Александр ВЯЛКОВ: «Доходы муниципальных пассажирских предприятий выросли в 2019 году на 236 млн. рублей»

Дата публикации: 13 февраля 2020

О том, как работал пассажирский транспорт Омска в 2019 году, а также о развитии транспортной инфраструктуры и планах частных и муниципальных перевозчиков на 2020 год рассказал на минувшей неделе директор департамента транспорта администрации города Омска Александр ВЯЛКОВ.

Прошедший год, по его словам, был для муниципальных перевозчиков удачным, впервые за долгое время объемы перевозок не снизились, а даже увеличились на 3% в сравнении с 2018 годом. Традиционная итоговая пресс-конференция состоялась 6 февраля в городском пресс-клубе, и «Коммерческие вести» предлагают своим читателям наиболее интересные моменты из общения главы дептранса с журналистами.

О пассажиропотоке

В целом пассажиропоток в Омске, к сожалению, в 2019 году снизился, хотя и незначительно – на 1,5%. У частного транспорта объемы перевозок снизились на 4%. А вот результаты муниципального транспорта впечатляющие, впервые за многие годы мы преодолели тенденцию снижения, и в 2019 году пассажиропоток в муниципальном транспорте в целом вырос на 3%, а у отдельно взятого ПАТП-8 – на 4,4%. В 2018 году муниципальные предприятия перевезли 73 567 тысяч пассажиров. В 2019 году – 75 682 тысячи пассажиров. Предприятиями частными перевезено в 2018 году – 126 038 тысяч, а за 2019 год – 121 169 тысяч.

Положительная тенденция для муниципальных предприятий началась с первых месяцев и сохранилась до конца года. Связана она в первую очередь с приобретением муниципалитетом нового подвижного состава в 2018 году и в начале 2019 года. Благодаря новым автобусам мы смогли увеличить регулярность перевозок. И если в середине 2018 года регулярность снижалась до 60%, то на сегодняшний день регулярность 85% – это для нас уже негативное значение. Если говорить в абсолютных показателях, то доходы муниципальных автопредприятий выросли на 236 млн. рублей, с прибылью порядка 78 млн. рублей сработал электрический транспорт, а затраты на содержание муниципального транспорта сократились. Около 1 млрд. рублей мы затратили в 2018 году, а по итогам 2019 года затраты на содержание транспорта составили всего 760 млн. рублей. 

О маршрутной сети

В настоящее время маршрутная сеть Омска состоит из 142 маршрутов, из которых 69 работают по регулируемым тарифам, а 73 – нерегулируемые. 63 из этих 73 регулируемых обслуживаются только муниципальными перевозчиками. В начале 2019 года было 162 маршрута. Но это было скорее формально. Часть из них была не заполнена, часть задублирована, и мы в течение года почистили и оптимизировали реестр существующих маршрутов. Был, допустим, маршрут № 20 регулируемый и № 20 нерегулируемый. На некоторых маршрутах работали по два перевозчика – и у каждого свой маршрут. Сейчас маршрутная сеть более актуальная.

Об оплате проезда

На сегодняшний день система безналичной оплаты проезда работает стабильно. Причем это одна из крупнейших систем в стране, в нее включены 3 500 единиц терминального оборудования, и по разным показателям она занимает сегодня 3-4 место в стране. Если говорить о функционале, то у нашей системы даже более развитый функционал, чем в столице, далеко не везде в Москве можно рассчитаться за проезд банковской картой. Если говорить, например, о транспортных картах «Омка», в 2019 году мы продали 260 тысяч таких карт, и на сегодняшний день в обороте их уже более 400 тысяч. Их можно пополнить через систему «Сбербанк-онлайн» уже в режиме автоплатежа. Также в обороте более 300 тысяч карт льготников.

И количество поездок в безналичной зоне растет стремительно. В том числе у частных перевозчиков. Если мы возьмем для примера 2018 год, индивидуальные предприниматели за весь год провели безналичным способом платежи всего на 559 млн. рублей. В 2019 году – уже на 1,51 млрд. рублей. Рост безналичных расчетов произошел практически в три раза. В муниципальных автопредприятиях доля наличных платежей в начале 2019 года составляла 61%, в конце года – 26%. У индивидуальных предпринимателей наличные расчеты с пассажирами составляли 76%, а по итогам года – 36%. Безусловно, это положительный момент. Безналичные платежи позволяют контролировать налоговые поступления в бюджет.  

