Федеральные чиновники тормозят решение вопроса с омскими полигонами

Дата публикации: 05 марта 2020

Регион утвердить перечень объектов хранения ТКО не имеет права. 

26 февраля на базе омского штаба Омского народного фронта состоялся круглый стол, посвященный проведению мусорной реформы в нашем регионе.

Предварительные итоги подвел министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья ЛОБОВ. Он отметил, что к 2023 году необходимо решить сложную задачу: построить новый мусорный полигон. С 1 января 2023 года Ленинская и Кировская свалки должны быть закрыты, на них нужно начать рекультивацию. Пока они работают в режиме площадок накопления ТКО. С 1 марта этого года там нужно организовать новые площадки для сбора отходов – таково требование законодательства. И принять терсхему по обращению с ТКО в регионе:

– На сегодняшний день мы получили дополнительные элементы для прояснения имеющейся картины, формирования перечня объектов размещения ТКО по 303-му приказу. Правда, с последнего нашего совещания ничего не изменилось: ждем его утверждения на федеральном уровне. Мы не можем пойти вне процедуры, установленной законодательством, иначе получим протест от прокуратуры. Как вы помните, Росприроднадзор одобрил включение в перечень Кировского, Ленинского полигонов и еще 17 объектов. Теперь это анализирует Российский экологический оператор. Проблема же в том, что комиссия при Минприроды РФ, которая должна утвердить эти выводы, до сих пор не сформирована. Есть опасения, что первое заседание состоится не раньше середины марта. Получается, у нас пока нет согласованных объектов, а до этого момента мы не можем утвердить терсхему. В любом случае этот процесс займет не меньше двух месяцев.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Омской области, начальник Омского кадетского военного корпуса Министерства обороны РФ Николай КРАВЧЕНКО возмутился таким поведением федеральных чиновников:

– Мы что, сами не можем утвердить этот перечень?! У нас будто есть другие варианты свалок!

«Полностью разделяю ваше негодование, – примирительно высказался ЛОБОВ. – Я тоже думал, что могу просто утвердить перечень своим приказом, но его тут же отменит прокуратура, а меня обвинят в превышении полномочий».

Министр напомнил, что в этом году планируется заключить концессионное соглашение строительства мусоросортировочного комплекса с полигоном на 400 тысяч тонн — сейчас подготавливается проектно-сметная документация.

Рекультивация, если не будет выделено никаких федеральных субсидий, похоже, ляжет на плечи субъекта. Член исполкома ОНФ Юрий ФЕДОТОВ предложил обратиться к Минприроды РФ от имени фронта – как ни крути, наша ситуация в Омске уникальна (не считая Сахалина), ведь только у нас нет легальных площадок для накопления отходов. ЛОБОВ добавил, что с омским нашим частным сектором, в котором улицы порой составляют 20-30 метров, крайне сложно организовать контейнерную площадку, требующую 15-метрового отступа. Эти санитарные правила неплохо было бы пересмотреть.

Генеральный директор ООО «Магнит» Александр ЧЕРНОВ в очередной раз поднял тему финансирования нацпроекта «Экология»:

– Постановка цели мне ясна. Но где брать средства на ее достижение? Если все сложится удачно, у нас появится перечень объектов по 303-му приказу, которые будут действовать до 1 января 2023 и которые потом ждет рекультивация. А что мы будем делать потом? Эти объекты использовать будет нельзя, они должны исчезнуть. Вопрос очень серьезный. Мы все ждем, что барин приедет и нас рассудит. Он и приедет, и рассудит, но работать-то нам надо, причем уже сейчас.

Но ответа так и не последовало – стали обсуждать рейд, проведенный ОНФ. Выяснилось, что мусор на Привокзальной площади вывозится силами городского Управления дорожного хозяйства и благоустройства, хотят его производят клиенты местных предпринимателей. Активисты выяснили, что отходы – как правило, остатки еды, салфетки, пластиковая посуда из многочисленных киосков. Возле них нет ни контейнеров, ни мусорной площадки, а отходы в мешках по ночам в центр площади сносит сторож. Если бы предприниматели заключили договор с «Магнитом», скинулись на контейнер, который стоит всего 11 тысяч, то и проблемы бы не было.

На территории региона оказалось немало мест, где продолжают возникать стихийные свалки. ЛОБОВ отметил, что жители сел стали жертвами стереотипов. В районах области если и сделали контейнерные площадки, то сделали их не в привычных местах скопления мусора, а слишком далеко: главы по-прежнему считают, что мусорная площадка – это вонь, собаки и крысы. Там же, где площадки находятся ближе к дому, люди, со слов министра, видят, что мусор вывозится ежедневно, а сами контейнеры опрятные и чистые. В этом году около 100 миллионов рублей субсидий будет роздано районам на организацию мест вывоза. ФЕДОТОВ рассказал, что на уровне местного самоуправления нередко наблюдается саботаж:

– У меня сложилось впечатление, что в некоторых селах администрация договорилась с жителями. Площадки не организуются, а потом предлагается не платить за услугу. При этом мусор вываливается в овраг или березовый околок, а то и вовсе сжигается в печке. Ладно когда это бумага. А пластик? Наносится явный ущерб экологии.

