В Омске катастрофически не хватает природных зон

Дата публикации: 22 октября 2020

Общественные слушания по судьбе части дендросада Гензе отложены. 

14 октября в Международном пресс-центре МКР-Медиа состоялась пресс-конференция, посвященная ситуации вокруг дендросада имени Гензе. Уже несколько месяцев ведутся дискуссии о создании природного рекреационного комплекса регионального значения «Старозагородный», площадку под который планируется выделить из территории дендросада. Для этого Министерство экологии и природных ресурсов Омской области собирается изменить статус этой части.

Председатель рабочей группы, изучающей целесообразность вышеобозначенной затеи, Омского регионального отделения Русского географического общества Игорь ВЯТКИН рассказал, что по просьбе общественников вместе со своей командой изучил документы, касающиеся предстоящей «операции» с дендросадом, выложенные на сайте регионального Минприроды. Он напомнил о совхозе «Декоративные культуры», служившем в советское и постсоветское время центром омского озеленения, – продукты труда биологов расходились далеко за пределы региона. ВЯТКИН вспомнил, как принимал в составе группы товарищей-пионеров из рук Гензе саженцы ивы – около 10 000 молодых деревьев, выведенные в дендросаде, пустили корни на берегу Оми, половина прижилась:

– Это был завод по производству растений, за счет которых укреплялся и сам дендросад, и регион за счет распространения двух сотен культур. В 21 же веке часть земли по непонятным причинам ушла в «Старгород»... В исторической части дендросада проводятся экскурсии, но это носит соподчиненный характер. Главная его задача – сохранение, выращивание, распространение плодово-ягодных деревьев, кустарников и прочих культур.

ВЯТКИН заявил, что он с коллегами внимательно проанализировал отчет хабаровских ученых из МРОО «Рост регионов». Эксперт признался, что они нашли массу противоречий и недоделок:

– Обследование, обосновывающее необходимость преобразований, создания из одной особо охраняемой природной территории двух, превращения одной из них – неухоженной – в природно-рекреационный комплекс, проведено некачественно и не в полном объеме. Много ошибок в описании рельефа, почвенные разрезы вообще не были сделаны. В области растительного и животного мира было обнаружено почему-то только две трети видов – омские специалисты в 2010-2015-м находили их гораздо больше, включая краснокнижные. Но главное – никакого обоснования преобразований там нет, только общие фразы, противоречащие друг другу. Говорится, что нельзя нарушать среду растений и животных, тут же сказано, что нужно расширять рекреационную зону, вести малоэтажное строительство. А если нет правового обоснования, то и нет целесообразности в смене статуса. Внятного проекта благоустройства,концепции нет. Так почему вся эта каша-то заварилась?

Спикер подчеркнул, что согласно актуализированному генплану Омска до 2040 года дендросад сохранил свои прежние границы. Он посетовал на то, что нашему городу приходится закупать саженцы за пределами региона, а сейчас мы всерьез обсуждаем возможность упустить площадку для развития местной зеленой базы. А недостаток рекреационных зон в центре города тем более не аргумент, рассуждал ВЯТКИН. Ведь рядом территория аграрного университета, Дома творчества, Зеленого острова. Член Омского отделения Русского географического общества настаивал: Гензе выстроил технологическую цепочку осознанно, именно поэтому несколькими десятками лет ранее Омск был городом-садом. Сейчас мы теряем первоначальное звено – непосредственно продукцию зеленых насаждений. ВЯТКИН предупредил, что если мы продолжим откусывать участки земли от дендросада, то полностью от него избавимся, рано или поздно решив: его содержать слишком дорого, проще закупить саженцами у соседей.

Поддержал историческую ретроспективу Алексей СОКИН, депутат Омского городского совета. Он напомнил, что в 1996 году был проведен конкурс архитектурных проектов по развитию обсуждаемой территории. Победила концепция «Сады мира» группы авторов во главе со Светланой ШЕВЧЕНКО, разработчиком генплана Омска-2007. В 1998 году были забиты первые сваи, но идея так и осталась нереализованной. В 2005-2007 гг. городская власть всерьез планировала построить на этом месте гигантский торговый центр. Но и этим планам не суждено было сбыться. В 2011-м губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ велел придать земле статус особо охраняемой природной территории. СОКИН настаивал, что статус части дендросада не изменится, а индекс озеленения благотворно влияет на финансирование по нацпроекту формирования комфортной городской среды, поэтому власти не собираются отказываться от возможности заполучить федеральные деньги. В итоге он предложил от лица главы Центра компетенций городской среды использовать обсуждаемую территорию в качестве резервной для дендросада, не исключая, впрочем, городских тихих прогулок. По его данным, некая группа омичей жаждет там полноценного благоустройства.

Сергей КОСТАРЕВ, профессор ОмГУПС, категорически возразил народному избраннику, парировав, что горожане («Коммерческие Вести» освещали стратегическую сессию по выявлению ценностей, касающихся части дендросада, в выпуске от 30 сентября) вовсе и не желают видеть там рекреационную зону:

– Для меня рекреация – это все забетонировать, уложить плиткой, место для людей. А эта часть дендросада – природный комплекс со своей устоявшейся биосистемой! Там живут краснокнижная бабочка, утки, ондатры. Согласно документу, можно высаживать деревья и сейчас, ухаживать за растительностью, благоустраивать территорию без смены статуса, организовывать дорожки. Мы категорически против разделения территории дендросада, поскольку ни одного обоснования так и не увидели. То, что на «пустыре» якобы ничего нельзя делать, это, во-первых, неправда. А во-вторых, это не пустырь! Вы еще пустырей не видели...

Особое внимание эколог уделил своей профессиональной теме, упомянув нехватку в городе чистого воздуха:

– Дендросад входит в клин, защищающий остальную часть города от Нефтяников. К тому же это показатель качества жизни. Исследования говорят, что на территории города-миллионника должно быть 20-30% природных территорий. У нас в стране таких нет. Лидер – Екатеринбург, из которого приехали наши губернатор и министр экологии. Там 18%. У Омска, вы не поверите, 0,8%! Нам нужно не понижать статусы природных территорий, а, наоборот, вводить их там, где только можно.

КОСТАРЕВ отметил, что с чиновниками договориться невозможно, они понимают только протестный язык:

– Мы не ругаем никого, если нам внятно объясняют свою позицию. Но этого не происходит! Если вы будете пытаться молча добиться своего, чиновник быстро и эффективно обманет, начнет манипулировать. Возьмите общественные слушания от третьего сентября по поводу разделения дендросада. Не смогли толком организовать – более ста человек не пустили. Несмотря на это, слушания признали состоявшимися, прокуратура нарушений не заметила. Без всякого объяснения нам затем выносится на обсуждение другое постановление с другим названием и другой целью. Как нам это воспринимать? Как то, что дендросад уже разделили, раз то постановление не отменили? Контакта с людьми, которые генерируют эти бюрократические процессы, у нас нет. И пока мы идем по конструктивному пути, предлагая свое видение развития территории.

«Надо повышать гражданскую вовлеченность омичей», – резюмировал ВЯТКИН.

22 октября должны были состояться общественные слушания проекта постановления правительства. Однако они были отложены на неопределенный срок в связи с наступлением второй волны пандемии коронавируса и ужесточением мер безопасности.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/oktyabr/40/v-omske-katastroficheski-ne-hvataet-prirodnyh-zon