О совместной акции с платежной системой «МИР»

Мы слышим те запросы, которые идут от горожан. Сейчас под руководством администрации области прорабатываем возможность реализации совместного проекта с АО «НСПК», оператором платежной системы «МИР». Хотим провести акцию по привлечению пассажиров в салоны муниципальных автобусов и одновременно увеличения количества пользователей карты «МИР» на территории нашего региона. По условиям акции, которая, я надеюсь, состоится и будет проходить в городе Омске в течение трех месяцев – с 1 марта по 1 июня, при расчете бесконтактной картой «МИР» в муниципальном транспорте одна поездка будет обходиться пассажиру на 5 рублей дешевле, то есть он заплатит 20 рублей. Выпадающие доходы перевозчикам, которые будут возникать в ходе проведения акции, возместит платежная система. Согласие от АО «НСПК» уже получено. Они заинтересованы в клиентах, в дополнительных выпусках карт.

О подвижном составе

На сегодняшний день муниципальный парк состоит из 450 автобусов. Из них 220 – новые. Порядка 230 старых – это автобусы большой вместимости. Из новых автобусов 100 – малого класса, они позволили нам существенно снизить затраты на перевозки, и 100 – среднего класса. 20 новых автобусов большой вместимости – это приобретенные недавно газомоторные НЕФАЗы. Все новые автобусы мы приобретали в лизинг, естественно. В прошлом году лизинговые платежи составили 280 млн. рублей.

Безусловно, мы планируем и дальше обновлять подвижной состав. Но без внимания со стороны региона сделать это будет сложнее, поэтому мы под руководством областного правительства и лично губернатора Омской области участвуем во всех федеральных программах, в которых предусмотрена возможность получения субсидий из федерального бюджета на приобретение подвижного состава.

На сегодняшний день программ существует несколько. Первая – это подпрограмма «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по которой предусмотрено выделение 20 млрд. рублей на субсидии перевозчикам в размере 60% от стоимости приобретаемого подвижного состава. Для примера, газомоторные автобусы, которые стоят 10 млн. рублей, мы можем приобретать в лизинг за 4 млн. рублей. На сегодняшний день заявка на участие Омской области сформирована и передана в Минтранс. В этой заявке предусмотрено приобретение 76 троллейбусов и 105 автобусов. Но сейчас говорить о чем-либо рано, там даже порядок отбора регионов для участия в программе еще не определен правительством.

Вторая программа предполагает обновление подвижного состава с экологической целью. В рамках комплексного плана, утвержденного Правительством Российской Федерации, мы, как муниципалитет, готовим свои предложения. Третья – она самая простая, существует уже давно и предполагает субсидирование непосредственно производителей пассажирского транспорта.

О перспективах электротранспорта

Безусловно, перспектива у электрического транспорта в Омске есть. Предприятие работает стабильно, на сегодняшний момент обладает ресурсами, чтобы даже самостоятельно обновлять подвижной состав, но самостоятельно мы можем приобрести 20 троллейбусов, а при помощи Федерации – 40 троллейбусов. Что касается износа, то он действительно велик. По трамваям и троллейбусам износ превышает 95%. К сожалению, в достаточно плачевном состоянии находятся и производители, из-за низкого спроса на их продукцию в предыдущие годы.

Даже по нашему опыту я могу сделать вывод, что не все так просто. Мы в прошлом году взяли на опытную эксплуатацию образец, изготовленный саратовским ЗАО «Тролза», и буквально через несколько месяцев это предприятие обанкротилось. Сейчас оно возрождается в новом формате, туда пришли новые собственники, насколько мне известно, они сделали даже более качественную машину, но объективно на сегодняшний день в стране всего два-три предприятия, которые могут производить хорошие троллейбусы, и три максимум предприятия, которые могут выпускать современные трамваи.

