Бюджет с эпитетом COVID

Дата публикации: 23 апреля 2020

Омская область рассчитывает уже в июне получить от Федерации дополнительную нецелевую помощь для латания тех прорех, которые в бюджете региона проделают эпидемия коронавируса и ее последствия. 

Иван КОЛОТУШКИН

Областной Минфин пока не рискует озвучивать прогнозы по поступлениям в бюджет Омской области на 2020 год, хотя скорректированными цифрами скорее всего уже располагает. Очевидно, что спланированную при принятии бюджета отметку в 67,5 млрд. рублей по налоговым и неналоговым доходам региону преодолеть будет нереально. По оценкам других субъектов РФ, имеющих сопоставимый объем собственных доходов, ожидаемое снижение может составить от нескольких миллиардов рублей до пары десятков. Так, Алтайский край спрогнозировал потери краевого бюджета на уровне порядка 13 млрд. рублей, а консолидированного по региону – до 18 млрд. рублей.

Кислород от Федерации

Как только в России заговорили о надвигающейся эпидемии и перспективе самоизоляции, федеральные власти стали слать сигналы о том, что потери региональных бюджетов будут компенсированы, накопленных страной резервов на это точно хватит.

«Коммерческие Вести» внимательно фиксировали те шаги, которые для спасения региональных бюджетов в течение последнего месяца предпринимала Федерация.

Приоритетом, само собой, стали расходы на здравоохранение. Так, в прошедшую пятницу, 17 апреля, Минфин РФ распределил Омской области 212 млн. рублей на обеспечение оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией. А если точнее, на оснащение коечного фонда, в том числе оборудование его системами снабжения кислородом, на приобретение средств индивидуальной защиты, а также на оснащение медучреждений по профилям «Анестезиология и реаниматология» и «Пульмонология». Напомним, что тремя неделями ранее Омской области на эти же цели пришла дотация в размере 1 млрд. 25 млн. рублей.

Кроме того, за счет федерального центра профинансированы доплаты врачам и медперсоналу, работающим с больными COVID-19. Такие доплаты медики должны получать с марта. Причем сначала Федерация распределила региону на дополнительные выплаты врачам, медсестрам, медицинскому персоналу за особые условия труда и повышенную нагрузку 76,9 млн. рублей. Александр БУРКОВ сказал, что доплаты будут составлять от 50 тысяч для врачей до 15 тысяч для младшего медперсонала. А спустя неделю в эфир вышел Президент РФ Владимир ПУТИН и объявил, что будет еще одна специальная федеральная выплата медикам, работающим с коронавирусом, – в размере от 80 тысяч для врачей до 25 тысяч рублей для младшего медперсонала). 12 апреля распоряжением Правительства РФ Омской области на эти цели выделено 107,9 млн. рублей. И президент отдельно подчеркнул, что и первоначально введенную доплату тоже нужно сохранить, тем более что целевые деньги на нее поступили.

На долги закрыли глаза

Таким образом, с тем, что касается здравоохранения, Федерация регионам спину прикрывает. А вот насчет компенсации выпадающих доходов будущее пока туманно. Это, наверное, и логично: потерь пока никто и не понес, все минусы будут в бюджете видны, скорее всего, даже не во втором квартале, а во втором полугодии.

Первое и самое главное, что уже сделано, – Минфин РФ разрешил регионам в текущем году не возвращать ранее полученные бюджетные кредиты. Омская область в этом году должна была вернуть федерации 1,642 млрд. рублей, а теперь может с чистой совестью этого не делать. Как подчеркивают в региональном Минфине, это тот финансовый резерв, который будет задействован в первую очередь, с целью заместить в бюджете выпадающие доходы, которые сформируются в результате реализации регионального антикризисного плана.

Кроме того, на прошлой неделе Президент РФ Владимир ПУТИН сообщил, что в 2020 году регионам будет выделено дополнительно на обеспечение сбалансированности бюджетов 200 млрд. рублей. «По предварительной информации, эти средства будут распределены между субъектами РФ уже в июне. Конечно, Омская область на эту дополнительную помощь рассчитывает. В каком объеме поступит дотация, пока неизвестно – это зависит от того, включит ли федерация в распределение те субъекты РФ, которые сами по себе не являются дотационными, но серьезно пострадали от эпидемии, например, Москву», – сообщил «Коммерческим Вестям» министр финансов Омской области Вадим ЧЕЧЕНКО.

Резать рано и нечего

Губернатор Омской области на прошедшей 15 апреля пресс-конференции заявил, что расходы резать регион пока не планирует, что все социальные выплаты и расходы на адресные объекты будут максимально сохранены.

Остается вопрос, какие траты и без того небогатый региональный бюджет сможет сократить, если станет совсем невмоготу. Как говорит время от времени глава областного Минфина, едва ли не 90% расходов региона – регламентированные – то есть это те траты, которые определены законодательством и сокращены быть не могут. Понятно, что сюда относится и вся социальная поддержка, и заработная плата бюджетников, и расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, и обязанность региона все средства, поступающие в виде акцизов на ГСМ и транспортного налога, зачислять в дорожный фонд, и многие другие фиксированные расходы.

Единственный момент – в бюджете Омской области на 2020 год запланировано порядка 19 млрд. рублей на нацпроекты, из них около 6 млрд. рублей – собственные средства. Чем не резерв? К тому же на прошедшей неделе газета «Коммерсант» выдала эксклюзив о том, что Минфин РФ планирует сократить траты на нацпроекты на 200 млрд. рублей, в том числе под нож пойдут такие направления, как цифровизация экономики, поддержка экспорта, дорожное строительство и строительство новых школ, а также проект «Чистый воздух». Самовольно регион эти расходы, конечно, сокращать не рискнет, но вот если Федерация свою долю по каким-то из направлений заберет, то и региону не придется обеспечивать софинансирование.

По забавному совпадению, дефицит областного бюджета на 2020 год составляет фактически столько же, сколько область планирует за счет своих ресурсов направить на нацпроекты, – 6 млрд. рублей. Благо, что за последние 4 года регион худо-бедно выполз из той долговой ямы, на дне которой оказался в 2015 году. Долговая нагрузка в размере свыше 85% от доходов региона сокращена до уровня 64,2%, два года подряд бюджет области исполнялся с профицитом, который финансисты направляли на чистое гашение размера государственного долга региона. В результате от отметки в 45 млрд. рублей чистых долгов Омская область ушла к началу 2020 года к отметке 41,5 млрд. рублей, и это позволило спланировать бюджет с дефицитом, чтобы взять планку по нацпроектам и растущим социальным обязательствам. Если Федерация не выдержит марку и не компенсирует регионам все те выпадающие доходы, которые к концу текущего года сформируются, то выход будет один – еще наращивать дефицит. Тем более что для субъектов РФ на текущий год ограничения по сдерживанию уровня долговой нагрузки предусмотрительно сняты. Проще говоря – субъекты РФ теперь могут занять у банков больше, чем планировали. Воспользуется ли Омская область этой возможностью, областной Минфин пока не сообщает.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/aprel/15/byudzhet-s-epitetom-covid