16 сентября на официальном сайте ХК «Авангард» и в клубном паблике социальной сети «Вконтакте» состоялся традиционный ежегодный прямой эфир,
в ходе которого председатель совета директоров клуба Александр КРЫЛОВ отвечает на вопросы болельщиков. Предлагаем читателям «Коммерческих Вестей» самые интересные фрагменты из этой беседы.
О старте сезона
В силу обстоятельств я был в начале сезона сильно занят по основной своей работе. Но в любом случае оставался на связи с командой, с генеральным менеджером, был погружен полностью в проблемы и переживал вместе с ними. Третий год в большом хоккея научил меня не делать в начале сезона быстрых выводов. Хочется только отметить, что команда стала явно быстрее, моложе, и потенциально, как мне кажется, она сильнее прошлогодней. Но этот потенциал нужно будет еще раскрыть.
О новом генеральном менеджере
Я искал менеджера новой формации, чтобы человек имел и непосредственное отношение к хоккею, и имел свой взгляд на современный хоккей. Встречался с несколькими кандидатами, среди которых были и иностранцы-скандинавы, но Алексей ВОЛКОВ произвел на меня максимальное впечатление. Он соответствует всем критериям, которым должен отвечать, на мой взгляд, генменеджер современного клуба. Он после завершения спортивной карьеры работал в ХК «Автомобилист», занимался там скаутингом, а это, как все знают, серьезный клуб, после этого перешел в ЦСКА, прошел там весь путь, фактически построил команду ВХЛ, это был его проект. Сыграл он немалую роль в построении чемпионской команды. Может быть, не главную, но весьма значимую, поверьте мне.
Я увидел, во-первых, что это человек знающий, во-вторых, что он 24 часа болеет хоккеем, в-третьих, что он порядочный, адекватный, со стратегическим мышлением. Все это мне импонирует, поэтому я сделал такой выбор. Передо мной не стоял вопрос, сработается ли он с ХАРТЛИ. У нас до этого не было генменеджера, который бы руководил главным тренером, и ХАРТЛИ существовал как самостоятельная персона, был сам по себе. А это, как мне кажется, было большой ошибкой.
Об увольнении Максима СУШИНСКОГО
Нужен ли «Авангарду» президент как таковой и нужен ли клубу Максим СУШИНСКИЙ в любом качестве? Если ответить на эти два вопроса, станет понятно, почему было принято такое решение. ХК «Авангард» – это большое предприятие, юридическое лицо с огромным бюджетом. Когда я стал председателем совета директоров, а это произошло весной 2018 года, поверьте мне, я даже не предполагал, что буду так глубоко погружаться в тему и тратить столько своего времени на «Авангард».
И что я увидел, когда пришел? Увидел организацию, где не было нормального бюджетирования, нормального управленческого процесса, отчетность была на уровне ИП, маркетинг напрочь отсутствовал, а продвижением бренда «Авангард» занималась какая-то сторонняя организация. И Максим всем этим пытался руководить. Он хороший парень, хороший семьянин, достаточно глубокий человек, легенда клуба, и мне лично он импонирует, но, к сожалению, это жизнь, это бизнес, а бизнес – жесткая вещь. Как президент «Авангарда» он не состоялся.
У Максима имелся, конечно, опыт в бизнесе, я этого не отрицаю, но в собственном бизнесе он не был руководителем, он лишь удачно вложил средства и являлся по факту акционером. Да, первый год мы прошли, вышли в финал, что частично нивелировало все те огрехи, о которых я говорил, но дальше так продолжаться не могло. Работу спортивного блока совет директоров оценил, как неудовлетворительную. И Максим сам голосовал за это решение. К сожалению, своих ошибок он не признает, и это его большая проблема. Мы не можем расти вместе с клубом, имея руководителя, который убежден, что все вокруг виноваты, а он нет.
О критике «Авангарда»
Для топливного бизнеса, который очень социален, на самом деле важно, что о нас пишут и говорят и как мы представлены в инфополе. У меня, как у директора региональных продаж, в подчинении есть специальная служба, которая мониторит и дает мне краткий анализ положительный и отрицательных комментариев. Эта же команда следит и за проектом G-Drive Racing, и за ХК «Авангард». Если говорить о критике, я приемлю и отрицательное мнение, если оно конструктивно. Другое дело – откровенно заказные вещи. Они меня совершенно не интересуют. Неконструктивную критику я вообще не читаю. Собака лает – караван идет.
О финансах
Хотелось бы сказать большое спасибо компании «Газпром нефть», что она не бросает клуб и финансирует его в полном объеме. Другое дело, что нам была поставлена задача сократить бюджет, и мы выполнили эту задачу, бюджет существенно сокращен.
