Александр ЛИХАЧЕВ полагает, что именно по причине удорожания тарифа за сбор отходов в Омской области не вводится раздельный сбор мусора.
23 июня в пресс-студии МКР-Медиа собрались люди, которым есть что сказать о мусорной реформе в Омске. Не было лишь представителей ответственных за нее министерств – природных ресурсов и экологии, а также энергетики и ЖКК.
Санитарные нормы препятствуют установке мусорных контейнеров
Зато к беседе присоединился в онлайн-формате руководитель Госжилинспекции Омской области Александр БУРЫХ. Он полагает, что «попытка наладить цивилизованный сбор отходов по большой части состоялась». Однако проблемы все еще существуют. Он выделил три. Первая – отсутствие нормальных дорог в частном секторе области и города. Это затрудняет сбор мусоровозами твердых коммунальных отходов (ТКО). Вторая – недостаток контейнерных площадок в количестве, обеспечивающем потребности региона. Третья – не везде есть возможность установить контейнеры по всем правилам и требованиям законодательства.
Глава регоператора по сбору ТКО «Магнит» Карен ЕГОЯН, который очно присутствовал на пресс-конференции, согласился с руководителем Госжилинспекции: «Законодательство не совсем подготовлено к старту мусорной реформы. Немножко поторопились. Мусорная реформа началась, а нормативно-правовые акты и в регионе, и в Федерации не совсем готовы. Они устарели, как и санитарные правила. Сегодня есть нормы, которые препятствуют установке санитарных площадок, в том числе в частном секторе».
О таких препятствиях говорил и эксперт в коммунальном хозяйстве Александр ЛИХАЧЕВ. Он отметил, что с приходом в «Магнит» нового руководителя вопросы вывоза мусора в частном секторе начали решаться. Тем не менее они существуют. «В Центральном округе положено было по терсхеме установить 333 контейнерных площадки, но из них только 27 – законно. Остальные 306 не соответствуют либо требованиям ГИБДД (нет треугольника видимости), либо дома расположены рядом, либо водопроводы (до них должно быть 20 метров). Законно на наших улицах, которые формировались в 19 веке или в годы войны, поставить их нельзя», – подчеркнул Александр ЛИХАЧЕВ.
По его мнению, в частном секторе надо через каждые 250 метров установить контейнеры. Тогда специально обученные люди будут ходить за мусоровозами и вручную скидывать в них мешки с ТКО.
Министерство природных ресурсов не справилось с мусорной реформой
У Александра ЛИХАЧЕВА оказался свой список «мусорных» проблем. Он заявил, что Министерство природных ресурсов и экологии Омской области с координацией мусорной реформы не справилось. Во-первых, в городе и в большинстве районов все еще нет полигонов. Во-вторых, терсхема была принята незаконно и она не соответствует реальной ситуации с перевозкой отходов. Он публично предупредил, что обратится в прокуратуру, будет добиваться, чтобы данный документ отменили. В качестве обоснования своих доводов ЛИХАЧЕВ привел отсутствие публичных слушаний по терсхеме (о том, что они состоялись, общественность узнала постскриптум), а также тот факт, что существующий перечень контейнерных площадок в нее вошел лишь частично.
Третья проблема, озвученная Александром ЛИХАЧЕВЫМ, связана с нормативом на вывоз мусор, определением которого занималась Региональная энергетическая комиссия. «РЭК Омской области с момента прихода нового руководителя – госпожи ВИЧКУТКИНОЙ – прекратила работать с общественностью. Раньше была рабочая группа, куда входили депутаты от всех фракций, все работали активно (справедливости ради, кроме «Справедливой России»). Ходили, проверяли. Чтобы не позволить общественности честно проконтролировать норматив, РЭК Омской области умышленно не дала нам даже список домов. Мы, конечно, запросим его через депутатов, но я ставлю под сомнение майские замеры», – отметил ЛИХАЧЕВ.
Еще одним из проблемных вопросов он считает нынешний принцип расчетов за сбор ТКО, уверен, что подушевой тариф, которым сегодня пользуются омичи, хуже, чем с квадратного метра. Эксперт напомнил участникам пресс-конференции, что изначально многие старшие по домам выступали за то, чтобы оплата начислялась исходя из количества квадратных метров, а не числа жильцов. «Тогда все было бы ясно. Но взяли по людям. Во-первых, нулевые квартиры и дома перестали платить. Во-вторых, получилось, что число людей, заложенное в тариф регоператора, не совпадает с тем, которое в базе Энергосбыта, на 350 тыс. человек! Получается, «Магнит» изначально на 1/5 не добирает денег! Что с него можно спросить?!» – недоумевает Александр ЛИХАЧЕВ. Он полагает, что разбираться с этим вопросом должны органы власти.
