Дмитрий БРЫКИН: «Программа актуальна как для пеших курьеров, так и для тех, кто передвигается на велосипедах или автомобилях»

Дата публикации: 17 сентября 2020

В апреле 2020 года стали известны итоги конкурса «У.М.Н.И.К. 2019» (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Эксперты отметили 14 проектов молодых омских ученых, которые получат финансирование. «Коммерческие Вести» продолжают знакомить читателей с авторами наиболее интересных идей.

Кто подрабатывал в курьерской службе, знает, как важно правильно построить маршрут, оптимально распределить заказы между сотрудниками. Именно на это нацелен проект магистранта ОмГТУ Дмитрия БРЫКИНА, за который он получил грант конкурса «У.М.Н.И.К.». Над разработкой «информационной системы построения оптимального маршрута доставки с возможностью интеграции с системами автоматизации деятельности предприятия для обмена данных о заказах» Дмитрий будет работать еще два года. О программе и ее особенностях он рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.

– Дмитрий, вы разрабатываете информационную систему, которая сможет выстраивать маршруты. Расскажите о ней.

– Ее задача – рассчитывать оптимальный маршрут для курьеров. Попасть из точки А в точку Б в условиях городской среды можно разными путями. Одни будут оптимальными, другие – нет. Если проложить путь из одной точки в другую – задача довольно простая, есть возможность вручную перебрать возможные варианты и найти лучший, то в случае когда курьеру нужно разнести пять заказов, а по пути взять еще дополнительные, – слишком сложная. Программа же сможет высчитывать оптимальный маршрут для таких ситуаций.

– Речь идет именно о курьерской службе?

– Да, она создается специально для служб доставки, ресторанов. Программа актуальна как для пеших курьеров, так и для тех, кто передвигается на велосипедах или автомобилях.

– В этом году наблюдался серьезный всплеск в развитии различных служб доставки. Но вы защищали свою тему еще до начала пандемии и не могли знать об этом. Как появилась идея проекта?

– Да, интересно, что так совпало. Вообще изначально идея родилась в рамках моей трудовой деятельности. Я с первого курса работаю в ГК «Сатори Консалтинг». Один из наших клиентов – «Суши Маркет» рассказал о проблеме маршрутизации доставки. Я решил поработать над ее решением.

– Вы занимаетесь проектом один или в составе команды?

– Мне помогают коллеги, руководитель ГК «Сатори Консалтинг» Юрий Андреевич БАХМУТСКИЙ. Он является также заведующим кафедры «Корпоративные информационные системы» ОмГТУ, где я сейчас учусь.

– Полагаю, подобные программы уже существуют. В чем особенности вашей?

– Задача, как найти оптимальный путь с помощью компьютера, действительно не нова, ей больше лет, чем мне. Сначала я сравнивал различные алгоритмы, оценивал способы нахождения оптимального пути в городской среде, варианты учета загруженности дорог, расположения и времени работы ресторанов и многого другого.

– Вы берете эту информацию уже из существующих источников?

– Конечно. Данные о пробках, например, можно узнать на 2ГИС, на Яндекс Пробки или на OpenStreetMap. Однако последний ресурс черпает информацию из открытых источников, а значит, она не самая надежная. Это как Википедия, любой может зайти и отредактировать. Я пока беру у них сведения, но скорее всего, в итоге подключу Яндекс Пробки или Google.

– На какой стадии сейчас работа?

– Уже спроектировал общий интерфейс, алгоритмы для обмена данных между сервером и мобильным приложением. Но над самой трудоемкой частью – алгоритмом построения оптимального маршрута – еще работаю.

– Как назовете вашу информационную систему? Это будет приложение для смартфонов?

– Я еще не думал над брендингом и названием. Возможно, что-то в духе 1С:Маршрутизация. Для курьеров – приложение, которое покажет, куда идти, а для диспетчеров оно может выглядеть как страничка в браузере или как приложение для ПК.

– Программа будет платной?

– Конечно, ведь «У.М.Н.И.К.» – это история про коммерциализацию проектов. Полный расчет бизнес-плана пока не делал, поэтому точную стоимость затрудняюсь назвать. Некоторые существующие приложения рассчитаны на транспортные компании, у которых маршруты строятся заранее и имеют более глобальные масштабы – они перевозят грузы между городами и странами. Другие за свои услуги берут деньги с каждого заказа, т. е. у них другая система монетизации, которая не выгодна компаниям. Отдавать по 20% с каждого заказа – это слишком много для любого ресторана. У нас будет базовая программа, которая обойдется в определенную сумму, плюс подписочная система на обслуживание и обновление. То есть приложение не будет зависеть от количества заказов и их суммы.