О целях и задачах и Бобе ХАРТЛИ
Пока я возглавляю совет директоров, у нас будет одна цель – Кубок Гагарина. После прошлого сезона мы сделали выводы, у нас с Бобом ХАРТЛИ состоялся серьезный конструктивный разговор о том, что у «Авангарда» есть определенные стратегические задачи, и Боб должен их выполнять. Будем надеяться, что те договоренности, к которым мы пришли после этого разговора, будут исполняться. Боб большой профессионал. Боб – это стабильность в команде, а стабильность – один из главных элементов успеха. Когда постоянно что-то меняется, сложно выстроить стратегию. Многое из того, что ему пытаются предъявить, очень далеко от истины. Достаточно прийти один раз на тренировку, посмотреть, как тренирует он, и сравнить с тренировкой другой команды. И сразу все вопросы отпадут. Вы увидите, что это реально топ-тренер для КХЛ.
О качестве российского хоккея
Конечно, хотелось бы у нас в КХЛ иметь таких же звезд, как в NHL, но лига, согласитесь, – это же отражение нашей действительности. Если бы в стране был уровень жизни, позволяющий хоккейному болельщику заплатить за билет сумму, эквивалентную 100 долларам, чтобы увидеть звезд, ситуация была бы совсем другой. Чем можем заинтересовать болельщиков мы? В первую очередь непредсказуемостью. Когда за кубок могут побороться не 2-3, а 10 клубов. И потолок зарплат – это первый шаг, как мне кажется, который позволит этого добиться.
Но вообще-то я против любых ограничений. Ограничения – они всегда снижают конкуренцию. В том числе ограничения по количеству легионеров. Было бы правильно не иметь никаких лимитов на легионеров, а ограничить просто их качество. Так сделали, например, в английской премьер-лиге. Хороший легионер – это всегда рост мастерства молодых хоккеистов, которые играют против него. Хоккей – это спорт позднего развития. А у нас нет системы, позволяющей молодым игрокам развиваться долго. У нас, если до 21 года хоккеист не заиграл, то он уже никому не нужен.
О коронавирусе
Мы для себя сразу приняли решение, что не будем скрывать информацию, человек же заболевший не становится прокаженным. Заболел, прошел карантин, выполнил все рекомендации врачей, выздоровел – возвращаешься к обычной жизни, к тренировочному процессу. Хуже всего слухи, они всегда порождают страх. Нет слухов – нет и страха перед COVID-19.
О строительстве новой «Арены-Омск»
Снос – тоже очень непростое дело. Нельзя было просто так прийти и сломать старую арену. Для этого тоже нужен проект, который предусматривает не только разбор конструкций, но и их утилизацию. Дальше возникли проблемы с землей, потому что все было оформлено криво. У губернии оказались проблемы с частью участка, который вообще не пойми у кого был. А пока земельный участок не оформлен, мы не могли начать новое строительство. Для того чтобы строительство новой арены началось спустя год, потребовалось совершить героические усилия, поверьте. Если бы у меня не было в подчинении управления капитального строительства, которое всем этим занималось, я не знаю, какими усилиями ХК «Авангард» все это смог бы сделать. На старте мне казалось, что старая арена может простоять и 5, и даже 10 лет.
О хоккейной академии
Вы представляете, сколько стоила академия в Омске? Не один миллиард рублей. Академия – это тоже в некотором смысле бизнес. Мы не делим хоккеистов на своих и не своих. Мы создали условия, позволяющие молодому талантливому парню расти как профессионалу. И это вовсе не значит, что мы грабим другие регионы, сманивая таланты у них. Сейчас по решению губернатора Омской области создана рабочая группа по реализации проекта освоения расположенной рядом с академией территории. Там возможно появление и полноразмерного футбольного стадиона, и общеобразовательной школы. И развитие этой территории для меня более насущный вопрос, чем спасение СКК им. Блинова.
Наше основное преимущество – индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Мы строим планы развития каждого хоккеиста с 15 лет, пошагово планируя его дальнейшую карьеру. В программе развития мы учитываем адаптированный к российской реальности лучший мировой опыт и опыт советского хоккея, у нас есть даже блок психомоторики, который мы ввели, изучив практику скандинавских школ, воспитавших много высококлассных хоккеистов. Посмотрим по результату, конечно, но я уверен, что у нас получился хороший продукт. И чем больше будет таких академий, тем лучше для российского хоккея в целом.
Об Омске и омичах
У меня есть основная работа и в Омск я не перееду, конечно, но Омск мне близок, как и Москва, и Санкт-Петербург. Я очень хорошо знаю этот город и часто бывал в Омске еще до того, как стал председателем совета директоров ХК «Авангард», знаю омичей, у меня много знакомых оттуда, мы были в приятельских отношениях с бывшим генменеджером клуба Анатолием БАРДИНЫМ. Просто я это не афишировал никогда. Я считаю, Омску нужно гордиться тем, что у него есть, и продвигать эти все вещи, а не пребывать в постоянном негативе. Мне кажется, именно в этом проблема омичей. Им есть чем гордиться. И хоккей – одна из изюминок этого города.