Что бесит министра природных ресурсов и экологии Омской области

Дата публикации: 20 августа 2020

Илья ЛОБОВ объяснил проблему грязного воздуха рекордным числом дней с неблагоприятными метеоусловиями. 

12 августа на телеканале «Россия 24» министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья ЛОБОВ в течение часа отвечал на многочисленные вопросы омичей.

2020 год будет рекордным по неблагоприятным метеоусловиям

Большая часть вопросов была связана с выбросами в атмосферу города загрязняющих веществ. Отвечая, министр объяснил, почему омичи в этом году как никогда ощущают ароматы промышленных предприятий, при том что власти постоянно рапортуют: их количество неуклонно снижается. Оказывается, все дело в меняющихся климатических условиях.

– Дни с неблагоприятными метеоусловиями – если упрощенно, это штиль, когда невозможно рассчитать рассеивание вредных веществ в атмосфере, – рассказал Илья ЛОБОВ и проиллюстрировал на бытовом примере:– Вот вы дома решили пожарить яичницу, но отвлеклись на телевизор, и она пригорела. Что делаете? Открываете форточку, включаете вентиляцию, т. е. создаете движение воздуха, чтобы запах ушел. А представьте, что форточка заклеена, а вентиляция не работает, тогда запах у вас будет держаться дольше. Дни с неблагоприятными метеоусловиями – это когда воздух застаивается, соответственно, все, что выбрасывают предприятия, не просто остается, а накапливается. И этот год будет рекордным по количеству неблагоприятных дней. В 2015-м их было 69, а за семь месяцев и 12 дней этого года – уже 95!

Министр уверен, что в 2020 году омская природа за всю историю наблюдений поставит рекорд по числу дней с неблагоприятными метеоусловиями.

В Омске в 8 раз была превышена концентрация сероводорода

Илья ЛОБОВ рассказал, что в ночь перед его выступлением на телевидении от омичей поступило порядка 190 жалоб на качество атмосферного воздуха. Для сравнения, в предыдущую ночь обстановка была более спокойная – было всего 23 звонка.

– Сегодня ночью лаборатория выезжала, зафиксировала очередные превышения, в том числе по сероводороду. Значительные. В разных местах от 1 до 8 ПДК (предельно допустимая концентрация вещества в воздухе), – рассказал Илья ЛОБОВ и пояснил:– У человека порог чувствительности сероводорода около 0,9 ПДК, т. е. еще нет и одного ПДК, а запах уже мешает нам жить. И чем сильнее концентрация, тем лучше мы его чувствуем.

Министр пояснил, что лаборатория, замеряющая выбросы в атмосферу, готовится к выезду после пятого звонка, поступившего от жителей города. Вторая лаборатория, которая помогает делать замеры, принадлежит НИИ «Атмосфера». Головная контора данного учреждения находится в Санкт-Петербурге, а в Мурманске и Омске работают филиалы. Интересно, что, согласно сайту компании, в нашем городе ее офис расположен по адресу: пр. Губкина, 1, т. е. там же, где «Газпромнефть-ОНПЗ», «Газпромнефть-Смазочные материалы», НИПИГАЗ.

Но самый масштабный выброс загрязняющих веществ за последние годы, по словам министра, произошел 6 августа 2020 года:«Это был самый мощный, значимый (и по масштабности, и по ощущениям) выброс за все время, что я нахожусь в Омске, т. е. с 2017 года. Реакция была глобальная на него: вмешался губернатор, определил зоны ответственности, в том числе УМВД. Все возможные инструменты включили».

Выявить нарушителя, по словам министра, помогут, во-первых, проверки всех предприятий, на которые падает подозрение. Они уже согласованы. Во-вторых, в Омск прибудет помощь: специалисты из Томска и Новосибирска примут участие в расследовании данного экологического инцидента, а Центральный федеральный округ направит лабораторию, аккредитованную на выявление тех веществ, которые омские лаборатории не определяют.

Илья ЛОБОВ признал, что подозреваемые в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу 6 августа уже есть, но обозначить их пока нельзя: «Называть виновного нужно, когда его вина уже доказана, когда произошел отбор проб на источнике, конкретно – на трубе».

Район Омска с самым грязным воздухом

Министр природных ресурсов отметил, что чаще всего превышение ПДК загрязняющих веществ фиксируются в Советском округе, а обращения чаще поступают из Нефтяников и Кировского округа. Связано это с плотностью населения. «Когда при неблагоприятных условиях идет облако сизого дыма, оно опускается на квартал. Если это одноэтажный поселок Николаевка, то, условно, приходит один звонок, а если 18-этажный дом на Левом берегу, то получаем 84 звонка, т. е. концентрация звонков увеличивается», – пояснил министр природных ресурсов и экологии.

Сейчас из северной промзоны загрязненный воздух с помощью северо-восточного ветра перемещается в сторону Левого берега. Но когда строился промышленный узел, в регионе преобладали южный и юго-восточный ветры, за счет чего весь смог уносило за территорию города, пояснил министр.

