Самую длинную набережную раскритиковали

Дата публикации: 09 декабря 2020

Представлена лишь концепция, которая у профессиональных архитекторов энтузиазма не вызвала, но они за нее вяло проголосвали. 

Третьего декабря состоялось заседание архитектурно-градостроительного совета, посвященное разработке концепции набережной.

Проект представил директор казенного учреждения «Центр компетенций по вопросам городской среды» Алексей СОКИН. Он напомнил, что решение благоустроить набережную Иртыша протяженностью 15 км было принято в 2019 году. Летом-осенью текущего года региональные власти заручились на этот счет поддержкой федерального центра, в том числе в лице вице-премьера Марата ХУСНУЛЛИНА – тема прорабатывается совместно с ВЭБ.РФ. СОКИН рассказал, что за последние несколько месяцев были проанализированы 278 сопряженных земельных участков: 18 принадлежат Федерации, 12 – области, 60 – муниципалитету, 64 – юрлицам, 63 – физлицам, у 61 – участка отсутствует собственник, по крайней мере таких данных нет в Росреестре.

В Центре компетенций задумали выделить не менее 1000 мест под размещение малых и средних предпринимателей, от сдачи в аренду планируется выручить около 200 млн рублей, еще 400 млн – в виде налоговых сборов. На проектно-строительную документацию и строительно-монтажные работы потребуется потратить 350 млн рублей и 730 млн соответственно. Срок исполнения – до 2026 года.

Общий объем финансирования – 27,3 млрд рублей (7,3 млрд за счет федерального и областного бюджетов, 20 млрд – частные вложения). 1,3 млрд рублей вложит ООО «Л-Финанс» в строительство четырехзвездочного гостиничного комплекса на 200 номеров по стандартам Double Tree by Hilton с рестораном, спа и конгресс-холлом, 1,2 млрд рублей – ООО «Космос отель групп» тоже в четырехзвездочную гостиницу, 450 млн рублей – ООО «Компания «Топ Лайн» в воплощение концепции «CURIO a collection by Hilton» с номерным фондом на 120 номеров. За 700 млн рублей ООО «Инвеста-Омск» построит платный мост через Омь, а ООО «Пирс» благоустроит набережную от Советского парка до Северного причала за миллиард рублей. Таким образом, необходимо привлечь еще восемь миллиардов рублей. С января начнутся сессии с участием общественников, предпринимателей, архитекторов о том, что конкретно желают видеть на набережной омичи.

Архитектор Никита ШАЛМИН согласился, что у региона должны быть суперпроекты, мобилизующие его жителей и настраивающие на победный дух, однако сразу увидел несколько существенных недоработок. Во-первых, отсутствовала управленческая организация, призванная курировать столь масштабные работы – по аналогии с дирекцией городских рынков:

– Практика показывает, что эти вопросы следует решать с самого начала, тогда будет понятна экономика процессов и капитализация доходов. Без этого обсуждать строительство и эксплуатацию в дальнейшем просто не приходится. Садить все это на бюджеты – провальная затея. Возьмите Зеленый остров. Туда вложили массу денег, заложили много объектов, но ничего в результате не получили. Идеи провалились, а теперь мы обсуждаем, что туда нужно еще инвестировать средства. Но с течением времени все может прийти к тому же состоянию, что сейчас. Аналогично с Советским парком. Набережная Тухачевского пришла в упадок, потому что ее сделали, но перестали поддерживать, она не вовлечена ни в какие финансовые обороты. Почти с любым городским объектом такая проблема.Чтобы так не получилось с набережной, надо выстраивать оргструктуру и высчитывать экономику, отсюда уже следуют правовые отношения с землей и объектами недвижимости. Вообще не рассматривается вопрос эффективности траты денег, словно просто нужно сделать набережную и все.

Во-вторых, ШАЛМИН недоумевал, зачем приглашать архитекторов к обсуждению, если концепция уже сформирована:

– Мы ведь неспроста до этого призывали к объявлению конкурса. Сейчас на что садить архитекторов – разработку проектной документации? Это не наша деятельность, а задача для проектировщиков. Нужно пообщаться с широкой общественностью, с архитектурным сообществом (а не с двумя-тремя специалистами), чтобы выбрать наилучшую концепцию, максимально использовать все имеющиеся наработки.

С коллегой согласился глава одноименного архитектурного бюро Александр БЕГУН, которому тоже было невдомек, как можно формировать концепцию без технического задания от заказчика – правительства Омской области, без объявления профессионального конкурса. Увиденное он назвал нагромождением деталей и объяснил СОКИНУ, что активно используемый депутатом Горсовета термин «хаб» неуместен где-то вне транспортной тематики. Роман ВОРОБЬЕВ, главный архитектор ООО «Горпроект» также назвал обсуждение преждевременным – сначала нужно сакуммулировать уже имеющиеся проекты различных частей набережной, насчитывающие десятки лет. На его взгляд, впрочем, в регионе есть куда более насущные проблемы, требующие оперативного вмешательства, по сравнению с благоустройством набережной. Главный архитектор ООО «ИТП «Град» Ирина СТУКАНЕВА не увидела в представленной концепции идею, способную связать между собой все 15 пешеходных километров. Директор автономного учреждения Омской области «Спортивная школа «Омский яхт-клуб» Сергей ЩЕРБАКОВ попросил принять во внимание на изменяющийся из года в год уровень воды в Иртыше.

Соучредитель ООО «Музыка и кино» Денис КОШЕЛЬ поддержал ШАЛМИНА в деловом, а не романтическом подходе. На его памяти тоже неоднократно обсуждали благоустройство набережной с аквапарком и прочими современными развлечениями, но ни одна из этих идей воплощения не получила, поскольку так и не дожила до стадии оформления в бизнес-проект:

– Обсуждение следует начать со встречи с ключевыми владельцами земли и объектов недвижимости в этих районах, чтобы понять насколько реальны наши планы. Понятно, мы ориентируемся на мировые аналоги – будь то Лос-Анджелес, да хоть Батуми. Но у нас-то девять месяцев зима. Некоторые объекты из этой концепции просто не будут использоваться.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/dekabr/47/samuyu-dlinnuyu-naberezhnuyu-raskritikovali