– Вы будете тестировать программу на пользователях, например, на том же «Суши Маркете»?

– История программы началась с подачи этой компании, но в целом не связана с ней. Думаю, сначала я протестирую систему на своем телефоне. Потом, конечно, найду заинтересованных людей и апробирую на них. Может быть, обращусь в «Суши Маркет». У нашей компании есть выход на клиентов, в том числе в других городах, поэтому не думаю, что поиск будет сложным.

– Кому в итоге будет принадлежать приложение?

– Я оформлю патент на алгоритм. Обязательств кому-то отдавать систему у меня пока нет. В «Сатори Консалтинг» сотрудник не имеет права на разработку, только если она выполнена по техзаданию компании, но такого не было. Я работал в свободное время.

– Расскажите, о конкурсе. Какие вопросы задавали члены жюри?

– Я участвовал впервые. Жюри интересовало, готов ли «Суши Маркет» купить программу, уверен ли я, что в состоянии завершить разработку. Конечно, я ответил утвердительно (смеется). На конкурсе были интересные работы. Мне, например, понравилось решение студента ОмГТУ, который обещал убрать слепые зоны в радиосвязи при помощи шести ретрансляторов.

– Вы в этом году окончили бакалавриат СибАДИ. Как в условиях пандемии проходила учеба, защита дипломной работы, вручение диплома, состоялся ли выпускной?

– Да, условия были экстремальные (смеется). Четвертый курс заканчивается в конце апреля, затем идет сессия и практика, поэтому мы не так много пропустили пар. Защита диплома проходила в Google Meet: заходишь, там уже все одногруппники, комиссия, и у тебя есть 7 минут на выступление. Показал презентацию, рассказал, ответил на вопросы. Да, не так торжественно, как могло быть, не так официально. На вручение дипломов нас пригласили в конкретное время к главному корпусу СибАДИ, в фойе запускали по пять человек. Отдали корочку, попросили расписаться и «спасибо – до свидания». Выпускного вечера официально не было.

– Ваша дипломная работа как-то связана с темой проекта, который победил в конкурсе?

– Это тоже мобильное приложение на 1С, но с темой проекта оно не связано. Приложение из дипломной работы было разработано специально для московского таксопарка – отслеживало передвижения таксистов. В элитном таксопарке с автомобилями типа БМВ Х7 руководство боялось, что водители могут не по назначению использовать машины, и с помощью программы хотело отслеживать их передвижение. Я выполнял проект прошлым летом, и он стал моей дипломной работой. Заказчики составили список того, что они хотят, я предлагал варианты, они вносили правки, так и работали.

– Дмитрий, в этом году вы сменили вуз, решили продолжить образование в ОмГТУ. Почему?

– Дело в том, что компания, где работаю, тесно связана с кафедрой «Корпоративные информационные системы» ОмГТУ, на которую я поступил. Кроме того, для разнообразия решил попробовать другой вуз. Это даст возможность поучаствовать в иных конкурсах. Например, в конце сентября будет WorldSkills. В Омске только студенты ОмГТУ могут участвовать в зачете и пройти во второй тур. Планирую попробовать свои силы. У меня большой опыт участия в научных конференциях, олимпиадах – около 20 за четыре года учебы в СибАДИ, в основном по 1С.

– После окончания вуза планируете преподавать?

– У меня одна бабушка преподавала в вузе матанализ и статистику, другая в школе – химию. Наверное, они бы хотели, чтобы я занялся преподавательской деятельностью. Но я пока не уверен, что хочу этого. Буду работать.

– Есть увлечения помимо создания приложений?

– Ухаживаю за цветами, дома более 20 орхидей и фиалок. Люблю путешествовать. Практически каждый год выбираюсь за границу (кроме этого). Люблю осматривать города с высоких сооружений, например, в Чехии поднимался на телебашню советской постройки, а до этого на телебашню в Риге, она тоже весьма интересная.

 

Биография

Дмитрий Олегович БРЫКИН родился 10 сентября 1998 года в Омске. В 2016 году окончил лицей № 66 и поступил в СибАДИ на факультет «Информационные системы управления». В 2020 году окончил вуз с красным дипломом и поступил в магистратуру ОмГТУ на специальность «Прикладная информатика». С 2017 года работает специалистом отдела программных разработок в ГК «Сатори Консалтинг».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/sentyabr/35/122591