Горы, кони, сплавы, спуски

Дата публикации: 27 августа 2020

Омская журналистка – о классном отдыхе на горных склонах России. 

Татьяна КРАВЕЦ

Самый запоминающийся отдых – когда случились сильные эмоции. Горные склоны и реки их дарят от души.

Мои горные походы начались с Алтая. После первого опыта думала, что больше никогда не решусь на подобное. Но спустя время, поехала в Крым и – новые восхождения. При том что ужасно я боюсь высоты! Нет, в беззаботном босоногом детстве были и прогулки по деревьям, и крутые заборы. Но крыши, высокие этажи и висячие мосты – это мурашки по коже, ноги деревянные и в глазах троится! Ладно, детские ощущения забылись, и ты снова хочешь испытать себя. Но почему после взрослого похода и возвращения старых страхов опять тянет ввысь?

Потому наверное, что, испытав однажды горный драйв, хочется повторить его еще и еще! Возможно, мои маршруты покажутся непростыми, но – завлекательными!

Аллюр по-алтайски

– Забыть цивилизацию! – решила я однажды и стала звать подругу поехать со мной на турбазу в горы Алтая. – Полное слияние с природой, красота, воздух… – сыпала аргументами и в конце концов уговорила.

Турбаза располагалась на берегу реки Катунь, недалеко от одноименного населенного пункта. И в трех километрах от скалы Чертов палец – где открывается, как мы прочитали в проспектах, «космическая энергия» (может, поймем, что это такое)! Причем добраться туда с турбазы несложно – хоть на машине, хоть пешком. В общем, устроились мы на месте и вышли «на тропу»! Вернее, выехали. Верхом!

Кому пришла безумная идея отправиться в горы на лошадях – мне или подруге, сейчас уже и не вспомнить. В горы и пешком тяжело ходить, а уж на лошадях и говорить нечего. Тем более если никогда в жизни не сидел в седле. Всю дорогу туда я пыталась подстроиться под такт лошади, чтобы не так больно было моей пятой точке. Несмотря на физические потуги, я все-таки успевала реагировать на окружающую обстановку – ахала и охала от красивых пейзажей. Подруга была настроена пессимистично:

– Представляешь, из кустов кто-нибудь выскочит и лошадь рухнет в овраг, – изрекала она вдруг. – И что делать, если лошадь понесет? А как будем спускаться? Вниз головой?..

Я на все отмахивалась:

– Не волнуйся, обратно не будет проблем – ведь уже почти освоились в седле!

Взобравшись на гору, мы быстренько спрыгнули на землю. Почувствовав твердую опору под ногами, уже в полной мере смогли оценить природную красоту: бурлящая Катунь, толпящиеся горные вершины, кукольные домики нижних сел. Тишина звенящая! Скальный выступ, соединенный с основной горой каменистым перешейком, и правда был похож на торчащий из земли палец. А в некоторых источниках он зовется Чертов Коготь, якобы из-за формы «острого неостриженного ногтя», но я, увы, ногтя-когтя не разглядела.

В обратный путь собрались с легким сердцем. Я запрыгнула (вскарабкалась) в седло, натянула поводья и… остолбенела. Мы стояли на склоне отвесной скалы. Лошади передался мой страх, и она встала как вкопанная. От ужаса я не могла ни пошевелиться, ни слова молвить. Единственное, о чем подумала: останусь здесь навеки. Подруга и наш проводник (конечно же, мы выехали с местным гидом) уже уехали далеко вперед. Не увидев одного «всадника», проводник вернулся. Застал меня в полуобморочном состоянии. Что-то стал советовать, показывать – я ничего не воспринимала. Тогда он взял поводья в свои руки, сказал мне откинуться назад – на круп лошади, и закрыть глаза. Прошло, наверное, минут десять, прежде чем я поняла, что он от меня хочет. Еле-еле потрусили…

По возвращении на глаза вдруг попалась заметка про Чертов палец. Вычитала, что под этой горой обнаружен сильный геомагнитный узел земли, энергетический поток от которого поднимается вверх прямо по скале.

Так вот в чем дело – это геомагнитный узел меня пригвоздил к вершине. А так-то я бесстрашная!

Катуньский водоворот

Если с одной стороны турбазы холодная горная река, а с другой, чуть вглубь, – теплое, озеро, то куда в первую очередь захочется податься? И думать нечего!

Озеро Айя (с алтайского «луна») – живописное, с прозрачной водой и скалистыми берегами. Но с «теплой водой» неувязочка вышла: или нам с погодой не повезло, или для нас таким словом другая температура определяется. Так что купаться не случилось. Однако уходить ни с чем не захотелось. Оглянулись – лежаки, лодки, катамараны. Выбрали последнее и радостно порулили к острову посредине зеркальной глади. Налюбовались – накатались.