В каком из городских округов самый чистый воздух, глава Минприроды назвать затруднился, он заметил, что в Омске крупные предприятия равномерно распределены по округам, а центральная часть, где их меньше, больше других страдает от автомобильных выхлопов.

Необходимо ужесточить экологическое законодательство

Илья ЛОБОВ высказался на тему взаимодействия Министерства природных ресурсов и экологии с Росприроднадзором. Когда журналист омского телеканала поинтересовался, почему данное ведомство является архизакрытым в плане общения со СМИ и не принимает активного участия в борьбе с нарушителями, загрязняющими воздух в Омской области, министр пояснил, что в последнее время взаимодействие между Минприроды и Росприроднадзором региона налаживается. Однако так было далеко не всегда, поскольку в течение последних лет управление работало без руководителя: в июле 2018 года и.о. был назначен Игорь КОСТЮКОВ, в декабре 2019 года его понизили, управление осталось без главы.

– Только в конце июля снова назначили и. о. руководителя омского Росприроднадзора. Ведомство 2,5 года находится фактически без руководителя. Возможно, они тоже растеряны. Хотелось, чтобы кадровый вопрос был закрыт, специалисты набраны. Тогда, надеюсь, будет более четкая и адекватная реакция на существующую экологическую ситуацию», – заметил министр.

Пока же о состоянии экологии в городе омичам сообщает Минприроды региона. И министру это не слишком нравится: «Мы вынуждены комментировать ситуацию, которая происходит в экологической среде Омска, мы становимся вроде как ответственными за нее. И горожане, естественно, адресуют весь негатив нам. Негатив и у меня есть! Я тоже живу в этом городе! И меня как человека откровенно подбешивает то, что происходит. Даже с учетом неблагоприятных метеоусловий такого не должно быть! Наша задача – налаживать связь с Росприроднадзором. Это  в последнее время аккуратно происходит. Боюсь спугнуть, но мы начали находить общий язык, участвовать в совещаниях, где принимаем общие решения, которые способствуют началу проверок».

Одним из возможных способов решения вопроса Илья ЛОБОВ видит ужесточение норм экологического законодательства: «Мы шли в рыночную экономику всей страной, говорили: надо бизнесу помогать, чтобы налоги были, рабочие места, чтобы развивалось все. И снижали регулятивный фактор. И доснижались до того, что мы как надзорный орган остались без рук, т.е. нам не за что нарушителей наказывать. Мы стараемся, из кожи вон лезем, а потом дело попадает в суд и разваливается до уровня: «Ну, исправьте». Я считаю, что законодательство нужно несколько ужесточить в сфере экологических требований. Хватит уже на одну экономику обращать внимание!»

И здесь, естественно, встает вопрос конфронтации с промышленниками, среди которых немало депутатов разных уровней, людей с большим политическим весом. Илья ЛОБОВ полагает, что единственным путем преодоления влияния промышленного лобби может стать «ручной привод»: «Если есть серьезные лоббистские возможности, вариант только один – «ручной привод», когда мнение главы региона непосредственно доносится до главы государства или председателя правительства».

Илья ЛОБОВ даже предрек России новый конфликт с зарубежьем, на этот раз связанный с несоблюдением экологических норм: «По моим ощущениям, мы, как страна, возможно, опять попадем в очередную блокаду. Раньше нам весь мир выносил протест по спорту. Следующий будет экологическим. Почему? Потому что есть углеродный след у производства любого товара. И в России он слишком велик. Нам проще заплатить, учесть его в себестоимости, чем снижать. Я думаю, блокада возможна, если наши предприятия не станут ориентироваться на внедрение экологических норм и стандартов».

Минприроды ищет инспекторов

Илья ЛОБОВ пожаловался на недостаток кадров: «И у меня в ведомстве, и у Росприроднадзора есть вакантные ставки. Не идут на инспекторов... Я сейчас, пользуясь эфиром, приглашаю. Вчера подписал распоряжение об объявлении конкурса».

В данный момент в министерстве две вакансии, в Росприроднадзоре, по словам Ильи ЛОБОВА, их значительно больше. Назвал министр и причины, по которым данная работа не пользуется популярностью: «Не каждый готов идти на госслужбу, быть в очаге информационного, а главное, физического негатива. Вы же представляете, куда попадает инспектор, когда приезжает расследовать экологическое преступление? Либо в кучу мусора, либо в эпицентр запаха. Сейчас в соцсетях идет активный троллинг, что Минприроды одевает инспекторов в форму. Извините, когда у меня человек выезжает в эпицентр запаха, у него одежда пропитывается им насквозь, и отстирать ее невозможно. Он приезжает на свалку, чтобы исследовать ее со всех сторон. Естественно, мы озаботились, чтобы инспекторы были соответствующим образом одеты».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/avgust/31/chto-besit-ministra-prirodnyh-resursov-i-ekologii-omskoy-oblasti