Сергей КОНОВАЛОВ: «Если никто не пытается хантить ваших сотрудников, значит, вы, как управленец, сработали плохо»

Дата публикации: 29 января 2020

Со 2 декабря 2019 года Омское отделение Сбербанка возглавил новый управляющий – Сергей КОНОВАЛОВ, который прежде руководил подразделением банка в Удмуртии. Первое в регионе интервью он дал обозревателю «Коммерческих вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

– Сергей Владимирович, расскажите, как вы оказались в Сибири. Не испугал перевод?

– Что вы! Менталитет северян – я родился на Севере и провел там большую часть жизни – очень схож с менталитетом сибиряков. Для меня это в первую очередь означает открытость в общении. Я прекрасно понимаю омичей и легко нахожу с ними общий язык. Но, конечно, я не ставил себе цель работать именно здесь. В Сбербанке действует принцип, по которому каждые пять лет сотрудникам рекомендуют ротацию, и в первую очередь он касается управляющих отделениями. Мне кажется, это правильный подход. Во-первых, чтобы глаз не замыливался, не терялась острота восприятия. Новый управленец – это свежий взгляд на рынок, его потенциал. Отработав почти пять лет в Удмуртии, я прошел серию мероприятий, получил весьма неплохую оценку и должен был выбрать регион для перемещения. Это могли быть и Сибирь, и Центральная Россия, и еще несколько территорий. Предпочел Омск. Во-вторых, Сбербанк – крупная международная организация. Подобными ротациями выравнивается уровень развития бизнеса, корпоративная культура.

– Понимаю, о чем вы, да. И каковы впечатления от Омска?

– Честно признаться, город оказался гораздо приятнее по сравнению с тем образом, который рисуется самими жителями в соцсетях и журналистами. Вы куда более критичны к Омску, чем он того заслуживает. Я ведь приехал из Ижевска. Во многом, и в первую очередь по структуре экономики, эти города схожи – добротные промышленные центры.

– Как оцениваете свежим взглядом взаимоотношения Сбербанка с властями, с бизнесом в нашем регионе?

– Стратегия работы Сбербанка с предпринимателями останется неизменной: мы продолжим финансировать успешных представителей рынка, имеющих репутацию надежных партнеров. Просрочка по кредитам корпоративного блока в Омске минимальна, так что могу сказать, наши партнеры из делового сообщества весьма взвешенно подходят к оценке и принятию своих рисков. Что касается властей, то Сбербанк в принципе настроен на тесное сотрудничество с регионами, в Омской области я вижу заинтересованность со стороны госаппарата. У нас есть что предложить помимо основного бизнеса – проекты, которые разработаны дочерними структурами в разных сферах: например, с использованием искусственного интеллекта и нейросетей, с распознаванием визуальных образов и речи. Мы можем предложить их как корпоративному сектору, так и государственному. Они успешно апробированы в других регионах, в том числе Удмуртии.

— Что за проекты?

— В медицине, например, цифровые технологии способны облегчить прием врачом пациента, избавив его от рутины заполнять карту: нужная информация наговаривается голосом и автоматически загружается в базу. При этом качество распознавания речи – 99%, в том числе профессиональных медицинских терминов. После внедрения этого проекта экономия времени приема составила до 50%, повысилось качество обслуживания, поскольку врач не отвлекается на заполнение документов, а сосредотачивается на общении с больным. Face ID значительно упростил пропускную систему и повысил уровень безопасность в ижевских школах.

– Какие-то из этих проектов вы уже обсуждали с омским правительством?

– В первую очередь мы сейчас предлагаем коллегам инструмент государственно-частного партнерства, который даст возможность финансировать значимые для региона проекты, избегая дополнительной нагрузки на бюджет области. Полагаем, этот механизм будет весьма уместен при решении вопросов отопления и водоснабжения в Омской области.

– В продолжение вопроса о впечатлениях от города. Что скажете о команде омского Сбербанка? Стоит ли ждать новых кадровых назначений в ближайшее время?