Электрический транспорт нужно изучать внимательно. Особенно это касается такой модной темы, как электробусы. Москва, которая закупила электробусы, сталкивается сегодня с большими сложностями, несмотря на огромный бюджет, в разы превышающий наши возможности. Москва приобретает электробусы с быстрой подзарядкой и запасом хода в 50-60 километров за 60 млн. рублей на условиях контракта жизненного цикла. Одна станция подзарядки для такого элетробуса стоит порядка 15 млн. рублей. Понятно, что в Омске мы себе такого позволить не можем. Максимум, что мы рассматриваем, – это троллейбусы с динамической подзарядкой, у которых есть возможность небольшого автономного хода. Такой троллейбус стоит 15,5 млн. рублей, он способен работать в условиях существующей контактной сети и даже сможет немного от нее отклонять.

Трамваи мы тоже давно не приобретали, последняя покупка датируется 2005 годом. Средний возраст наших трамваев – 26 лет. Но трамвайный парк мы тоже пытаемся обновить. Недавно запустили в линию тестовый трамвай, который получили из Екатеринбурга. Это модель 71-407 производства ОАО «Уралтрансмаш», самая ходовая на сегодняшний день. Эксплуатируется сегодня во многих городах. Мы этот трамвай хотим попробовать на всех маршрутах, у нас 77 километров рельсов, посмотреть возможные проблемы, связанные с эксплуатацией этого трамвая. Смотрим путевое хозяйство, готовность нашей ремонтной базы.

В ближайшее время мы рассчитываем обновиться за счет 10 трамваев из Москвы. Как только закончатся конкурсные процедуры по организации доставки этих трамваев в Омск, мы за ними поедем. По сравнению с нашими – это современные модели. Предыдущие трамваи, которые мы получали в подарок из Москвы, были 2002 года. А эти совсем новые. Они все 2008-2009 годов выпуска. Выглядят очень хорошо. И я искренне надеюсь, что это не последний трамвайный подарок старшего брата младшему. 

О муниципальных контрактах для частных перевозчиков

На сегодняшний день такая форма взаимодействия с частными перевозчиками требует решения целого комплекса вопросов – финансово-экономических, правовых и организационных. Одномоментно их никак не решить. Прежде чем все перевозчики перейдут на муниципальные контракты, нужно решить, например, проблему дублирования маршрутов. Нужно интегрировать муниципальный и межмуниципальный реестры маршрутов. Потому что в городе Омске, кроме 142 наших маршрутов, на которых организатором перевозок является департамент транспорта, работают около 60 межмуниципальных маршрутов, где организаторами перевозок являются областные структуры.

Ну и что касается правовой плоскости. Опыт работы перевозчиков по муниципальным контрактам в регионах еще очень небольшой. По сути дела, мы пишем сейчас историю, выявляем пробелы в законодательстве, которые необходимо закрыть, чтобы не нанести ущерб бюджету. Причем ситуация постоянно меняется. В 2019 году мы просто «продали» городу километры без привязки к конкретным маршрутам, и мы могли достаточно оперативно менять количество пассажироперевозящего транспорта на маршрутах. На сегодняшний день Министерством транспорта РФ разработан типовой контракт, в котором предусмотрена привязка «километража» к определенным маршрутам. Контракт стал сложнее.

О водителях и зарплатах

Приходят к нам работать разные люди, есть, безусловно, и ротация кадров между муниципальными и частными перевозчиками. Предприниматели стали платить «белые» зарплаты, а к этому их побуждает безналичная система оплаты проезда, и преимущества для водителей уже не так очевидны. Раньше они забирали наличку из кассы и сами себе платили зарплату. Сейчас заработная плата водителей у большинства лицензиатов не слишком отличается от заработной платы в муниципальных предприятиях. Естественно, часть водителей перешли в муниципальные предприятия. В этом году мы повысили зарплату на 4% по всему пассажирскому транспорту и планируем повышать ежегодно с учетом инфляции. 

О дорожной разметке и светофорах

В этом году будут отремонтированы 20 автомобильных дорог, и на них мы будем наносить долговременную разметку пластичными материалами. Под эту разметку мы уже подготовили проекты. Изначально планировалось отремонтировать 17 дорог, но по итогам конкурсных процедур образовалась экономия, в результате хватило средств еще на три дороги. А на весну запланировано восстановление прошлогодней разметки в рамках гарантийных обязательств, которые составляют ровно год. Что касается светофорных объектов, то мы планируем в этом году сделать порядка 17 объектов. Во всяком случае по 10 светофорам мы уже точно определились. Средства на них уже предусмотрены. Пять из них будут строиться за счет городского бюджета.   



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/fevral/5/118337