В начале года стали известны имена семи победителей конкурса на гранты Президента РФ за 2019 год.
Одним из получателей финансовой поддержки стала кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Ольга МЕТЕЛЬ. Обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ИЛЬЧЕНКО удалось еще до режима самоизоляции пообщаться с ней и узнать, на что она планирует потратить средства гранта и почему не собирается уезжать из Омска.
– Ольга Вадимовна, расскажите об исследовании, на которое вы получили президентский грант. Когда мы договаривались о встрече, вы скромно заметили, что тема не слишком актуальна. Почему?
– Моя разработка – это ведь не лекарство от ВИЧ, а сугубо фундаментальное исследование, которое помогает понять, как функционирует историческая наука и как действуют ее институты. Эти темы изучает такая отрасль знания, как историография. За последние лет 20 она сильно модернизировалась: если раньше студентам рассказывали, что писал один ученый, а что другой, то сейчас историография анализирует механизмы производства научного знания. И один из таких механизмов я пытаюсь рассмотреть на примере работы учреждений, которые, с одной стороны, нацелены на поиск истины, а с другой, находятся в социальной, экономической, политической, идеологической, культурной среде и испытывают на себе ее влияние. Я пытаюсь понять, как в России, начиная с 20-х годов XX века, была выстроена система работы научно-исследовательских и образовательных учреждений исторического профиля.
– На каких примерах вы рассматриваете тему?
– Эта тема продолжающаяся. В 2017 году мы с коллегами выиграли первый президентский грант на исследование истории советских исторических учреждений 1920–1930 годов, в прошлом году получили грант на изучение научных институций 1940–1980-х. В рамках первого этапа исследования мы изучали преимущественно столичные научные и образовательные институты, такие, как Институт красной профессуры, многие из которых были закрыты еще в 1930-е годы. Сейчас мы обратимся к истории советских столичных и региональных исторических факультетов пединститутов и классических университетов, профильных институтов Академии наук СССР. Исторические факультеты ОмГПУ и ОмГУ им. Ф.М. Достоевского также попадают в сферу нашего интереса. Изучение данной темы предполагает поиск материалов в архивах, использование опубликованных воспоминаний, писем и дневников историков, работу с материалами советской прессы, интервьюирование старших коллег и др.
– К каким выводам вы пришли, изучая исторические институты первого периода?
– Я сформулировала гипотезу об этапах развития советской исторической науки. Пришла к выводу, что в 1920 – 1930–е годы в советской России проходили своеобразные «институциональные эксперименты», когда и власть, и научное сообщество искали подходящие формы организации научной деятельности. В середине 1930-х годов на смену «экспериментальным» учреждениям пришли привычные нам и ставшие устойчивыми формы организации академической и вузовской науки: научно-исследовательские институты Академии наук и исторические факультеты вузов. Правда, налаживание механизмов их работы растянулось еще на десятилетие и завершилось к концу 1940-х годов.
– Трактовки отдельных исторических событий – революции, Великой Отечественной войны – вы касаетесь в работе?
– Одной из задач традиционной историо-
графии действительно является изучение процессов трансформации исторического знания. Историки пытаются понять, как переписывают историю в отдельные периоды времени. Но тема моего исследования лишь косвенно затрагивает данные вопросы. Когда я изучаю работу тех или иных учреждений, я не могу не обращать внимания на те исторические проблемы, которыми они занимаются, но глубоко в эти сюжеты не погружаюсь. А проблема войны в моем исследовании и вовсе поднимается в совершенно иной плоскости. Я пытаюсь понять, как работали институты в эвакуации, оторванные от архивов, биб-
лиотек, как заново создавались научные группы, приступавшие к исследованиям в экстремальных условиях.
– И влияние этих условий на мировоззрение ученых?
– Где границы влияния со стороны повседневных, бытовых условий – очень сложный вопрос. Безусловно, ученый тоже человек, он живет в социуме, и события его жизни могут повлиять на его взгляды. Но иногда трудно отследить, что привело к изменениям. Мы оказываемся в области догадок. Даже если мы сталкиваемся с дневником, где человек пишет, что какое–то событие на него повлияло, то не можем с достоверностью утверждать, что так оно и было. Поэтому я очень аккуратно подхожу к реконструкции научной повседневности ученых.