А на следующий день решительно развернулись в сторону Катуни. Душа стремилась к активному отдыху! Катамаран – это все-таки близость цивилизации. Мы же отправились сплавляться на рафтах (больших резиновых лодках) через пороги второй и третьей сложности. Не иначе съели что-нибудь!

– Кто хочет острых ощущений? Один человек…

– Я! – инструктор еще не успел закончить фразу, как со скоростью звука я пресекла все возможные голоса.

– Садитесь впереди.

Я поспешно отдала свое весло другому – ну, право слово, какие могут быть радостные ощущения от гребли? Уселась, зацепившись голыми ступнями за проходящий вдоль борта «канат» (вся обувь – в резиновый мешок), и приготовилась «прокладывать путь». Так в моем понимании выражались «острые ощущения».

Тронулись. Двенадцать человек: шестеро на веслах (и моя подруга тоже!), остальные в центре рафта. В первые минуты я испытывала удивительный душевный подъем: стремительная река, по берегам восхитительные пейзажи. И вдруг – воронка! Вода стала закручиваться со страшной силой и неожиданно передо мной – стена… Огромная! Водная! Буквально в нескольких сантиметрах. Я не успела зажмуриться, как лавина обрушилась. Четко по вертикальной линии – на меня!

Как кричала, помню плохо. Очнулась – река гладкая-гладкая. Оглянулась на остальных: ребят в середине чуть замочило, а на тех, кто был сзади, ни капельки не попало. Увидев мое лицо, народ не смог сдержать смех – столь мокрого куренка с вытаращенными глазами им видеть не приходилось!

А для меня – такой адреналин! Лишь к возвращению на берег все отхлынуло. И пришло пьянящее чувство восторга!  

Кара-Даг инопланетный!

Крымский поселок Коктебель, как известно, расположен у подножия горы Кара-Даг. Однако, вспомнив алтайский поход, я и не думала снова подниматься. Планировала на отдыхе исключительно морские прогулки по заливу.

Первые же экскурсии на катере вдоль побережья порадовали: живописными скалами Кара-Дага и многочисленными бухтами – Гравийная, Сердоликовая, Львиная… Но в итоге они, виды, и заманили меня на верхотуру! Особенно – скала Золотые Ворота (блестит на солнце как золото). Миллионы лет назад эта каменная глыба оторвалась от Карадагского массива.

– Считается, что движение скалы в море незримо продолжается до сих пор, – рассказывал капитан-экскурсовод, – потому сквозной проход через арку катерам запрещен. Также обнаружены раньше некоторые аномалии: у проплывавших под аркой прежде останавливались часы, не работала навигация...

– А с высоты скала как игрушечная, – неожиданно отвлек юный возглас за спиной. Оглянулась: папа с сыном обсуждают вчерашний поход на Кара-Даг. Заметив мой взгляд, мужчина подтвердил: – Да, оттуда вид на Золотые Ворота фантастический! И такие есть неожиданные местечки!

На мои высотные страхи они поведали, что маршрут проходит по пологому склону Берегового хребта – высота всего 400 метров. К тому же, восхождение почти индивидуальное – проводник ведет двух – трех человек, цена в районе тысячи рублей (не пик сезона). И я решилась!

– Не нюхать неизвестные цветы, – сразу начал проводник инструктаж, – так как могут попасться ядовитые (ох, мало каракуртов и сколопендр, как читала, так еще и растения), не пытаться отколупать от скалы камушек – могут случиться обвалы (вот не было печали камни ковырять).

Мы пообещали вести себя осторожно и пошли! В какой-то момент я оторвала взгляд от тропы, окинула цветущие поляны и горные вершины – разохалась от красоты и… чуть не оступилась – с одной стороны тропы оказался крутой склон. Стала хвататься за окружающие кустарники (какая там ядовитость!), за нависшие сбоку камни (какие сколопендры и обвалы!). К счастью, удержалась. И вскоре мы вышли на поляну хребта Хоба-Тепе (с тюркского «вершина с пещерами»), к местечку с хаотично-притягательным нагромождением скал.

– Ой, мамочки! – чуть не захлопала в ладоши. Стены, колонны, руины! Кажется, где-то что-то подобное я раньше видела?! Да, на Кара-Даге снимали не одно кино, но какое? «Человек-амфибия», «Пираты XX века»? Нет, не то. «Москва-Кассиопея» – инопланетный ландшафт? Похоже… Но даже если не так (дома выяснилось, что ошиблась), все равно не случайно здесь вспомнился любимый фильм детства: значит, у Кара-Дага тоже космическая аура!

– Спускаемся на площадку под нависающий сверху гребень, – позвал проводник по завершению нашей неземной фотосессии, – смотреть на Золотые Ворота.

