По подсчетам чиновников, траты на ее реализацию превысят экономию.
3 октября 2018 года Президент России Владимир ПУТИН подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», принятый Госдумой 27 сентября 2018 года и одобренный Советом Федерации 3 октября 2018 года. Как и что бы мы ни обсуждали, но это является одним из главных событий 2018 года, которое будет иметь далеко идущие последствия для каждого из россиян без исключения. Нововведения начнут постепенное внедрение именно с 1 января текущего года.
Вперед – к постиндустрии
Первоначально законопроект предполагал постепенное повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63 – для женщин. Во втором чтении после предложений Владимира ПУТИНА было принято решение повысить возраст выхода на пенсию для всех на пять лет – до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
Из условно хорошего: если верить официальным заявлениям правительства, пенсии уже в нынешнем году увеличатся на 7%, а с 2020-го будут расти на 6%. Каждый пенсионер получит индивидуальную индексацию. Новый этап реформы – концепцию индивидуального пенсионного капитала – пока отложили до 2021 года. Первый вице-премьер РФ Антон СИЛУАНОВ недавно признался, что от введения в 2019 году этой схемы, пришедшей на смену неудачному эксперименту с накопительной частью страховой пенсии и предполагающей платежи уже самих работников, правительство удержала лишь негативная реакция населения на повышение пенсионного возраста.
«Увеличение пенсионного возраста приведет к существенному повышению уровня пенсионного обеспечения граждан», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Указанные там же предпосылки для его принятия еще любопытней: переход к постиндустриальному обществу, в котором «преобладают служащие и работники сферы услуг, что предполагает длительный период трудоспособности», и увеличение продолжительности жизни россиян (см. табл.).
В январе 2019 года лидер КПРФ Геннадий ЗЮГАНОВ, подводя по просьбе журналистов итоги ушедшего года, высказался на эту тему, общаясь с порталом с говорящим названием «Жизнь на пенсии». По его словам, внесение изменений в пенсионное законодательство стало, конечно, главной ошибкой властей. При этом спорное решение родилось, согласно изданию, в голове у одного из самых либеральных чиновников. «ЗЮГАНОВ отмечает, что такое решение президент принял под давлением бывшего министра финансов Алексея КУДРИНА, который в настоящее время возглавляет Счетную палату. Лидер коммунистов уверен, что мнение КУДРИНА для ПУТИНА является авторитетным, а как известно, экс-глава Минфина уже давно выступает за повышение пенсионного возраста», – говорится на сайте.
Согласно данным опросов ВЦИОМ решение ПУТИНА, даже несмотря на смягчение реформы, стало основным фактором ухудшения социально-политического климата в стране и триггером беспрецедентного падения рейтинга президента и партии «Единая Россия» (в ноябре 2018-го рейтинг главы государства снова пошел вверх – до уровня 64%).
Вопреки Конституции?
То, что именно этот законопроект стал самым скандальным за 2018 год, сомневаться не приходится. Юрист Виталий МИТИН убежден, что новый закон прямо нарушает Конституцию РФ:
– Читаем ч. 2 ст. 39 Конституции РФ: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Согласно п. 1 ст. 7 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено (предусмотрено): «Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет». Но ведь согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ четко и ясно предусмотрено (запрещено): «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Безусловно, новым законом отменяются и умаляются права граждан России выходить на пенсию мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет. Подчеркиваю особо: отменяются эти права граждан в сторону ухудшения! А это уже не только прямое нарушение указанной ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о запрете отменять права граждан, но и прямое нарушение ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом…». Оказывается, будущие пенсионеры, граждане сегодняшней России, будут по новому закону явно не равны сегодняшним гражданам-пенсионерам, что и есть прямое нарушение конституционных прав будущих пенсионеров о конституционном равенстве всех перед законом – новый антиконституционный закон серьезно (существенно) ущемляет права будущих пенсионеров. Безусловно, нарушаются права человека, гарантированные в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Нарушается также и ч. 1 ст. 1 Конституции РФ о правовом государстве. Поэтому не должен быть принят новый закон без изменения Конституции РФ, то есть сначала надо изменить Конституцию – отменить все указанные выше права граждан, а потом с чистого листа писать новый закон о пенсионном возрасте. А согласно ст.135 Конституции РФ парламент России (Федеральное Собрание) сам не может изменить указанные выше статьи Конституции из глав 1 и 2 Конституции, а в случае необходимости должно быть созвано Конституционное Собрание. А это уже очень серьезно! Получается, что правительство замахнулось серьезно изменить Конституцию, но скромно об этом умалчивает или вообще задумало обойти Конституцию или даже само не замечает (что вполне вероятно, ведь юристов у нас не хотят даже слышать), что нарушает Конституцию.
