Предпочесть поддержку от госкорпораций или собрать деньги через ICO?

Дата публикации: 14 мая 2020

Начинающих предпринимателей проконсультировали более опытные. 

30 апреля продолжился региональный веб-марафон по финансовой грамотности, реализуемый в рамках цикла мероприятий, проводимых в Омске госуниверситетом имени Достоевского в партнерстве с федеральным центром «Финансовая грамотность в вузах». Проект поддерживают Министерство финансов Омской области и Отделение Центрального банка РФ по Омской области. Очередная онлайн-встреча была посвящена теме «Как начать свой бизнес: лайфхаки, возможности и ограничения».

Андрей ВИЗМИНТИНОВ,
директор по развитию ООО «Агентство Эффективное» (управленческий консалтинг и сопровождение предприятий):

«Торги сейчас идут не за финмодели, не за деньги, а за команды. Главный вопрос – кто будет реализовывать-то вашу идею?»

Не все программы господдержки, к сожалению, работают. Есть небольшие конкурсы в субъектах Федерации, в которых можно получить от 200 до 500 тыс. рублей на старт малого предприятия. Но для технологического проекта, когда вам нужен просто станок, эти деньги вроде как особо и не нужны – морочиться с таким неинтересно. Фонд микрофинансирования работает с моей точки зрения достаточно неплохо, но затянута проверка документов – она может длиться четыре-пять месяцев. Если у вас есть интересная идея, вам хочется быстрее начать, команда ждет, нужно выходить на рынок, а вы полгода носите бумажки. Есть достаточно мягкие кредиты под 1%. Но технологическому предпринимательству, опять же, не совсем удобно: вы полгода строите цех, месяц налаживаете выпуск первой продукции и уже с первого же месяца работы выплачиваете кредит.

О федеральных фондах. Слабо понимаю, почему РВК называется венчурной компанией. По сути, она предоставляет дешевые кредиты, которые нужно быстро начинать выплачивать. В чем тогда состоит венчур? Но в год они финансируют 5 – 7 проектов до 15 млн. Фонд Бортника дает невозвратные средства. На самом маленьком конкурсе дают 500 тыс. рублей, за три года можно взять 9 млн. рублей. Но студенты технических специальностей часто совершают одну и ту же ошибку: пытаются покорить жюри инноваторством, не показывая предпринимательской составляющей. Фонд развития промышленности выдает до 100 миллионов под низкий процент, правда, документы придется таскать до года.

Лизинговые программы – самые комфортные, несмотря на то, что они подороже кредитных. Если не хотите работать, допустим, на станке, всегда можно договориться о возврате. Сколково, опять же, поддерживает инноваторов вопреки всем негативным слухам, например, дает до 7,5 млн. в год на выставочную деятельность. Причем 75% затрат фонд компенсирует, если вы три-четыре раза выставлялись в Европе или Америке. Обычно после таких выставок идут мощные рывки в продажах. Но для субъектов Федерации это вытягивание налогооблагаемой базы: условие получения некоторых грантов Фонда Бортника – регистрация в Сколково. Конечно, программ господдержки намного больше, но я перечислил самые крупные и доступные.

Теперь об инвесторах. Самая распространенная ошибка, с которой мы сталкиваемся на практике: к нам приходят люди, ищущие инвестора, и мы с некоторой ехидцей (теперь уже) спрашиваем их: а кто такой инвестор для вас? Отвечают: это человек, на деньги которого мы будем проводить исследования и изобретать что-то гениальное. Для меня на этом все заканчивается. По сути, инвестор для многих – эдакий Дед Мороз, который раз в год приносит вам мешок денежек и не спрашивает, как вы их тратите. Но инвесторы стали богатыми людьми как раз потому, что не раздавали деньги просто так! Это не исследовательские фонды, не социальные, а люди, которые хотят заработать, вложив в вас деньги. Первое, о чем спрашивает инвестор, – гарантии возврата. Варианта два. Кредитный, когда инвестор исчезает из вашего поля зрения на год-два-три, а вы составляете ему ежеквартальный/ежемесячный отчет. Вы выплачиваете деньги инвестору, когда выходите на устойчивую деятельность. Второй вариант более интересный и встречается он реже, я знаю в Омске только пару таких инвесторов, и они не публичны. Таким интересно выкупить долю в вашем бизнесе, которая будет расти ежемесячно или ежегодно. Они не будут за вами бегать, выпрашивая дивиденды, но в любой момент могут выставить требования по выкупу его доли по коммерческой цене. Получив от инвестора от 10 – 15 до 50 млн. (такой уровень финансирования в Омске), вы можете столкнуться с тем, что его доля уже стоит 350 млн.

