило. Митинг в итоге стал инструментом для привлечения внимания областного начальства к данной теме.

Открывший митинг председатель совета директоров «Омсктехуглерода» Валерий КАПЛУНАТ выступил перед собравшимися, сообщив, что предприятие подвергается информационным атакам с обвинениями в нарушении омской экологии. И несмотря на то, что проверки это не подтверждают, региональное руководство не высказывает свою позицию.

– Принцип следующий: «Ну, это не наше дело. Разбирайтесь сами. Вот есть суды. А мы тут ни при чем...». А кто будет выполнять национальные проекты России?! Потому что проект «Международная кооперация и экспорт» – наш проект, и мы – та точка роста, которая может выполнить этот проект. Мы, по сути, едва ли не единственный успешный проект в этой сфере в Омской области с такими показателями, способный сдвинуть эти процессы! На федеральном уровне нам государство помогает. Кто будет выполнять нацпроект, если не мы? 

Проектная подоплека  

Нацпроект, упомянутый в цитате, действует с февраля 2019 года, и его цель – увеличить экспорт несырьевых товаров почти в два раза, до 250 млрд. долларов. Государство готово стимулировать деньгами этот рост, компенсируя частично процентную ставку по кредитам. И 15 мая закончился прием заявок от предприятий регионального и федерального уровней на право получить от государства эту поддержку. «Коммерческие вести» не располагают данными, подало ли заявку ООО «Омсктехуглерод» в федеральный список, но тот же Минпродторг России, принимающий эти заявки, еще в сентябре 2015 года первым из омских предприятий включил именно «Омсктехуглерод» в перечень системообразующих организаций, а также в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли. При выборе организации для включения в перечень учитываются показатели годовой выручки компании, налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, численность персонала, а также наличие существенной доли на рынке и влияние на социально-экономическую стабильность в субъектах Российской Федерации. С тех пор экономика предприятия значительно выросла. Около 70% продукции идет на экспорт. Предприятие входит в десятку крупнейших налогоплательщиков Омской области.

Владимир ЛИФАНТЬЕВ, экоблогер, приглашенный на митинг и выступивший там весьма убедительно, тоже упомянул национальный проект, который необходимо выполнять, – «Экология». В подпроекте «Чистый воздух» будет участвовать Омск в числе 12 городов с самым неблагоприятным состоянием городской атмосферы. Средства для финансирования проекта – как бюджет РФ, так и внебюджетные источники. С упором на внебюджетные источники. Так что важность темы неоспорима. И как определить, какой из проектов приоритетнее?

«Коммерческие вести» уделяют особое внимание проблемам омского бизнеса. Поэтому мы будем смотреть на происходящее с этой стороны.

Бизнес и экология  

С точки зрения хозяйствующего субъекта выбор очевиден. Дело в том, что экология – это всегда расходы. Только расходы. Доходы от экологии получает только тот, кто ее продает. При проведении исследований в металлургической отрасли, как оказывающей одно из самых негативных воздействий на экологию, источником финансирования мероприятий экологической ответственности на 88% являются собственные средства предприятий. Менее 9% – бюджетная поддержка различных уровней. Остальное – средства экологических фондов и вложения сторонних инвесторов. Данные взяты из открытых источников. Решение предприятия потратить собственные средства на экологические мероприятия, которые, как правило, не оказывают никакого влияния на рост целевых показателей, таких, как рост объемов производства, выручки и прибыли, а стало быть, даже гипотетически не решают и социальные вопросы занятости и заработной платы, дается с неимоверным трудом. Причем на больших производствах кардинальное изменение экологичности в лучшую сторону сопряжено с многомиллионными капиталовложениями со сроком окупаемости «никогда». В этой ситуации проводником общественного запроса на улучшение экологии выступает государство. Здесь на сцену выходят нормативы и контроль за ними. Достаточно ли государство стимулирует бизнес стать чище через нормативы и штрафы – другой вопрос. А вот льготами не стимулирует. Пример – один из масштабных проектов, направленных на улучшение экологии промпредприятий в Омске – АО «Высокие технологии», ранее известное как Омский агрегатный завод. Там в этом году был запущен новый высокотехнологичный цех гальваники, теперь вредные испарения исключены. Цена вопроса – более 300 млн. рублей. Государство не льготировало введение объекта никак. Срок окупаемости – далеко за горизонтом, превышает 20 лет. Принятию решения помог общий тренд на постоянную модернизацию предприятия, но при наличии работающего цеха гальваники предыдущего образца оно почти не имело отношения к экономике. «Омсктехуглерод» по своей технологии – не самое чистое производство. Однако за последнюю десятилетку как раз жители окружающих микрорайонов и близлежащих дач почувствовали, что на них больше не сыплется сажа. А в свете выполнения нацпроекта «Экология» и подпроекта «Чистый воздух», стартовавшего в конце декабря 2018 года, компания заключила соглашение с омским Минприроды и соблюдает все его пункты, включая озеленение близлежащей территории, что могли наблюдать все представители прессы, посетившией митинг. А в ноябре 2018 года, еще до старта проекта «Чистый воздух», ООО «Омсктехуглерод» запустило эстакаду герметичного слива нефтепродуктов, бывших в технологическом цикле источником неприятных запахов с завода. Но вообще как ни печально, вложения в экологию от бизнеса сокращают его конкурентные преимущества. Поэтому и государство подходит к этой теме аккуратно, через нацпроект.

