А победители все те же

Дата публикации: 20 февраля 2020

В Омске подведены итоги выставки-конкурса «Лучшее художественное произведение-2019». 

Если герой небезызвестной киноленты каждый год 31 декабря ходил с друзьями в баню, то омские художники с таким же постоянством в начале года спешат продемонстрировать достижения года предыдущего. Творческий конкурс среди профессиональных художников – членов Союза художников России с вручением дипломов (процедура прошла уже в 15-й раз) стал для них таким «торжественным обрядом».

По-семейному

Несколько лет подряд лучшие работы путем простого голосования выбирали все участники выставки-конкурса. В нынешнем году круг сузился до членов творческих секций. Общая картина от этого не изменилась. И 11 февраля на церемонии награждения лауреатов мы, за редким исключением, услышали те же имена, что и в предыдущие годы.

Диплом первой степени в номинации «Живопись» снова получил Георгий КИЧИГИН с триптихом «Мертвый дом Ф.М. Достоевского». Настроение мэтра остается мрачным, заметили многие, памятуя прошлогодний «Туман». Также сохранилась тенденция избегать изображения лиц, ставить героев полотен затылком к зрителям.

Первое место в номинации «Скульптура и монументальное искусство» снова у Виталия ШЕВЧЕНКО (второе и третье – у Михаила МИНИНА и Евгения ДОРОХОВА). Но если в прошлом году диплом первой степени достался ему за действительно яркую, теплую, нетривиальную работу «Папина дочка», то непонятно, чем сейчас коллег впечатлил академический «Торс», похожий на студенческое упражнение.

Знакомые все лица и в графике: это Анастасия ГУРОВА (первое место), Людмила БЕЛОЗЕРОВА (второе место), Игорь САНИН, Ольга КОШЕЛЕВА и Елена БОБРОВА (третье место). Елена БОБРОВА заняла второе место и в номинации «Живопись», разделив его с Сергеем ЛИСИЦЕЙ. Третье место – у Татьяны ДАШКОВОЙ и Николая МОЛОДЦОВА.

В номинации «Искусствоведение, художественная критика и кураторский проект» награды получили Евгений ДОРОХОВ и Александр ШАФЕЕВ (первое место), Алла ГУМЕНЮК и Лариса ЛУЗЯНИНА (второе и третье места). В номинации «Декоративно-прикладное искусство» награждены Светлана МУХИНА, Татьяна КОЛТОЧИХИНА, Юрий БУРЕНКОВ и Ольга КРЫШКОВЕЦ. Керамист Светлана МУХИНА поднималась к своему лидерству, как будто по ступенькам: третье место в 2018 году, второе – в 2019 и, наконец, долгожданное первое – сейчас.

Другой керамист Юрий БУРЕНКОВ впервые участвует в выставке-конкурсе «Лучшее художественное произведение», поскольку только в прошлом году стал членом Союза художников России. Но его работы, их оригинальные сюжеты и формы, вот уже несколько лет не остаются без внимания на других выставках и творческих состязаниях. И теперь он занял второе место с работами «Белая ночь» и «Чай с историей».

Приз зрительских симпатий достался Сергею ЛИСИЦЕ с работой «Эра чародея». Это портрет его тестя – художника Николая ГОРБУНОВА. Работа сложносочиненная, в ней соединяются живопись и графика. Николай ГОРБУНОВ был известен сюжетами деревенской мистики, его домовые и лешие и сейчас выглядывают где-то из глубин полотна.

– Человек ушел, остались воспоминания его друзей, родственников, коллег, – говорит Сергей ЛИСИЦА– Но, по большому счету, о человеке могут и забыть. Таково свойство памяти, если периодически ее не освежать. Я думаю, если сейчас спросить у молодых выпускников худграфа, кто такой Николай Григорьевич ГОРБУНОВ, они могут и не ответить. Время идет, память стирается. И чтобы этого не происходило, надо периодически напоминать об ушедших больших личностях – художниках, писателях, музыкантах.

Система ценностей

По скромному мнению автора этих строк, на выставке было еще некоторое количество вполне достойных работ от художников, не входящих в топ ежегодных победителей. Но почему-то жюри не сочло нужным их отметить. Заметно и то, что, выбирая работы на конкурс, авторы не всегда адекватно оценивают свое творчество. Появление некоторых «шедевров» на профессиональном состязании, мягко говоря, удивило.

– Были работы китчевого плана, откровенные «открытки», – соглашается один из членов жюри живописец Николай МОЛОДЦОВ. – Сложность для меня лично была и в том, что в одной номинации представлен совершенно разный по стилю материал. И как сравнивать произведения, допустим, ДАШКОВОЙ и КИЧИГИНА? Это уже какие-то вкусовые предпочтения. Но было много интересного. Например, я был рад увидеть работы своего педагога Александра Ивановича ГАЛКОВСКОГО, он уже несколько раз в выставках не участвовал. Ряд авторов показали себя по-новому. Тот же Георгий КИЧИГИН удивил – выбрал интересные ракурсы, передачу темы через детали. На меня это произвело впечатление.

В нынешнем году призеров конкурса вновь порадовали приложенными к дипломам сертификатами. Министерство культуры Омской области выделило даже большую сумму, чем в прошлый год. Но так как решили вручать денежные документы не только обладателям первых мест, цифры в них оказались проставлены более чем скромные: десять тысяч рублей, четыре тысячи и две. Обнять и плакать.

Фото Алексея ОЗЕРОВА


© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/fevral/6/a-pobediteli-vse-te-zhe