«Я не верю, что 90 % отходов обрабатывается»
Профессор ОмГУПС и эколог Сергей КОСТАРЕВ полагает, что мусорная реформа в регионе не выполняется: «Пользователям сейчас это не видно, но, с точки зрения экологии, это, конечно, катастрофа, бомба замедленного действия». Он удивляется, когда говорят, что в отношении вывоза мусора ситуация улучшилась, поскольку и до начала мусорной реформы не имела проблем: «С точки зрения потребителя, качественно ничего не изменилось. В частном секторе ухудшилось, потому что помешочный сбор ушел. Ничего не улучшилось, но при этом мы платим в пять раз больше! За что? Регоператор говорит, что мы оплачиваем ту самую схему, которая принята. Позвольте, но в ней предусмотрены перегрузочные станции, всевозможные полигоны. По сути, мы оплачиваем услугу, которая не оказывается. Сейчас идет перевозка мусора на нелегальные свалки, которые не могут быть использованы по закону. Да, принято постановление правительства, что можно в течение нескольких лет использовать их для временного накопления. Но это абсурд, и вряд ли стоит рассчитывать, что через 3-4 года весь мусор, который там накопился, кто-то куда-то повезет».
Вызывает у Сергея КОСТАРЕВА вопросы и заявленный процент обработки отходов. «Можете обвинить меня в навете, но я не верю, что 90 % отходов обрабатывается! – заявил эколог и добавил: – Вы можете легко убедить меня, установив, например, круглосуточную камеру, которая будет показывать, как и что вы сортируете. И кто этот мусор, который ничего не стоит и фактически весь загрязнен, поэтому его нужно очищать, берет?»
Раздельный сбор мусора – мечта или угроза?
Мусорная реформа должна быть направлена на сокращение образования мусора, поэтому отходы необходимо сортировать, считает Сергей КОСТАРЕВ. «В этом случае мусор становится товаром, его можно обрабатывать. Тогда лет за 10-15 мы сможем прийти к переработке этих самых 90 процентов. Но в этом направлении вообще ничего не делается! Попытка, чтобы мы с вами сортировали мусор, даже не предпринимается, – считает эколог. – Я знаю позицию некоторых людей, в том числе Александр Владимирович (ЛИХАЧЕВ) заявлял, что не станет сортировать. Но услуга должна быть предоставлена, чтобы люди решали: либо платить тысячу рублей в месяц либо ничего не платить, если они сортируют отходы и сдают их в том виде, в каком они становятся товаром».
Официальные лица не взялись комментировать данную ситуацию. Ответ, почему в Омске не продвигается развитие системы раздельного сбора мусора, дал Александр ЛИХАЧЕВ: «Я полностью согласен с уважаемым господином КОСТАРЕВЫМ, что такая услуга должна быть предоставлена. Но в то же время при раздельном сборе плата значительно возрастет. Только по этой причине он не вводится. Второй контейнер надо будет купить нам, это не полномочия регоператора. В домах, где не было контейнерных площадок – с мусоропроводом, жители должны будут обеспечить их оборудование за свой счет. Плюс регоператор купит вторые мусоровозы, потому что отличающиеся отходы должны вывозить разные машины, и на законных основаниях их включит в тариф. С точки зрения экологии раздельный сбор мусора – правильная вещь, но в отношении финансов он будет петь романсы». ЛИХАЧЕВ порекомендовал отправить чиновников в Белгород, где система раздельного сбора уже налажена, чтобы они могли перенять опыт.
Экологический конфуз
PS: Пока готовился материал, по экологии региона был нанесен еще один удар. Омичи обнаружили на поверхности Оми и Иртыша маслянистые пятна с радужной оболочкой, какие бывают от разлива нефтепродуктов. Министерство природных ресурсов и экологии Омской области официально прокомментировало ситуацию так: «Информация о появлении маслянистых пятен поступила в министерство 26 июня в 20:20 и была немедленно передана в Омское региональное отделение департамента Росприроднадзора по СФО, которое занимается охраной рек Омь и Иртыш как объектов федерального надзора. Его специалисты вместе с ЦЛАТИ выехали на место для проведения обследования акватории Оми. Были проведены отборы проб воды в трех точках ниже по течению от Октябрьского моста. По результатам лабораторного анализа в пробах предположительно установлено содержание нефтепродуктов – возможно, отработанного масла. Принято решение о проведении административного расследования по ст. 8.13 ч. 4 КоАП РФ «Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение». 27 июня проведено повторное исследование акватории. Следов загрязнения не обнаружено».
Почему «лабораторный анализ» не смог точно сказать, а только «предположил», что это было отработанное масло, осталось за скобками, как и то, куда уплыли маслянистые пятна из нашей акватории. Впрочем последнее и так понятно.