Акции несогласия с реформой повторялись на протяжении 2018 года едва ли не каждые две недели по всей России. Омск не стал исключением – «Коммерческие вести» освещали почти каждое мероприятие. Протесты, конечно, ослабли, но не затихли даже после подписания закона президентом. 3 января 2019 года состоялся очередной митинг под кодовым названием «День людоеда», проходивший по всей России. На этот раз протестующие обращались к Конституционному суду РФ (смотри главный аргумент выше) с призывом защитить законные права граждан.
Один из постоянных организаторов омских митингов, глава регионального отделения партии «Парнас», председатель Омского общественного горсовета Игорь БАСОВ сдаваться не намерен до сих пор, несмотря на принятый закон, очередной «бунт» назначен на 27 января:
– В России не было и нет предпосылок для повышения пенсионного возраста, для мужчин — точно. Как и не было экономических обоснований поднимать НДС сразу на 11,1% к действующей ставке 2018 года. Необходимость снижения цены на топливо и отмена нового налога на мусор также налицо. С налогом на занятость тоже, мягко говоря, перебор. Будем требовать отмены этих решений и привлечения инициаторов их принятия к ответственности.
Хотели как лучше, а получилось...
Так чем же обусловлено принятие реформы, кроме «перехода к постиндустриальному обществу»? Обратимся к официальной статистике Центра стратегических разработок (именно его возглавлял КУДРИН). Итак, в начале 2018 года россияне нетрудоспособного возраста составили чуть больше четверти населения. На выплату страховых пенсий в 2017 году Пенсионный фонд потратил 6,4 трлн. рублей при доходах 8,3 трлн. рублей, 11,3% пришлись на пенсионный трансферт из федерального бюджета. Если верить, опять же, ЦСР, к 2035 году ожидаемая продолжительность жизни мужчин вырастет с нынешних 67,5 года до 73,3, а женщин – с 77,6 до 80,8.
Главная же проблема заключалась в том, что без принятия реформы разница между пенсией и заработной платой увеличивалась бы с каждым годом. Если сейчас неработающие пенсионеры получают порядка 34% средней заработной платы работающего человека, то уже через пару лет показатель установился бы на 30–25%. Несложно понять, что уровень меньше 30% явно социально неприемлем. Конечно, был и другой путь для финансирования пенсий — повышение налогов или тарифов страховых взносов, но это бы затормозило рост российской экономики. Учитывая, что она растет на 1,5% в год (на конец 2018 года Минэкономразвития спрогнозировало рост ВВП на 1,8%, а на конец 2019-го – 1,3%) индексировать размер пенсий по уровню инфляции можно было бы без повышения пенсионного возраста, а вот обеспечить только этим устойчивый рост пенсий – уже нет.
Как цинично отмечают обыватели, принятием этой реформы уже сэкономлена колоссальная сумма, учитывая насколько резко выросла смертность населения. В Омской области, например, число умерших в первое полугодие 2018-го превысило число родившихся на 2 613 человек (12 375 родившихся против 14 988 умерших), согласно Росстату.
А вот по оценкам чиновников, итоговые траты бюджета, напротив, окажутся даже выше, чем экономия от повышения пенсионного возраста! Зампред Правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна ГОЛИКОВА заявила, что деньги, полученные от повышения пенсионного возраста, не покроют траты на пенсионное обеспечение. Да, реформа сэкономит бюджету 2,9 трлн. рублей, но пенсионное обеспечение потребует 3,3 трлн. рублей за шесть лет! И ведь за кадром остались и другие проблемы: высокий – по сравнению с Европой и США – темп повышения пенсионного возраста (по причине запоздалости принятия реформы), создание новых рабочих мест для предпенсионеров (есть риск значительного повышения безработицы). Да и опять же, если верить подсчетам экспертов, доля пенсионеров в обществе снова увеличится к 2030 году до критического уровня 2018-го. Значит, нас ждет еще одна пенсионная реформа?