Борис ПАВЛОВИЧ, режиссер: «Я никогда не делал и не видел подобных спектаклей»

Дата публикации: 03 октября 2019

Омская драма дала две премьеры и спланировала сезон. 

На прошлой неделе 146-й сезон открыл Омский академический театр драмы. Сезон начался с двух премьер: «Дядя Ваня» на камерной сцене и «Причал. Воздух детства» – на основной. Пьесу Антона Чехова поставил главный режиссер театра Георгий ЦХВИРАВА, а два неснятых сценария Геннадия Шпаликова – режиссер из Санкт-Петербурга Борис ПАВЛОВИЧ (два года назад он ставил в Омске спектакль «Жизнь»). Накануне в театре состоялась пресс-конференция.

Потоп – не потоп?

О творческих планах театра рассказал главреж Георгий ЦХВИРАВА. Польский режиссер Войтек УРБАНЬСКИ совсем скоро приступит здесь к работе над пьесой Ивана Вырыпаева «Летние осы кусают даже в ноябре», сообщил он. Знакомый омичам петербургский режиссер Анджей БУБЕНЬ («Август. Графство Осейдж», «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли») в марте представит спектакль «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюррематта. А молодой, но достаточно известный режиссер Данил ЧАЩИН (Москва) воплотит на сцене омской драмы киносценарий Марселя Карне «Обманщики». Это будет уже в конце сезона.

Сам главный режиссер собирается к Новому году представить на суд зрителей спектакль «Обрыв» по роману Ивана Гончарова. Также, к 75-летию Победы, непосредственно 9 мая планирует выпустить спектакль по мотивам книги Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина».

В новом сезоне ожидаются и гастроли театра – в Иркутск и Санкт-Петербург, поездка на Международный фестиваль «Камерата» в Челябинск. А следующим летом омский театр в седьмой раз будет принимать у себя фестиваль «Академия».

Директор театра Виктор ЛАПУХИН рассказал о его техническом состоянии:

– В прошлом сезоне многие СМИ выражали обеспокоенность по поводу подтопления исторического здания грунтовыми водами. Мы провели большую работу. Строительная компания «Лидер», которая победила на аукционе, с большой ответственностью отнеслась к уникальному зданию. Очень аккуратно был выкопан грунт у парадного входа на глубину пять с половиной метров. Когда рабочие дошли до старинного фундамента, то увидели, что все: дерево, бетон, железо – разрушено водой. Было сделано около 15 тысяч инъекций по всему зданию внутри и снаружи, и сегодня вода отходит. Хотя специалисты говорят, что это ненадолго, года на три.

Насколько утешительна подобная отсрочка и что будет предпринято дальше, Виктор ЛАПУХИН не уточнил.

«Я шагаю по Москве»: до и после

Свой спектакль режиссер Борис ПАВЛОВИЧ назвал кинопробами, а еще мюзиклом, хотя в нем звучит всего несколько песен. Главным героем он сделал время, которое безжалостно меняет человека, делает совсем другим его настроение и мироощущение.

– Вдруг образовался сюжет: два сценария – первый и последний. Между ними не так уж много лет, всего пятнадцать. Но за эти годы происходит какая-то космическая перемена. В сценариях, по сути, судьба самого Геннадия Шпаликова, который расщепляет себя на разных героев. Для меня это был такой внутренний эксперимент. Я никогда не делал и, честно говоря, не видел подобных спектаклей, – поделился на пресс-конференции Борис ПАВЛОВИЧ.

«Причал» (1960 г.) – сценарий, написанный Геннадием Шпаликовым еще во ВГИКе, «Воздух детства» (1974 г.) закончен буквально за несколько дней до трагического ухода. В постановке омской драмы они абсолютно не связаны, это два самостоятельных спектакля, разделенные антрактом. И если в первом – радостное предвкушение жизни, которая еще впереди, то во втором – ее горький итог.