Резво я рванула с места за каменные изваяния и… застыла – с двух сторон обрывы. Как? Не смогуууу! Проводник, насмотревшись на мое прежнее трепыхание, крепко припечатал мой локоть к себе и повел. И привел… На скалу-выступ – площадку два на два метра! Караул! Еле отдышавшись, я смогла чуть отодвинуться от скальной стены, чтобы запечатлеть скалу и себя. А потом полчаса неземного бытия: дымка облаков, морская синева, склон, травка, обрыв, скалы и каменная арка как игрушка…

Ай-Петри, ай-канатка!

– Надо читать программы, надо читать внимательно! – как мантру повторяла я про себя эти слова, но ничего уже нельзя было изменить.

Программы, конечно, имела в виду экскурсионные. Потому как, направляясь из Балаклавы по природным красотам Крыма, я опять вляпалась в горный спуск! Хотя вначале ничто не вызвало волнений: передвижение от озера Мангуп до водопада Серебряные струи и затем на гору Ай-Петри предусматривалось на микроавтобусе. Легко запрыгнула в салон, порадовалась малочисленности группы – всего пять человек, и пребывала в эйфории до самого заезда на Ай-Петри.

– Фотографируйте скорее, – призвала я попутчиков, оказавшись на плато, высотой за 1000 метров, но лесенки, перила, широкие площади – было не страшно.

А когда мы вернулись к стоянке, нашего микроавтобуса не оказалось, и гид спокойно направилась в сторону… станции канатной дороги.

– Как? Куда? Почему? – с вытаращенными глазами воззвала я к друзьям-туристам. И услышала, что спуск будет по канатной дороге, как значится в программе. А автобус уже ждет внизу, в Мисхоре, чтобы отправиться домой.

Вот попала: ведь полагала, что с горы в поселок мы тоже доедем на авто. Поплелась за всеми на ватных ногах. Ну и что что канаты этой дороги были заказаны в Австрии (гид поведала), что есть автономная электростанция, что занесена в книгу рекордов Гиннесса… Что из того, если почти три тысячи километров вниз под острейшим углом чуть ли не 45 градусов?!

– Я не боюсь, здесь все надежно, – стала себя успокаивать сразу, зайдя в кабинку почти с закрытыми глазами. Получалось не очень. В мыслях крутились только ужасы, но вдруг «вспыхнула» инструкция, которую увидела на платформе станции: в кабинке нельзя пить и курить, есть мороженое и… находиться в купальниках или с голым торсом.

Невольно улыбнулась, представив кабинку голых торсов, и почувствовала – дышать стало легче. Открыла глаза: урочище Сосновый бор, виноградники, побережье, крыши фешенебельных пансионатов поселка Мисхор!

Ай, канатка!

P.S. Любовные преданья

Древние алтайцы верили, что гора Чертов палец способна исцелять бездетных мужчин и женщин. Для этого нужно сесть на самую макушку этой скалы спиной к Катуни и прочитать заговор. Какой? Кому надо – непременно узнают!

А коктебельский пляж у Кара-Дага по праву называют «радующим сердце»: так переводится «сердолик» – горный минерал, рассыпанный вокруг! Считается, что он притягивает внимание противоположного пола. И есть реальная история! Когда-то здесь на берегу Марина Цветаева, встретив Сергея Эфрона, загадала: если он найдет в пляжных камушках сердолик и подарит ей – она выйдет за него замуж. Он нашел, подарил, и они поженились.

Горы дарят любовь!

 

Фото к материалу:

Как пришла безумная идея отправиться в горы на лошадях – неведомо! В горы и пешком тяжело ходить, а уж верхом – и говорить нечего.

 

На Катуни душа стремилась к активному отдыху – отправились с подругой сплавляться на рафте через пороги второй и третьей сложности! О, адреналин!

 

Катуньский сплав: устроилась на «носу» рафта и приготовилась «прокладывать путь»: так в моем понимании выражались острые ощущения, которые пообещал инструктор. Наивная!

 

На катере по Коктебельскому заливу вдоль Кара-Дага. Скала-отторженец Золотые Ворота и заманила вновь на вершину!

 

Хаотично-притягательное нагромождение скал на поляне карадагского хребта Хоба-Тепе («вершина с пещерами»). Инопланетный ландшафт!

 

«Фотографируйте скорее!» – призывала попутчиков, оказавшись на Ай-Петри, высотой выше 1100 метров. Здесь не страшно – широкая площадка!

 

На плато Ай-Петри безопасно – лесенки, перила. И фотокадр с любой стороны впечатляет!

 

Канатная дорога с Ай-Петри – почти 3 тыс. километров под углом 46 градусов. Всем боязливым – в помощь инструкция на платформе станции. Забавные есть пункты!

Фото автора


© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/avgust/32/gory-koni-splavy-spuski