– Историография, на мой взгляд, наука специфическая, вы изначально хотели специализироваться на ней?
– Знаете, изначально никто не настроен идти в историографию (смеется). Я даже на истфаке оказалась случайно. Училась в химико-биологическом классе, собиралась поступать на химико-биологический факультет педагогического университета. Но летом, когда готовилась к третьему экзамену – истории, поняла, что не буду биологом. Подала документы в ОмГУ и поступила. Мне было очень тяжело учиться первый год, приходилось многое осваивать с нуля.
– Знание химии пришлось бы кстати в археологии.
– Совершенно верно, сначала я пошла на археологию! Первый месяц честно пыталась работать, но потом поняла, что это очень скучно. В итоге я совершенно случайно выбрала научного руководителя, которому многим обязана, – Сергея Борисовича КРИХА, он предложил мне заняться изучением проблемы происхождения христианства в советской историографии. Уже позже я осознала, что именно историография позволяет понять, как конструируется знание, у тебя уже не возникает вопросов, почему одни говорят так, а другие эдак. Да, мы стремимся к объективности, всегда это постулируем, но не можем быть абсолютно объективны. И только историография позволяет это понять. Мне повезло, потому что в Омске на сегодняшний день одна из крупнейших в России школ историографии. У нас сейчас работают три историографа – Валентина Павловна КОРЗУН, Антон Вадимович СВЕШНИКОВ и Сергей Борисович КРИХ, имена которых известны далеко за пределами России. Они все были моими учителями, читали мои работы, советовали, помогали. Да, на сегодняшний день Омск –
это один из историографических центров России, как бы это пафосно ни звучало.
– В столице, вероятно, не менее маститые научные школы. Как вы относитесь к миграции омичей, не было желания поискать, где лучше?
– Я часто бываю и в Москве, и в Санкт–Петербурге и не чувствую себя в мегаполисах комфортно. Для меня ценно, что я могу доехать до работы за 15 минут. Если я буду добираться три часа на работу и обратно, то увижу только, как мой ребенок просыпается и засыпает. Здесь моя семья, люди, которые меня поддерживают. Кроме того, у меня никогда не было желания просто уехать из Омска, неважно куда. Если бы я понимала, зачем еду, увидела перспективы, то переехала бы, но просто так, ради абстрактной карьеры – нет. Это распространенная позиция среди научного сообщества, потому что когда ты находишься в рамках университета, у тебя есть условия для работы. В ОмГУ существует академическая свобода, и я это ценю. Для науки необходимо иметь возможность отстаивать свою точку зрения.
– Когда выдается свободное время, чем вы занимаетесь?
– Мы с мужем любим путешествовать. Ездили в автомобильный тур на Байкал, жили в палатке, питались на костре. У него родители живут в Германии, поэтому периодически посещаем эту страну. Очень любим Италию. Для меня Флоренция – лучший город на земле. Одна только галерея Уффици чего стоит! Может быть, это профессиональная деформация, но в любом городе, где бы мы ни оказались, обязательно идем в музей.
– Ваш муж не сопротивляется такому отдыху?
– Он историк, мы вместе учились, поэтому у нас очень схожие взгляды. Еще я люблю читать, у мужа прекрасная библиотека, у нас в квартире уже нет места для книг. Кроме того, хожу в филармонию на концерты симфонической музыки, джазовые.
Биография
Ольга Вадимовна МЕТЕЛЬ
Кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Ольга Вадимовна МЕТЕЛЬ родилась 13 июля 1987 года в Омске. В 2004 году окончила школу № 142 и поступила на истфак ОмГУ. В 2009 году окончила специалитет ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, поступила в аспирантуру. В 2013-м защитила кандидатскую диссертацию в Томском государственном университете. С 2009 по 2010 год работала на кафедре всеобщей истории лаборантом, с 2011 по 2012 год преподавала историю в Педагогическом колледже № 1. С 2012 по 2015 год работала менеджером в межвузовском инновационном бизнес-инкубаторе ОмГУ. С 2013 года преподает на истфаке ОмГУ. С 2015 года работает на кафедре всеобщей истории: сначала старшим преподавателем, затем доцентом.
Замужем, воспитывает сына.