– Нет, кроме естественной ротации, когда некоторые сотрудники уходят на закономерное повышение. Я убежден, что успех руководителя коррелирует с количеством профессионалов, которых он вырастил. Если никто не пытается хантить ваших сотрудников, значит, вы, как управленец, сработали плохо.

– А как же финансовые показатели как успех управляющего?

– Безусловно, главный критерий – прибыль банка. Но тут я спокоен, Омское отделение на очень хорошем счету, мы традиционно входим в ТОП-3 крупнейших налогоплательщиков в бюджет региона.

– Кстати, о конкуренции между банками. Можно ли расценивать экосистему как конкурентное преимущество Сбербанка?

– Отчасти да. Группа компаний Сбербанк предлагает целый набор продуктов и услуг из самых разных сфер. И для частных клиентов, то есть нас с вами, и корпоративных. Расскажу пример из личной практики. Какое-то время назад я продал квартиру в Вологде, используя наш сервис «ДомКлик». С его помощью можно продать или купить недвижимость, подать заявку на кредит, провести оценку и вообще оформить все необходимые документы. Сначала я разместил объявление о продаже, находясь в другом городе. Будущий покупатель на «ДомКлик» подал заявку на получение ипотечного кредита и, будучи участником зарплатного проекта банка, в тот же день получил одобрение. Далее при помощи сервиса электронной регистрации через «Домклик» была проведена регистрация сделки в Росреестре. После перехода права собственности к покупателю банк перевел мне деньги за квартиру – до этого момента они были размещены на номинальном («блокированном») счете в целях безопасности. И все это без моего физического присутствия в Вологде – всего за неделю. Сами знаете, люди месяцами оформляют подобные сделки. Кроме того, через платформу DocDoс можно получить онлайн-консультацию у любого врача или записаться на прием к доктору в конкретной больнице, предварительно посмотрев рейтинги специалиста. Это особенно удобно в чужом городе. Не скрою, я и сам в Сочи прибегал к этому сервису, когда неудачно упал, катаясь на горных лыжах. Также экосистема Сбербанка предлагает услуги такси, онлайн-кинотеатра, доставки еды и многое другое. Есть и «бизнесовые» предложения. Через «Сбербанк Факторинг» удобно рассчитываться с поставщиками, через «Сбербанк Лизинг» – приобретать оборудование, через сервис Bank of Business Partners – искать бизнес-партнеров в разных городах и странах, при помощи профессиональной аналитики конкретного делового сегмента – ориентироваться на рынке и вовремя принимать управленческие решения. И так далее. Причем клиент получает этот набор в виде «бесшовного» продукта.

– У вас двое сыновей. Вы обучаете их финансовой грамотности?

– Конечно. Старшему 20 лет, он учится на юрфаке в СПбГУ, младшему – 13. У каждого сына свой лимитированный бюджет на месяц, и эта сумма не пересматривается. Я пытаюсь им привить понимание денег как ограниченного ресурса.

– Для них это кредитные средства?

– Безвозмездное субсидирование! Себе я, конечно, кажусь щедрым отцом, но у старшего ребенка на мой звонок стоит почему-то портрет Ивана Грозного...

– А своими личными средствами как распоряжаетесь?

– Провожу диверсифицированную инвестиционную политику: у меня есть гособлигации, ценные бумаги российских эмитентов, вклады. Но периодически беру и кредиты. На покупку автомобиля, например, потому что вложения не хочется отзывать. Вопрос ведь не в том, что стоит избегать долгов – в современном бизнесе, допустим, без них не обойтись – нужно грамотно планировать соотношение доходов и расходов.

– Напоследок, как предпочитаете отдыхать? Про горные лыжи уже уловила.

– Очень люблю путешествовать. В Омск не прилетел, а приехал на своей машине. Хожу в походы, участвую в сплавах. В том числе с коллегами из Сбербанка.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/yanvar/3/118031