Кинопробы – потому что снять такое уже нельзя, не найти тех лиц, тех улиц, той интонации. Можно только прикоснуться. Поэтому на сцене пустой павильон, несколько софитов и пара стульев в качестве реквизита. В первой части спектакля сценарий бойко читается молодыми актерами, перелетает из уст в уста, тут же бегло иллюстрируется. Все очень легко и динамично. История девушки Кати, приплывшей в столицу на барже, проведшей в Москве одни сутки и повстречавшей самых разных людей, чем-то напоминает фильм «Я шагаю по Москве». И там и там практически нет внятного сюжета. Как всегда у Шпаликова, это чисто настроенческие вещи, говорящие о чувствах и переживаниях одного человека, а не всех в «едином порыве». И омский спектакль, точнее, его первая часть, получается именно таким – очень атмосферным, светлым, воздушным. Большую роль тут, конечно, играет обаяние Ольги БЕЛИКОВОЙ (Катя) и песни Романа ЦЕПЕЛЕВА на стихи Геннадия Шпаликова, исполняемые в сопровождении рок-бенда.

Во второй части спектакль обрастает меблировкой и утяжеляется тем, что хотя здесь тоже предлагается некая эскизность, актеры пытаются что-то играть всерьез. Получается не очень, тем более какой-то внятной событийности тут опять не прослеживается. Герой Руслана ШАПОРИНА Алексей приезжает в город детства, на юбилей суворовского училища, которое когда-то окончил, встречает старую любовь (Лариса – Анна ХОДЮН), уже повзрослевшего сына, товарищей по училищу, которым он не интересен, и понимает, что жизнь безвозвратно ушла, была прожита не так и не с теми. Все очень затянуто и очень пространно. Зрительские кресла, увы, пустеют. Жаль, потому что эксперимент был действительно интересный.

Африканские страсти

По признанию Георгия ЦХВИРАВЫ, «Дядю Ваню» он готов ставить всю жизнь, в разных театрах, в разных интерпретациях. И ставит. И тиражирует иногда некоторые приемы. Например, сцена разбрызгивания краски доктором Астровым (так он «рисует» карту уезда) уже была в спектакле Казанского ТЮЗа.

В омской постановке соединились и реалистичность, и условность, и символизм. Эта пестрая мешанина, как на нерв, нанизывается на звуки шаманских камланий. А во всполохах грозы во втором акте возникают страшноватые фигуры африканских аборигенов.«А ведь жарко, должно быть, сейчас в этой самой Африке», – как и положено, скажет ближе к финалу Астров (Артем КУКУШКИН), глядя на обрывок бумаги, повторяющий очертания Африканского континента.

«Когда нет настоящей жизни, живут миражами», «Одному богу известно, в чем наше призвание», «Пропала жизнь!» – ключевые фразы, на которых зиждется скелет постановки. А вот что вокруг?

В нынешнем «Дяде Ване», пожалуй, убедителен лишь дуэт Войницкого (Олег ТЕПЛОУХОВ) и Астрова да еще Соня (Кристина ЛАПШИНА) с ее прекрасной «некрасивостью» и внутренним светом. Профессор Серебряков (Виталий СЕМЕНОВ), ради которого дядя Ваня (Войницкий) пожертвовал своей «будущностью Шопенгауэра», – манекен и карикатура. Интересно, как в этой роли будет выглядеть наш бывший земляк, а ныне приглашенная звезда Сергей ВОЛКОВ. Юлию ПОШЕЛЮЖНУЮ, из которой с завидным постоянством делают однотипную секси-герл, откровенно жалко. Вот и ее Елена Андреевна ходит с грацией ленивой кошки под I wanna be loved by you.

Удивительнее всего то, что ЦХВИРАВА сейчас перенимает манеру Евгения МАРЧЕЛЛИ, педалируя эротические моменты, сводя отношения мужчины и женщины к животным инстинктам. Доходит до того, что дядя Ваня пытается соблазнить Елену Андреевну снятыми трусами, а Астров не просто обнимает ее, а лапает (другого слова не подберешь), оставляя следы краски на белоснежном платье.

– Это спектакль, который можно будет возить на все фестивали, в том числе европейские, – выразил надежду Виктор ЛАПУХИН.

Что ж, это многое объясняет. А нам остается ждать сценического воплощения романа Ивана ГОНЧАРОВА и уповать на то, что русская классика не станет на сей раз гостинцем для Европы, а значит, не будет решена столь авангардно.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/oktyabr/37/boris-pavlovich-rezhisser-ya-nikogda-ne-delal-i-ne-videl-podobnyh-spektakley