Социологи всего мира с интересом изучают реакцию населения на ситуацию с пандемией и самоизоляцией.
10 апреля Центр социального проектирования «Платформа» провел zoom-конференцию «Социология кризиса за прошедшую неделю».
По стране уже потеряли работу 8% опрошенных
В центре обсуждения оказались итоги еженедельных опросов на тему пандемии COVID-19, реакция россиян на ситуацию с самоизоляцией. Первый спикер Александр ШАШКИН из Online Market Intelligence отметил, что еще две недели назад опросы показали: 60% россиян уже затронул экономический кризис. У 45% существенно сократился доход семьи. Больше всего пострадали люди с самым низким доходом, те, у кого хватало средств только на еду. Еще 9% полагали, что их доход упадет в ближайшее время (в конце прошлой недели этот процент вырос до 13).
Меньше всего, согласно данным опроса, пострадал средний класс, те, у кого хватало денег на все, кроме покупки квартиры или дачи. Видимо, речь все-таки идет не о том «среднем классе», о котором в середине марта говорил Президент РФ Владимир ПУТИН в интервью ТАСС – зарабатывающем около 17 тыс. рублей в месяц.
В среднем по стране уже потеряли работу 8% опрошенных, в Москве эта цифра больше – 14%. 15% заявили, что их компания закрылась, еще 3% ожидают закрытия своего предприятия. В итоге сейчас 46% россиян боятся, что им не хватит денег на еду.
У многих сегодня складывается впечатление, что большая часть населения городов, в том числе Омска, продолжает работать. Опрос россиян показал, что в России на самоизоляции работает только 31%. В городах-миллионниках – каждый третий, в городах, где жителей свыше 500 тысяч, – каждый четвертый.
Социолог Петр ЗАЛЕССКИЙ из компании «ГФК-Русь», которая является «дочкой» крупного европейского исследовательского концерна, рассказал о наблюдениях, сделанных в ходе исследования покупок домашних хозяйств в России. Они показывают, что людей беспокоит рост цен на продукты питания, экономическая ситуация, возможное сокращение зарплат. Наблюдается увеличение доли онлайн-покупок и заказов, также люди стали чаще закупаться в ближайших магазинах. Маркеты большого формата оказались в проигрыше, в них был ажиотажный спрос во второй половине марта, а затем, в условиях ограничений передвижения, люди пошли в магазины у дома.
48% россиян – за штрафы при нарушении самоизоляции
Руководитель направления исследований Центра социального проектирования «Платформа» Мария МАКУШЕВА поделилась наблюдениями о динамике развития ситуации. Она отметила, что результаты двухнедельного опроса и последнего разнятся. В начале режима самоизоляции люди больше боялись пандемии, чем экономических последствий. Но по состоянию на 2 апреля баланс сместился: 60% отметили, что страшатся спада в экономике. При этом основная масса людей больше переживает за других (близких, россиян в целом), чем за свое собственное здоровье. Несмотря на призывы в соцсетях прекратить самоизоляцию и спасти бизнес, опрос показал, что лишь 10% считают, что обычных для ОРВИ и гриппа мер профилактики в нынешней ситуации было бы достаточно.
«Платформа» решила выделить этапы осознания ситуации. Первый – страх за пожилых родственников – возник, когда пандемия охватила Европу. Второй этап усиления страха появился с первыми заболевшими в России, в Москве. Третий
существенно потерять в доходе, когда начали говорить об экономических последствиях. Последний этап возник с ростом числа заболевших и введением самоизоляции. Одной из примет последнего периода стало появление у людей фобий, пока в легкой форме. «Информант рассказывал, что обычно он выходил вынести мусор, гулял с собакой и закуривал. И сейчас закуривать ему стало страшно, потому что руки у него теперь грязные», – рассказала Мария МАКУШЕВА.
48% россиян считают оправданным отслеживание соблюдения норм с помощью видеонаблюдения и назначение штрафов. 41% одобряет введение режима ЧС и комендантского часа.
Массовых разводов не будет
По данным исследований «Платформы», на прошлой неделе 74% людей находились в самоизоляции. Больше всего им не хватает города (мест, где гуляют, регулярно бывают и др.) и социальных связей. 12% людей оказались разделенными с семьями по тем или иным причинам.
12% населения вообще проводят самоизоляцию в одиночестве, 36 – с домочадцами без детей, 42 – с семьей и детьми.«Мы измерили эффекты, о которых начали говорить после введения режима самоизоляции, – вырастет ли число разводов, домашних конфликтов. Но не зафиксировали значительной роли тех, кто говорил бы о серьезных домашних конфликтах, их было около 6%. Но эти вопросы относятся к сензитивным, и поэтому их доля может быть занижена. 6% отметили, что столкнулись с серьезными ссорами, 2% – начали с супругом или супругой разговор о разводе, менее одного процента столкнулось с домашним насилием», – привела данные опросов Мария МАКУШЕВА.