Есть инвестиционные фонды, выкупающие доли в бизнесе, формируя свой портфель, – частные инвесторы даже не знают порой, где фонд размещает их средства, им достаточно знать, что у них есть гарантированная доходность в 5-7-10%. А есть венчурные инвесторы. Вот Московская венчурная компания финансирует в год до одного миллиона рублей около 200 предприятий. Никаких вопросов, как был потрачен этот миллион, она не задает. Если предприятие совершило ключевые шаги, его отбирают в числе 40 – 50 из 200 и выделяют ему транш побольше. В итоге венчурный инвестор планирует 2 – 3 предприятия выпустить на рынок, продать их. Все затраты окупаются в течение трех лет, расходы списываются, никому никаких претензий не предъявляется. Кроме денег, у инвестора можно попросить помощь – консультационную, в преодолении административных барьеров, в виде полезных связей, знакомств.

Еще один потенциальный источник финансирования – госкорпорации. Официально их у нас пять-шесть, каждая имеет свои бизнес-инкубаторы. Взять Росатом, который строит в Новосибирске технопарк. Если тематика вашего бизнеса ему интересна, то вы получаете льготное производство – совместное пользование цехами, оборудованием. Проект выстреливает – вы попадаете в бизнес-акселератор корпорации, который гарантированно доведет ваше дело до работоспособного состояния. За это вы часть своего предприятия (20-30-40%) отдадите госкорпорации. Но Росатом рассматривает заявки от компаний с товарооборотом от двух миллиардов рублей. То есть в течение двух лет нужно, стартуя с нуля, выскочить по некоторым показателям даже из среднего бизнеса. В Омске есть несколько предприятий Ростеха. Схема работы та же. Только процедура согласования одного документа может затянуться на два-три месяца. Есть в том числе вариант продать 50-80% своего успешно работающего предприятия за достойную сумму – вы останетесь младшим партнером, управляющим бизнеса.

Краундфандинг – тоже неплохой вариант. Предприятие выводится на IСO, акции продаются в виде токенов. Два года назад этот формат был дико популярен: на электронных площадках собирались миллионы долларов в течение недели-двух. К сожалению, избыток проектов (в день их нынче выходит несколько тысяч) привел к тому, что маленькие инвесторы, которые теоретически готовы купить 5-10-20 тысяч ваших акций, просто не знают, во что вкладываться. Так что этот инструмент сейчас проседает, на мой взгляд. Американский Kickstarter последний год просто не регистрирует российские компании. Мы сами в этом виноваты: 99,9% отечественных проектов оказались фальсификацией – люди взяли деньги и исчезли. На Indiegogo есть специальная пометка: «Осторожно! Это проект из России». Обидно, что есть любопытные проекты, но деньги на них стараются не давать. Обойти, впрочем, это не сильно сложно: достаточно зарегистрировать компанию в европейской стране. Особенно просто это сделать в Греции, Великобритании. Лучшая страна в этом плане – Латвия. Получив по почте карточку налогового резидента, вы вставляете ее в специальное гнездо в компьютере и можете открывать юрлица, делить их, менять налогообложение, попадая под европейское законодательство, жестко защищающее интеллектуальную собственность. Я знаю омские компании, которые активно этим пользуются.

Резюмирую. Хороших идей сейчас очень много – катастрофически не хватает команд для их реализации. Частные инвесторы нынче обращают очень пристальное внимание на коллективы. Торги идут не за финмодели, не за деньги. Главный вопрос: кто будет реализовывать-то вашу идею? Если всерьез хотите запустить стартап, начинайте собирать грамотную команду.

 

Борис АЛАДЫШКИН, 
директор ООО «Кейсистемс-Сибирь» (разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги):

«Очень важно диверсифицировать клиентов – нельзя зацикливаться только на одной какой-то категории потребителей»

Начинающим предпринимателям я бы посоветовал обратить особое внимание на выбор инфраструктуры (офис, банк и так далее), выбор команды и выбор партнеров. Какими бы друзьями вы ни были с партнерами, все денежные вопросы следует обговорить на берегу, потому что разногласия будут обязательно. Я так и поступил 12 лет назад, когда мы создавали наше микропредприятие.

Очень важно диверсифицировать клиентов. Я ищу клиентов и в коммерческих организациях, и в госструктурах, и в других странах. Нельзя зацикливаться только на одной какой-то категории потребителей.

Сейчас очень развивается облигационный бизнес. В прошлом году было около 100 облигационных выпусков от малых предприятий. Я инвестирую в понятный для меня бизнес – такой, как Новосибирский завод резки металла, столичная сеть студий маникюра «Кисточка», саратовский сельхозпроизводитель «Рубеж», Торговый дом «Шевченко». Многие предприятия выпускают сейчас облигации, чтобы развиваться, это хорошее капиталовложение.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/may/17/predpochest-podderzhku-ot-goskorporatsiy-ili-sobrat-dengi-cherez-ico