Александр ПОНОМАРЕВ: «Система частной охраны коммерциализировалась и перестала выдавать запросы на действительно профессиональные охранные услуги»

Дата публикации: 03 октября 2019

Интервью со старожилом рынка. 

Александра ПОНОМАРЕВА игроки охранного рынка называют чуть ли не его первооткрывателем. Неудивительно, его предприятие «Правоохранительный центр» было образовано в 1991 году – переломном для нашей страны. Но по большому счету история энтузиазма ПОНОМАРЕВА стартовала много раньше – еще с 1982 года, когда он организовал и возглавил оперативный комсомольский отряд дружинников Куйбышевского района. Собственно говоря, «Правоохранительный центр» был призван заменить эти самые народные дружины. Он в свое время охранял Департамент федеральной государственной службы занятости населения, Управление Федеральной миграционной службы по Омской области, представительства ряда компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, офисы, склады, базы, производственные комплексы, ночные клубы, дискобары, кафе. С 1993-го компания ПОНОМАРЕВА стала оказывать услуги сопровождения грузоперевозок, а с 1999-го, шагая в ногу со временем, – пультовой охраны объектов группами быстрого реагирования. К 2006 году «Правоохранительный центр» наряду с вневедомственной охраной контролировал все дошкольные учреждения и учебные заведения Омска, под пультовой охраной у него находилось более 800 объектов. В 2001 году под эгидой предприятия вызрела «Служба спасения», обрабатывавшая до 2 500 заявок в сутки – будь то запах газа в подъезде, заблокированный лифт, дорожно-транспортное происшествие или необходимость просто сориентировать приезжего в городе. В 2004-м в составе объединения начало свою деятельность детективное предприятие «Центр-Розыск», собиравшее сведения по гражданским и уголовным делам, занимавшееся поиском без вести пропавших граждан, сбором информации для деловых переговоров, выявлением некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, поиском утраченного гражданами или организациями имущества и прочим.

В 2014-м ПОНОМАРЕВ продал свой бизнес, возглавив общественную организацию Омское региональное отделение «Российского союза спасателей». Однако об Александре ПОНОМАРЕВЕ не забыли в качестве родоначальника местного рынка охранных услуг не только «Коммерческие вести», но и основные игроки, нередко — его ученики. В гости к главному общественному спасателю города заглянула обозреватель «Коммерческих вестей» Анастасия ПАВЛОВА и где-то между попытками реанимировать грудного ребенка (к счастью, игрушечного) и пройти собеседование в охранники, вспоминая авторов знаменитых стихов, рискнула уточнить, что же в итоге происходит с омской, а по большому счету всей российской охраной.

– Александр Юрьевич, чем вы сейчас занимаетесь?

– Вот буквально на днях провели учения по поиску людей. Соревнования проводим семейные, спортивные, как в советское время. На сплав недавно со студентами ходили. Работы много. Спасателей я своих люблю так же, как когда-то охранников. Тренирую их реально спасать жизни. Ведь как за границей? Я лично слышал на обучении в Германии – их ребята отвечали, как будут реагировать, если с дороги в обрыв свалилась машина. Знаете, что они сказали? «Мы сами туда не полезем, а вызовем альпинистов-добровольцев».

– Зачем такие спасатели тогда нужны... Впрочем, мы не об этом. Давайте без обиняков. Для меня непостижимо, что вы, будучи одним из основных, едва ли не главных игроков рынка охранных услуг, внезапно приняли решение уйти из этого бизнеса. Что случилось-то?

– Система частной охраны коммерциализировалась и перестала выдавать запросы на действительно профессиональные охранные услуги. А я не привык работать спустя рукава, делать вид. В какой-то момент я понял, что уже не могу быть полезен, и окончательно ушел в сферу спасения людей. Но я всегда охотно консультирую бывших коллег по любым интересующим их вопросам, опыт у меня действительно достаточный. И я горжусь тем, что за время моей работы в охранной отрасли с моей командой не произошло ни одного серьезного происшествия, ни одного провала.

– Да, я наслышана о ваших успехах. Я правильно понимаю, что вам не понравились условия взаимодействия с заказчиками?

– По большому счету нас перестали в полной мере привлекать на важные мероприятия вроде Дня города, поскольку не желали прописывать документально нашу роль, а я привык работать только по закону. Но я не хочу вдаваться в подробности, есть текущее положение вещей, и оно, по-видимому, всех устраивает. Проблема в том, что реально качественная охрана стоит дорого. Я создал базу, на которой учились, тренировались настоящие профессионалы. Я ставил охрану во всех омских школах, прорабатывал систему эвакуации с учителями, с директорами. Одна из школ у меня, например, эвакуировалась за рекордные 2 минуты 18 секунд, все три этажа. Причем комиссия, состоявшая из сотрудников МЧС, милиции, администрации города, даже не заметила, куда все делись. А логика ведь какая? Террорист всегда заложит бомбу в самом уязвимом месте. Ему даже думать особо не надо. Но об этом почему-то никто не задумывается. А почему? Да потому что существует утвержденная схема эвакуации! А еще я как-то прочитал инструкцию по эвакуации: «При поступлении сигнала о возгорании или теракте все учителя собираются в кабинете у директора, который проводит совещание по плану эвакуации». Какое совещание?! У вас в школе пожар! Я совершенно простейшие вещи рассказывал по этим вопросам руководителям учебных заведений, работая в «Правоохранительном центре», но для многих это было неким откровением.

– Но они, эти простые вещи,  всегда упускаются из виду. Я понимаю, о чем вы. Хотите сказать, что запрос на подобную проработку основ охраны исчез?

– К сожалению. Помните, как звучит китайское проклятье? «Чтоб ты жил в эпоху пере...

Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию по телефону 95 – 61 – 46.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/oktyabr/37/115939