ЧЕРНОВ добавил, что отсутствие площадки – явное нарушение экологического законодательства. 96 случайных свалок вывозит в день ООО «Магнит»:

– Если законодательство надо менять, если в деревнях не получается разместить контейнерные площадки, то давайте уже выйдем с инициативами! Я обращался к депутатам Горсовета, депутатам Заксобрания, в Минприроды, в Российский экологический оператор. Но наш голос слаб, нам нужна поддержка. По частному сектору вопрос действительно стоит очень остро. А чем люди провинились? Почему они такие обездоленные? Для жителей многоквартирных домов строят площадки, а жители частного сектора вынуждены наблюдать помойки. Нужно решать этот вопрос!

ФЕДОТОВ поднял еще одну тему, рассказав историю. Один из членов ОНФ является участником гаражного кооператива. Ему пришло письмо из окружной администрации  с требованием установить контейнерную площадку и заключить договор с регоператором. Выбрав место размещения, мужчина пришел в администрацию его согласовать. Ответ оказался неожиданным: ему предложили выбрасывать мусор в контейнеры соседнего многоквартирного дома... Неудивительно при такой работе окружных администраций, рассуждал депутат Горсовета, что частные лица и предприниматели массово отказываются заключать договоры с «Магнитом».

Дмитрий ТРЕТЬЯКОВ предложил назначать ответственных из числа предпринимателей на той же Привокзальной площади за чистоту пространства по аналогии с тем, как в свое время заставили перевозчиков соблюдать порядок на конечных остановках. ЧЕРНОВ заметил, что у тех же владельцев киосков нужно просто осведомиться – с пристрастием – о наличии договора с регоператором, а это полномочия окружных администраций. Активист Сергей ЧЕРКАСОВ парировал, что обязывать всех иметь договор неправильно – ему, например, известно безотходное швейное производство.

Продолжая обсуждать сложности организации площадок, ФЕДОТОВ сослался на зарубежную практику, в которой жильцы многоквартирных домов периодически выкатывают отдельный контейнер, вывозимый, например, ночью. Никакого конкретно закрепленного места у него нет, он просто может стоять у дороги. И даже руками его трогать не приходится – он открывается нажатием ножной педали. Даниил ТЕРЕНТЬЕВ предложил омичам судиться с органами местного самоуправления из-за отсутствия контейнерных площадок:

– Возникает вилка: люди услугу не получают, но обязанность платить с них никто не снимал. Если граждане оплачивают квитанцию, не получают услугу и несут убытки по вине муниципалитетов, то, может, взыскать эти деньги с муниципалитета? Есть решения суда, но они не исполняются. У населения накапливается негатив.

Разговоры о раздельном сборе вынудили ЧЕРНОВА опять вспомнить о финансировании:

– У нас законодательство построено таким образом, что денежные средства, полученные от реализации вторичных материальных ресурсов, изымаются из необходимой валовой выручки регоператора. Их нужно нам оставить. Иначе зачем мне строить мусоросортировочный комплекс? Если я содержу его за собственный счет. У меня это затратная часть. А где же понимание бизнес-модели? Деньги должны быть у регоператора! Регоператор может организовать раздельный сбор и покупать вторсырье. Но нужно исключить пункт об изъятии из НВВ средств от реализации вторсырья.

Директор «Магнита» также объяснил, что вывоз ТКО – уникальная ЖКХ-услуга:

– Если я не «умелец», то я не могу воспользоваться теплом в квартире своего соседа или его светом. Услуга по обращению ТКО отличается от других коммунальных – она общедоступна. Вы можете в любом районе города выбросить свои коммунальные отходы.

ЧЕРНОВ посетовал, что с момента его вступления в должность регоператора проверила прокуратура 32 раза, сейчас рассматривается 1800 обращений:

– Так давайте же определимся – мы в одной лодке, или вы на корме, а я гребу?! Протяженность улицы – 3 – 4 километра. На ней живет 1000 людей. С каждого — 67 рублей в месяц. В частном секторе платит лишь 40%. Итак, у вас для сбора мусора 25-30 тысяч рублей. Купите на эти деньги мусоровоз, поставьте ГЛОНАСС, наймите четырех людей, оденьте их, обуйте. Что вы сделаете на эти деньги? Выйдете раз в месяц! И даже не сможете дать людям зарплату! В Омске 842 километра частного сектора – 1247 улиц. Как работать?!

В итоге была принята следующая резолюция:

1. Подготовить обращение к Минприроды РФ с просьбой посодействовать включить в перечень объектов размещения ТКО Ленинский и Кировский полигоны.

2. Подготовить обращение в Роспотребнадзор с просьбой пересмотреть СанПиН размещения мусорных контейнеров.

3. Подготовить обращение в правительство Омской области и лично губернатору Омской области, в администрацию города Омска и другие муниципальные образования с просьбой предусмотреть расширение собственных полномочий в рамках регулирования вопроса размещения точек накопления мусора физических и юридических лиц, а также наличия договора с региональным оператором.

4. Подготовить обращение в ФАС с предложением исключить из тарифа на вывоз и сортировку мусора учет половины (или полностью) средств, полученных региональным оператором от реализации вторсырья.

5. Предложить заключать договоры с региональным оператором представителям баз или зданий (то есть арендаторов).

6. Предложить проработать механизм приобретения одиночных контейнеров на твердом основании (например, бетонной плите) вместо организации дорогостоящих контейнерных площадок.

7. Попросить окружные администрации подключить к поиску мест сбора отходов хозяйствующих субъектов свои торговые отделы.

8. Создать рабочую группу по обсуждению мусорной реформы, которая будет собираться ежемесячно.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/mart/8/federalnye-chinovniki-tormozyat-reshenie-voprosa-s-omskimi-poligonami