Бизнес и СМИ  

Говоря об информатаках, которые руководство завода всячески осудило на митинге, можно заметить следующее. СМИ свободны в своем выборе как объекта освещения, так и способов его подачи. И главное, что СМИ, по своей сути, не злопамятны. Слишком велик для этого поток информации, проходящей через информресурс. Но если нападки постоянны, то для этого могут быть несколько причин. Во-первых, это возможное сотрудничество с конкурентами или, скажем так, недоброжелателями предприятия. Речь идет именно о столкновении бизнес-интересов. Для «Омсктехуглерода» они есть не только за рубежом и в России и связаны со сбытом продукта, но и в Омске. Во-вторых, это наличие в редакции обиженного журналиста или руководителя, имеющего возможность влиять на содержание и подачу материалов. Обида может множиться, если обиженного поддерживают представители других СМИ, как в случае с Филиппом КИРКОРОВЫМ и журналисткой в розовой кофточке. В-третьих, причиной негативизма может стать классовая ненависть. Обычно она связана с религиозной, расовой или миграционной проблематикой и скорее всего в данном случае не является причиной нападок. Но когда с обеих сторон конфликта льется язык вражды, то градус накала возрастает.

Не важно, оплачена или не оплачена классовая ненависть обиженного смишника в отношении «Омсктехуглерода». Руководство предприятия, отвечая на вызов, решило играть на поле «обидчика». Получилось как получилось. Решение реагировать или нет, а если реагировать, то как, всегда остается за бизнесом. Иногда нужно проявлять гибкость, что, кстати, главе Omsk Carbon group Валерию КАПЛУНАТУ удалось продемонстрировать прямо на митинге в ответном слове на выступление блогера, назвав Владимира ЛИФАНТЬЕВА союзником, если тот действительно радеет за экологию.

Бизнес и политика или просто омский бизнес  

Так зачем Валерию КАПЛУНАТУ нужен был этот митинг? Зачем он требовал внимания региональной власти? Губернатор не вмешивается в работу судов и не станет разруливать конфликт между бизнесом и СМИ. Однако все губернаторы чувствительны к протестной активности, если данный митинг можно отнести к таковой. Чувствительны губернаторы и к теме наполнения бюджета и собираемости налогов. За счет налога на прибыль в процентном отношении наш регион уже наполняется на уровне Тывы. У Омска – 14,9 млрд. рублей, а у Иркутска – за 53 млрд. рублей дохода по итогам прошлого года собрано в региональный бюджет за счет налога на прибыль. Это говорит о том, что бизнесу в Омске плохо. «Омсктехуглерод» – крепкий совершенствующийся технологичный проект. Работает в ключе, заданным нацпроектом, платит достойную зарплату, что по омским меркам уже хорошо. Наверное, не самый стерильный. Но если проверки проходят без нарушений, то почему об этом не сказать тому же губернатору или минприроды публично, чтобы развеять нагнанный ореол антиэкологичного злодея. Подобный ореол с криками в СМИ и обращениями проверить, снова проверить, а судя по комментариям «лучше закрыть завод» действительно будут нервировать любого собственника любого производственного проекта. Только в 2019 году на предприятии завершилось 9 проверок, среди них 5 внеплановых, две проходит сейчас и 4 ожидаются. Сколько еще внеплановых проверок прилетит до конца года? Из-за обвинений в нарушении экологии руководство Omsk Carbon group видит для себя риски проигрыша в конкурентной борьбе на зарубежных рынках, где тема экологии производств, особенно в Европе, выходит на очень высокий уровень. Именно поэтому Валерий КАПЛУНАТ трактует такое невнимание губернатора к очевидной точке роста омской экономики как неприемлемое. Но учитывая, что руководству завода местная информповестка мало интересна, оно ориентировано на Россию и за рубеж, туда, где основные клиенты и конкуренты, этот митинг был не только для Омска. Достигнуты ли цели, которые при этом ставило перед собой руководство завода, покажет время.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/may/19/posle-mitinga