Кому в изоляции хуже
Многие россияне, как оказалось, используют время с пользой. Каждый третий занят самообразованием, каждый четвертый – заботой о доме, будь то ремонт или просто генеральная уборка.«Многие впервые попробовали онлайн-практики. Возможно, после снятия ограничений мы увидим изменения и в онлайн-поведении, и в досуговом. И только каждый четвертый взрослый не занят ничем кроме отдыха, т. е. для него это действительно каникулы», – резюмировала спикер «Платформы».
Она отметила, что сегодня каждый пятый испытывает психологические проблемы, сильную подавленность или даже стресс, и резюмировала: «Чтобы понять, кому хуже всех, мы проанализировали три вещи: с кем люди сейчас находятся, чем они заняты и чего им не хватает, и выделили разные сегменты. Исходя из результатов нашего анализа, это те, кто в самоизоляции одновременно работает и находится с детьми. Данная группа испытывает наиболее серьезные стрессы и по самооценке психологического состояния, и по самоотчетам семейных ссор. Им хуже всего. А также тем, кто находится в одиночестве и при этом не занят ничем полезным. Мы замечали, что те, кто рассказал о самоизоляции как о высвободившемся времени для отложенных творческих планов, кто увидел в нем ресурс, не испытывает такого серьезного стресса. Кто в растерянности и не совсем знает, что делать, – для них это серьезное испытание».
Массового протеста – «отмените самоизоляцию!» в Америке нет
Социолог Юлия БАСКАКОВА (Langer Research Associates, США) уже 6 недель находится в самоизоляции. Она поделилась некоторыми результатами заокеанских социсследований: «Уровень пособия по безработице в Америке вырос очень драматично: в последние три недели он растет со скоростью 5 млн. человек в неделю. А это примерно в десятки раз выше, чем обычно. В Штатах чуть больше 300 млн. человек, экономически активного населения примерно 150 млн. Одновременно падают экономические индексы: индекс потребительского доверия – на пять-семь рекордных пунктов уже три недели, каждую неделю новый рекорд вниз. Когда мы три недели назад проводили опрос и спрашивали, затронули ли вас экономические изменения, нам 30% отрапортовали, что кто-то из их семей или знакомых потерял работу или столкнулся с сокращением, 60 были обеспокоены, что такие меры могут коснуться их. На сегодняшний день мы видим, что доля таких людей увеличилась до 40%, примерно 20% говорят, что были отправлены в отпуск либо им не оплатили часы, т.е. продолжает сокращаться доля работающего населения».
На один из поднятых на конференции вопросов – что страшнее: заболеть или потерять доход, Юлия БАСКАКОВА скептически заметила: «Насколько я знаю, так никто из агентств вопрос не ставил. И это, наверное, разумно, потому что выбирать, от чего вам удобнее умереть – от голода, но долго или от вируса, но быстро – это не очень корректный вопрос. Люди боятся той угрозы, которая ими на данный момент воспринимается как наиболее близкая».
Заболеть коронавирусом в США боятся 48%, потерять работу – большее количество людей. Но здесь весомую роль играют меры господдержки. 90% американцев одобряет помощь государства гражданам и малому бизнесу, 40% положительно относятся к помощи даже большим корпорациям. «Ограничения, которые вводит государство, вызывают широкую поддержку. Этого массового протеста – «отмените самоизоляцию!» в Америке нет», пояснила спикер из США.
Смертность от коронавируса у латино- и афроамериканцев выше
Юлия БАСКАКОВА рассказала: нью-йоркские власти полагают, что пик эпидемии придется на конец апреля – начало мая. Сегодня во втором круге каждого американца есть больные коронавирусом, а у многих – и погибшие от него. Последние исследования показывают, что существуют группы риска, и это не только возрастные люди.«Коронавирус усугубил социальное неравенство. В последние дни мы стали получать сообщения, что он больше бьет не по белому населению, а по латиноамериканцам и чернокожим. Это данные медицинских сводок. Смертность среди этих групп выше», – пояснила американский социолог российского происхождения.
Неравенство выражается и в экономической ситуации. В первые две недели среди белокожего населения США работу потеряли 23%, а среди чернокожих и латиноамериканцев – более 40. Возможно, это связано с тем, что последние, как правило, живут в бедных районах, выполняют низкоквалифицированную работу, продолжают трудиться в период карантина и, соответственно, ездить в метро и бывать в других общественных местах.