19 мая в онлайн-режиме состоялась пресс-конференция губернатора Омской области Александра БУРКОВА.
Мы самые важные моменты зафиксировали.
О продлении режима
Прими я сегодня решение об отмене самоизоляции, моя популярность выросла бы, но нынче главная задача – остановить распространение коронавирусной инфекции, минимизировать количество жертв. У нас около 600 заболевших, 16 погибших, я не могу закрыть на это глаза. Режим самоизоляции и повышенной готовности будет отменен только после выхода региона на плато, когда мы увидим динамику снижения заболеваемости. Пик по заболевшим ожидается в конце мая. В начале июня планируем выход на плато. Только после этого мы можем снять ограничения, допустить к работе учебные заведения, включая дошкольные.
Соблюдение режима ухудшилось, люди расслабились. На заседании оперативного штаба мы приняли решение в первую очередь наводить порядок в местах массового скопления людей: магазинах, аптеках. И кассиры должны быть в масках, и посетители. Правоохранительные органы работают в этом направлении. Сил не хватает, у МВД все-таки есть основные обязанности.
Мы рассматривали вопрос введения электронных пропусков, особенно с учетом того, что у нас большинство промышленных предприятий работает. Но на заседании штаба сочли это нецелесообразным. Нужны большие средства для обеспечения нужными средствами контролирующих органов – полиции, Росгвардии. Такая работа будет проведена только в случае обострения.
Лично я соблюдаю все рекомендации врачей – социальную дистанцию на улице, масочный режим в помещении, дезинфекцию рук, проветривание комнат. За все время я сдал два теста, оба отрицательные. Для нас ключевое сейчас – тестирование людей, находящихся в зоне риска. Я, разумеется, про медицинских работников. Ежедневно мы тестируем их тысячами. Летальных исходов среди врачей нет, заболевших – 30, они проходят лечение.
Насчет статистики: я уверен, что она кривой быть не может. Количество заболевших определяет Роспотребнадзор, и Министерство здравоохранения бессильно на это повлиять.
О положении врачей
Медицинские работники минимум на две недели еще обеспечены всеми средствами защиты. Выплаты медперсоналу идут. Разделяются врачи на тех, кто работает в зоне риска, и тех, кто работает в очаге. Те, кто в очаге (а их почти 600 человек) получают по 25, 50 и 80 тысяч рублей. Почти 3000 врачей получили стимулирующие выплаты. Еще в марте 200 врачам, работавшим с ковидными больными, мы выделили 5 миллионов рублей из регионального бюджета – еще до принятия федеральных мер. Благодарю бизнес, обеспечивающий врачей горячим питанием, фруктами, водой, масками, противочумными костюмами, респираторами. Даже малые предприниматели, чьи заведения закрыли, приходили и давали хоть по 50 тысяч рублей, хоть меньше. Вы нам очень помогли.
Военный госпиталь, построенный за 57 дней, нам пока не нужен – хватает 1546 коек, из которых занято не более 65%. Еще 500 дополнительных коек готовы для перевода выздоравливающих в другие корпуса. Он оснащен современным оборудованием – томограф, 10 реанимационных коек, 10 аппаратов ИВЛ плюс 4 передвижных, несколько рентген-аппаратов. Комнаты боксированы. Затем госпиталь будут использовать сами военнослужащие.
Что касается вахтовиков, то к нам приехало уже 1116 омичей, работавших на Чаяндинском месторождении, все они размещены в обсерваторах (санаториях «Коммунальник», «Мир», «Металлург»). В начале были проблемы с обеспечением средств первой необходимости, но они улажены. Не всем нравятся условия содержания. Уже были инциденты между мужиками, пришлось применять силы полиции. Готовимся принять еще около 100 человек из «Стройтранснефти» – у них подтверждена коронавирусная инфекция, поэтому мы направим их сразу в больницу, минуя обсерватор.
Об экономике
Я не считаю, что мы платим высокую цену за безопасность. Да, по апрелю у нас 15% выпадающих доходов. Но доходы за первый квартал выросли по сравнению с 2019-м годом – на 18-20%. Так что у нас есть даже небольшая положительная динамика. Да, некоторые объекты торговли, общепита могут уже не открыться, я это прекрасно понимаю. Федеральная власть держит руку на пульсе, 100 миллиардов рублей помощи распределили на прошлой неделе тем, кто особенно просел. Мы пока не ставим задачу секвестировать бюджет и даже при провале налоговых поступлений (около 500 миллионов рублей потеряем только от НДФЛ и налога на прибыль) рассчитываем на поддержку федерального центра.
По поводу письма от мелких арендаторов, которые грозятся выйти на улицы, мы их разгонять не будем, если они будут соблюдать все рекомендации. А если серьезно, то прошу услышать всех – пообщайтесь с врачами! Сходите на экскурсию в ГБ № 11, там люди по несколько килограмм веса за одну смену теряют, работая сутки напролет, выгорая. Они видят смерть, людей, лежащих в реанимации, посмотрите и вы. Нужно ли нам открытие бизнеса, которое может привести хоть к одной смерти?
О поддержке перевозчиков, просящих выступить нас в качестве переговорщиков с лизинговыми компаниями. Вопрос отсрочки, компенсаций, начисления процентов решается сейчас на федеральном уровне. Со своей стороны мы пошли на обнуление транспортного налога и льготу по УСН (платившие 6% от оборота будут платить 1%, работавшие по системе «доход минус расход» 5% вместо 15%). Этот закон будет рассматриваться в четверг Законодательным собранием. Льготы (помимо упомянутых двух еще по налогу на имущество и патентной системе) вводятся на весь 2020 год задним числом – с 1 января.
О социальном
Я понимаю проблему закрытых детских садов – страдают не только те, кому не с кем оставить ребенка, но и бабушкам ведь тоже везти нельзя. Я предлагал открыть дежурные группы, но главный санврач региона КРИГА был категорически против. Однако на завтрашнем заседании этот вопрос снова будет поднят, его будет докладывать мэр Омска Оксана ФАДИНА.
Запускать дачные автобусы, по мнению Роспотребнадзора, пока категорически нельзя. Мы и так одни из первых в стране регионов разрешили посещать дачи на личном транспорте и такси, открыли остановки электричек в пригороде. В РЖД жестко соблюдают все требования, количество посадочных мест в вагоне сократилось. Льготы по транспортным картам сохранятся, они будут восстановлены после снятия режима самоизоляции.
По выбросам работа ведется, но проблема в том, что часть правоохранительных органов отвлечена на помощь в поддержании режима самоизоляции. Последний раз выбросы были зафиксированы 8 мая, ведется проверка Росприроднадзором. Кстати, будем увеличивать его штат.
Многие подрядчики как на стройке, так и на дорогах использовали приезжую рабочую силу: из Армении, Узбекистана, Таджикистана и так далее. Сегодня они испытывают дефицит. Но у этого есть плюс – работу можно передать омичам. Более того, я дал указание предусмотреть четыре дополнительных вида общественного труда – ремонт дорог, высадка деревьев, сельское хозяйство, помощь участковым.
Планы по ремонту дорог, строительству школ, детских садов не изменились и не отменились. Все обязательства будут выполнены. Есть небольшое временное смещение, но конкурсы разыграны. Пришлось отменить один – подрядчик из Екатеринбурга пришел к нам только со своим столом и ручкой. Так не должно быть. Мы дадим возможность работать нормальным людям. Работы по капитальному ремонту тоже будут проводиться. Наши специалисты предлагали повысить ставки по взносам, но так как доходы населения не выросли, случилась пандемия коронавируса. Поэтому взносы в этому году увеличены точно не будут.