Олег ЛИЗГУНОВ: «Директору департамента архитектуры и градостроительства совсем не обязательно быть архитектором»

Дата публикации: 31 января 2019

В Омском городском совете обсуждается новая структура администрации города Омска.

Предполагается ее вынести на ближайшее пленарное заседание Горсовета. Со своим мнением  о грядущей реорганизации в редакцию «КВ» пришел директор ООО "Лизгунов и Партнеры" Олег ЛИЗГУНОВ. И впервые – не с критическим мнением:

– Я не знаю, кто является инициатором реорганизации трех департаментов, завязанных на реализацию положений двух кодексов – земельного и Градостроительного: архитектуры и градостроительства, имущественных отношений и строительства. То ли это мэр Оксана ФАДИНА, то ли вице-мэры Олег ЗАРЕМБА и Андрей ПОДГОРБУНСКИХ, то ли это Денис ДЕНЕЖКИН, как он сам заявлял, то ли это все-таки губернатор. Есть основание предполагать, что это произошло, как минимум,  с его ведома и согласия, а может, даже по его инициативе. Такой вывод я делаю исходя из того, что он в этой сфере – человек не случайный, так как возглавлял в 90-х годах комитет по управлению имуществом Свердловской области.  Я, кстати, в те же годы работал первым заместителем председателя аналогичного комитета в Омской области, а позднее – первым заместителем директора департамента недвижимости администрации города Омска. При мне он и создавался.

Но независимо от того, кто проявил эту инициативу, у меня складывается ощущение, что, наверное, это правильно.

Для обоснования своей позиции начну с предыстории. В 90-е годы в структуре администрации Омска было три подразделения: комитет по управлению муниципальным имуществом, фонд имущества и главное управление архитектуры и градостроительства.  Тогда еще не было ни земельного, ни градостроительного кодексов, но некое сырое еще и недостаточное федеральное законодательство было. Поэтому на местном уровне все пытались вводить свои нормативные акты.

Когда пришел Валерий РОЩУПКИН, он начал реформирование этой сферы. Первым делом в 1995 году были объединены комитет и фонд. Возглавил новую структуру Николай ЯЛОВЕНКО. А ГУ архитектуры возглавлял тогда академик Альберт КАРИМОВ. Это была вольница творческих людей, архитекторов. Но как чиновники, как бюрократы – в хорошем смысле этого слова, данная структура практически не работала. ЯЛОВЕНКО создал первый в России департамент недвижимости, в котором резко и качественно увеличилось количество функций и полномочий. Нигде тогда в России такого не было. К нам, в Омск, за опытом приезжали не только из Сибири, но и из европейской части России.

За короткий срок поступления от использования муниципального имущества и земли выросли в десятки раз. Не продажи!

Этому департаменту недвижимости была подчинена Главомскархитектура. Была поставлена задача – построение ее работы как чиновничьей структуры, с пониманием ответственности, сроков, процедур.  Конечно, Альберт Миниханович болезненно это воспринимал, но подчинился – он был человеком команды. Вот тогда и возник единый комплекс, в котором решались все вопросы, связанные с земельными, имущественными и градостроительными отношениями. В основном благодаря личности Николая ЯЛОВЕНКО, человека, может быть, жесткого, особенно в кадровых вопросах, но руководителя, который ничего не разрушил из того, что было до него, а наоборот, все это усилил и вывел на качественно новый уровень.

После ухода ЯЛОВЕНКО, как я считаю, равноценной замены ему так и не появилось. Были, конечно, более сильные или менее сильные, более или менее ответственные, с большим или меньшим государственным мышлением, но худо-бедно структура департамента, в 2005 году названном имущественных отношений, сохранялась.

В то же время в 2001 году был признан Земельный кодекс, а в 2004-м – Градостроительный. И сразу же было ясно, что эти два кодекса независимо друг от друга не могут применяться в муниципалитете. Но в Омске почему-то дороги департаментов имущественных отношений и архитектуры и градостроительства в реализации своих полномочий все больше и больше расходились. И это все резко обострилось при последних руководителях. Хотя сейчас уже становится понятно, что на первом месте должна быть градостроительная политика: генплан, правила землепользования и застройки, проекты планировки территории, проекты межевания, а нормы Земельного кодекса – в помощь всему этому.

И вот пришел ДЕНЕЖКИН… И начали происходить совершенно непонятные вещи. И я, и газета «Коммерческие вести» об этом не раз писали. На мой взгляд, была проведена огромная разрушительная работа. В итоге мы имеем практически неработоспособный департамент имущественных отношений, малодееспособный департамент архитектуры и градостроительства, будь то по предоставлению специальных разрешений, будь то по проектам планировки или межевания территорий.

И вот была обнародована новая структура, в которой собираются в одном месте почти все полномочия, предусмотренные обоими кодексами,  ранее разбросанными в трех департаментах. Пусть и не в департаменте имущественных отношений, где ностальгически хотелось бы мне, но это неважно. Но реализация новой структуры даст результат достаточно быстро, если на этот обновленный департамент архитектуры и градостроительства со статусом вице-мэра придет менеджер уровня Николая ЯЛОВЕНКО – сильный мощный администратор. При этом скажу крамольную мысль: не обязательно он должен быть архитектором. Таковым может стать его зам в отдельной должности главного архитектора.

А если директором будет человек с государственным, но РЕАЛИСТИЧЕСКИМ мышлением, не фантазер-теоретик, то наконец-то появится надежда на ту самую корректировку (или актуализацию) генплана Омска, про которую уже много лет говорят, но дальше разговоров дело так и не продвигается. С одновременной корректировкой остальной градостроительной документации Омска.

Что касается полномочий, остающихся департаменту имущественных отношений – хозяйственное ведение, оперативное управление, казна, бесхозяйные сети – их хватит, чтобы загрузиться по полной.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/yanvar/3/106500